Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:01, реферат
Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность процесса общения;
- проанализировать этику человеческих контактов, симпатию в общении;
- изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
- рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.
Введение
1 Этические основы профессионального общения ………………..
1.1. Сущность процесса общения …………………………………..
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия
в общении …………………………………………………………….
2 Педагогический такт как компонент нравственной
культуры учителя …………………………………………………….
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта …………………………………………………………………..
2.2. Признаки и элементы педагогического такта ………………...
2.3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта ………………………………………………
2.4. Стиль владения педагогическим тактом………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………
Педагогический университет
им. Циолковского
По
дисциплине: Введение в педагогическую
деятельность.
На тему: «Педагогический
такт учителя»
Содержание
Введение
1 Этические основы профессионального
общения ………………..
1.1. Сущность процесса общения …………………………………..
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия
и симпатия
в общении …………………………………………………………….
2 Педагогический такт как компонент нравственной
культуры учителя …………………………………………………….
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта …………………………………………………………………..
2.2. Признаки и элементы педагогического
такта ………………...
2.3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта ………………………………………………
2.4. Стиль владения педагогическим тактом………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………
Введение
Педагогический такт - необходимое условие успешного обучения и воспитания. Проявление педагогического такта означает установление правильных взаимоотношений преподавателя со студентом.
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
В современной действительности огромное
внимание уделяется психологии и этике
педагогического общения. Сегодня как
никогда такие проблемы становятся актуальны.
Это связано с развитием демократического
общества в нашей стране, при котором на
первый план выходит человек как личность,
человек, требующий к себе внимания и доброжелательного
отношения. Такие отношения не чужды и
работе творческого коллектива, эффективность
работы которого во многом зависит от
педагогического такта преподавателя.
То, насколько правильно руководитель
коллектива выберет свой стиль работы,
зависит успешная деятельность всего
коллектива.
Объект исследования – деятельность
руководителя творческого коллектива.
Предмет исследования –
особенности педагогического такта и
форм его проявления в деятельности руководителя
творческого коллектива.
Цель – изучить особенности
педагогического такта и форм его проявления
в деятельности руководителя творческого
коллектива.
Для реализации цели необходимо решить
следующие задачи:
- рассмотреть сущность процесса общения;
- проанализировать этику человеческих
контактов, симпатию в общении;
- изучить понятие и основные составляющие
педагогического такта;
- выявить основные признаки и элементы
педагогического такта;
- рассмотреть стиль общения педагога
как выражение педагогического такта.
1
Этические основы профессионального
общения
1.1. Сущность процесса
общения
Деятельность творческого
коллектива представляет собой отношения
руководителя этого коллектива с его учащимися.
По-другому их можно назвать отношения
«учитель-ученик». В этой связи для простоты
в дальнейшем будем применять термины
«учитель» и «ученик».
Отношения «учитель — ученик» — достаточно
серьезная педагогическая проблема. Во
взаимодействие постоянно вступают два
разных духовных мира: мир учителя (опыт,
знания, убеждения, нравственные взгляды,
ценностные ориентации его поколения
и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия
развития, формирования личности: стремление
все познать, попробовать и т. п.) Суть проблемы
общения в умении «сопрягать» эти разные
духовные меры.
Такое понятие как общение
психологи определяют как:
а) «сложный, многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности...»;
б) «одна из универсальных форм активности
личности (наряду с познанием, трудом,
игрой), проявляющаяся в установлении
и развитии контактов между людьми, в формировании
межличностных отношений и порождаемая
потребностями в совместной деятельности»;
в) «связь между людьми, в результате которой
происходит влияние одного человека на
другого».
г)» это сложный и многогранный процесс,
который может выступать в одно и то же
время и как процесс взаимодействия индивидов,
и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния
друг на друга, и как процесс сопереживания
и взаимного понимания».
Вступая в общение, человек несет в себе:
- сложившиеся убеждения, отношения, ценностные
ориентации, определяющие его социально-нравственную
позицию;
- стиль поведения в общении;
- стремление реализовать свои ролевые
притязания, самоутвердиться;
- намерение понять другого, опыт восприятия,
изучения, понимания, объективного оценивания;
- сложившийся способ воздействия на партнера
по общению, заражение, внушение, подражание.
Педагогическое общение
- это многоплановый процесс организации,
установления и развития коммуникации,
взаимопонимания и взаимодействия между
педагогами и учащимися, порождаемый целями
и содержанием их совместной деятельности».
Педагогическое общение — это продуктивное
общение. Его результатом является духовное
обогащение двух сторон: и педагога, и
воспитанника. Но такое обогащение возможно,
если педагог, занимая позицию субъекта,
относится и к воспитаннику как субъекту.
Это означает:
- уважение педагогом духовного мира воспитанника,
признание его права на несогласие с учителем;
- интерес к миру ученика и сопричастность
к его состоянию, сопереживание его успеху
и неуспеху;
- восприятие индивидуальности воспитанника
как ценности со всеми только ему присущими
качествами.
Основные функции педагогического
общения: информационная, социально-перцептивная,
самопрезентативная, интерактивная, эффективная.
Информационная функция общения реализуется
в обмене информацией познавательного
и аффективно-оценочного характера между
учителем и учениками. Передача этой информации
осуществляется средствами вербальной
и невербальной коммуникации.
Социально-перцептивная
функция проявляется в умении учителя
воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный
уровень), а также в особой «чувствительности»
к воспитаннику (эмпатийный уровень).
Самопрезентативная функция помогает
самовыражению и учителя, и ученика. В
актах общения осуществляется презентация
так называемого внутреннего мира педагога
и воспитанника.
Интерактивная функция
педагогического общения состоит в обмене
образами, идеями, действиями и в способности
отстаивать свои идеи, доказывать свою
точку зрения. Если учитель заинтересован
развитием личности ученика, то он будет
стремиться научить его умению социального
поведения и общения с инакомыслящими,
навыкам ведения споров, дискуссий.
Аффективная функция общения
заключается в эмоциональной стимуляции,
разрядке, психологическом комфорте и
контроле аффекта, его нейтрализации,
коррекции. Положительное эмоциональное
общение создает условия для творческой
совместной деятельности, появления особой
социальной установки на другого человека,
вызывающей чувство уважения, симпатии,
благодарности.
В целом данные функции педагогического
общения играют основную роль в деятельности
учителя и характеризуют его коммуникативные
способности.
С точки зрения этической стороны общения
(куда, кстати, и относится педагогический
такт) акцент следует сделать на те функции
в процессе общения, которые играют главную
роль в формировании этики человеческих
отношений. Это такие функции, как:
- «открытие» обучающегося на общение
— пробудить желание выйти на общение,
снять психологические зажимы, снять страх
перед неизвестностью; убедить ученика
в его свободном выборе характера общения
(но с учетом нравственных норм), повысить
самооценку и уверенность в себе, а также
убедить ученика в положительном отношении
к нему учителя,
- «соучастие» ученику в процессе общения
— данная функция призвана поддержать
ученика в его стремлении к общению, принять
часть трудностей на себя, оказать помощь
воспитаннику, проявить интерес к его
внутреннему миру. Данная функция обеспечивает
механизм транслирования одного «Я» другому
«Я», «возвышение» учащегося в процессе
общения. Функция «возвышения» — такое
влияние на ученика, при котором ему удается
в ходе взаимодействия сохранить уровень
этической культуры общения и благодаря
духовным и физическим усилиям совершить
восхождение к новым духовным новообразованиям.
Содействовать восхождению — значит формировать
нравственные качества личности ученика
(стремление стать добрее, смелее, решительнее).
Реализация этих функций обеспечивается
практическими профессиональными умениями
педагога. Методика формирования данных
умений предложена Н. Е. Щурковой. Чтобы
педагогическое общение было эффективным,
педагогу необходимо знать:
- закономерности общения;
- структуру общения, особенности реализации
коммуникативной, интерактивной и персептивной
функций общения;
- методику изучения общения и межличностных
отношений;
- основные психолого-педагогические и
этические требования, предъявляемые
к организации педагогического и межличностного
общения.
Моральные принципы педагогического
общения представляют собой одну из форм
этического сознания педагога. В них выражаются
наиболее обобщенные требования к этике
общения педагога с учащимися. Принципы
педагогического общения определяются
целями воспитания, и в основе их лежит
диалоговый характер взаимодействия педагога
с учениками (18). Это принципы:
- ненасилия (право ученика быть тем, что
он есть);
- паритетности взаимоотношений;
- уважения труда познания ученика;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ученика;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
- оптимальной требовательности и уважения;
- опоры на положительное в ребенке;
- компромиссности спорных решений.
1.2.
Этика человеческих
контактов.
Эмпатия
и симпатия в общении. Определив основные
моменты взаимоотношений учителя и ученика
перейдем непосредственно к рассмотрению
этики человеческих контактов.
В процессе общения с учащимися педагог
расширяет свои знания о личности учащегося.
Он по-разному воспринимает и оценивает
воспитанников в той или иной ситуации,
что накладывает определенный отпечаток
на формирование эмоционально-межличностных
отношений учащихся с учителем. Немаловажную
роль в процессе общения играют человеческие
отношения, основанные на чувствах симпатии,
антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия
и человеческое познание есть явления,
представляющие собой единый процесс,
характеризующийся постепенным углублением
проникновения одного человека в психологию
другого.
Эмпатия - это понимание другого человека
без помощи слов через ощущения, чувства,
эмоции с последующим их осознанием
Эмпатия — сопереживание, умение поставить
себя на место другого, способность человека
к произвольной эмоциональной отзывчивости
на переживания других людей. Сопереживание
— это принятие тех чувств, которые испытывает
некто другой так, если бы они были нашими
собственными. Основоположник гуманистической
психологии К. Роджерс (1902-1987) определял
эмпатическое понимание как «умение войти
внутрь личного мира другого человека
и увидеть, правильно ли мое понимание
партнера».
Проявление эмпатии в общении
— это общая установка на понимание педагогом
своего ученика, его состояния в данный
момент, что отражается всеми невербальными
средствами ребенка: интонацией, позой,
мимикой, походкой, жестами. Достаточно
часто воспитанник не может выразить свою
мысль так, чтобы учитель правильно его
понял, но педагог должен обладать умением
«прочитать» душевное состояние ребенка,
«расшифровать» скрытый смысл сказанного
учеником даже по тону произнесенной фразы.
Сочувствие, сострадание, эмоциональное
созвучие позволяет педагогу поставить
себя на место ученика, понять его истинные
намерения, переживания. Эмпатия обычно
дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает
о себе личность партнеру по общению, ученик
- учителю, о многих вещах вообще не принято
говорить. В состоянии эмпатии педагог
чутко воспринимает психическое состояние
воспитанника, его тончайшие эмоциональные
и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю
по невидимым каналам передается страх
учащегося перед экзаменом; радость воспитанника
от успешного решения задачи, которая
ранее не решалась и т.д.
В эмпатии можно различить две ступени:
«сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие
как устойчивое свойство побуждает человека
к альтруистическому поведению, так как
в основе этого свойства лежит нравственная
потребность в благополучии других людей,
формируется представление о ценности
другого. По мере психического развития
эмпатия сама становится источником нравственного
развития.
Эмпати ясопереживание более
свойственна учащимся младшего школьного
возраста, а эмпатиясочувствие более характерна
для подростков, именно эту особенность
и следует учитывать учителю в работе
с детьми. Наибольший успех в общении имеют
педагоги с развитой эмпатией, это одно
из важных профессиональных качеств учителя,
которое необходимо развивать, используя
различные методики.
Эмпатийное общение складывается из следующих
компонентов: - умение слышать ученика
(отмечать не только то, что сказано, но
и как это сказано);
- положительная установка на воспитанника;
- развитое внимание, память и воображение
(способность проанализировать увиденное
и спрогнозировать последующее развитие
событий в общении).
Симпатию можно трактовать как определенную
чувственную фиксированную установку.
Как эмоциональная установка симпатия
требует ответных эмоционально-положительных
реакций — взаимности, взаимопонимания.
Чувство симпатии сближает людей, создает
условия для их взаимного познания и уважения.
В процессе непосредственных отношений
порождается склонность к предпочтению,
привязанности к определенному человеку.
Симпатия порождает повышенный
интерес к людям, в ходе его удовлетворения
создаются необходимые эмоционально-психологические
условия, благоприятная атмосфера для
формирования и развития у человека способности
адекватно воспринимать, понимать и оценивать
окружающих.
В общении учителя с разными коллективами
и с каждым отдельным учеником часто возникает
ситуация, когда, казалось бы, совершенно
независимо от учителя складывается его
стереотип отношений к тому или иному
классу или ученику. Появляются симпатии
к одним классам и антипатии к другим,
появляются любимчики и нелюбимые ученики.
Иногда в возникновении симпатии решающую
роль играет ситуация. Преподаватель может
теплее, чем к другим, относиться к сыну
друзей, который обучается в его классе;
к ученику-шахматисту (если сам увлекается
этой игрой); к ученице, которая хорошо
поет (если учитель любит данный вид искусства
или сам поет) и т. п. Такой подход нередко
приписывает воспитаннику чаще положительные
качества, а отрицательные практически
не замечаются. И наоборот, если учитель
проявляет к ученику антипатию, то может
относиться к воспитаннику более критично,
предвзято, не замечая его положительные
стороны.
Симпатия пробуждает
в человеке не только моральные и эстетические
переживания, но и стремление к познанию
объекта симпатии. Питая симпатию к определенному
ученику, человеческие качества которого
оцениваются, педагог приобретает и усваивает
определенную сумму знаний о нем.
2
Педагогический такт
как компонент
нравственной культуры
учителя
2.1. Понятие и основные
составляющие педагогического
такта
Педагогический
такт – это чувство меры в поведении и
действиях учителя, включающее в себя
высокую гуманность, уважение достоинства
ученика, справедливость, выдержку и самообладание
в отношениях с детьми, родителями, коллегами
по труду. Педагогический такт – одна
из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение».
Исследователи проблемы педагогического
такта по-разному трактуют это понятие:
• иногда такт отождествляют с качествами
воспитанности, и тогда данное понятие
приравнивается к понятию вежливости,
• тактичность — это выражение отношения
учителя к делу обучения и воспитания,
• педагогический такт — это специфический
инструмент влияния, требующий наличия
профессиональных педагогических качеств:
мастерства, творческого потенциала, нравственных
чувств.
Сущность данного понятия с психологической
позиции наиболее полно определил К.Д.
Ушинский, хотя и не дал четкого определения
понятия. Педагогический такт «не
что иное, как более или менее темное и
полусознательное собрание воспоминаний
разных психических актов, пережитых нами
самими».
В современной педагогической литературе
сегодня существуют разнообразные трактовки
данного понятия. Приведем лишь некоторые
из них. Педагогический такт — это:
• «поведение учителя, организованное
как нравственно целесообразная мера
взаимодействия педагога с детьми и воздействия
на них»;
• «одна из основных педагогических способностей
и важная составная часть педагогического
мастерства педагога»;
• «форма поведения, когда человек идет
на моральный компромисс, но во имя высоких
нравственных целей. Это смягчение, сознательное
ослабление одного нравственного требования
во имя верности другим»;
• «мера педагогически целесообразного
воздействия учителя на учащихся, умение
устанавливать продуктивный стиль общения»;
• «особое чувство оптимума, мера того,
что делает педагог»;
• «способность устанавливать правильные
взаимоотношения, чувство меры в проявлении
требовательности, в форме выдвижения
требований, особая чуткость в разрешении
психологически тонких педагогических
вопросов.
2.2.
Признаки и элементы
педагогического
такта
Главным признаком
педагогического такта является его принадлежность
к нравственной культуре личности учителя.
Такт относится к моральным регуляторам
педагогического процесса и основывается
на нравственно-психологических качествах
учителя.
Основными элементами педагогического
такта являются:
- требовательность и уважительность к
воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать
ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить
сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении
и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не
терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности
с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на
работу, деловые встречи; своевременно
возвращает то, что одалживал у коллег,
учащихся, их родителей; не повторяет слухов,
непроверенных фактов, тем более, если
они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется
обоснованностью и гибкостью применения
методов, форм и приемов педагогического
воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность
педагога. Главная отличительная черта
тактичного руководителя творческого
коллектива, как педагога — высокая требовательность
и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие
«такт» включает много компонентов, но
все они так или иначе связаны с заботой
о маленьком человеке, с внимательным
и чутким отношением к нему. Педагогический
такт предполагает гибкость поведения
учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми
ролями педагогической деятельности учителя.
На занятиях — четкость, корректность,
строгость, если коллектив не готов к уроку.
Во внеурочное работе — непринужденность,
задушевность, которые особенно необходимы
в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что
там, где гибкость педагогической тактики
заменяется резким окриком или многословием
раздражения, и гневливостью, происходит
подмена профессиональной педагогической
деятельности выражением педагогической
несостоятельности. Это как если бы врач
вместо оказания помощи больному избил
бы его.
Проявления такта разнообразны. Это и
умелый выбор места разговора с виновником
происшествия, и выбор времени для беседы,
и ее тон. Это и проявления повышенного
внимания к более слабым или по каким-либо
причинам, отстающим ученикам. Это и тактичное
оценивание успехов учащихся, и корректное
комментирование допущенных ошибок и
многое другое.
Следует также
отметить, что, используя такие методы
стимулирования, как наказание и поощрение,
учитель особо должен быть тактичным по
отношению к каждому ученику. Бестактно,
например, применять поощрение в тех случаях,
когда преподавателя не поддерживает
коллектив или когда ученики считают,
что эта похвала их коллегой не заслужена.
При применении наказания очень важно
как можно больше проявлять уважения и
одновременно требовательности к воспитаннику.
Недопустимо возмущаться проступком ученика,
а тем более срывать зло и оскорблять его.
2.3.
Стиль общения
педагога как выражение
педагогического
такта
Важной характеристикой
в этике профессионально-
- индивидуально-типологические особенности
взаимодействия педагога и обучающихся
— особенности коммуникативных возможностей
учителя, достигнутый уровень взаимоотношений
педагога и воспитанников, творческая
индивидуальность педагога;
- совокупность устойчиво применяемых
педагогом способов воздействия на учащихся.
Стиль общения педагога с учащимися —
это категория социальная и нравственная.
Он формируется под воздействием многих
факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения
(семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов),
оказавших наибольшее воздействие на
процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных
стиля управления и общения: авторитарный,
демократический, либеральный. Попытаемся
кратко воссоздать портрет педагога каждого
типа, увидеть плюсы и минусы его общения
с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика как на объект педагогического
воздействия, а не как на равноправного
партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни детского
коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим
коллективом сосредотачивает в своих
руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности
гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия,
как приказ, инструкция, выговор, угроза,
благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно
испытывают эмоциональный дискомфорт;
тратят свои силы на психологическую защиту
от педагога, а не на учебный процесс; в
коллективе существует двойное общественное
мнение, отсутствует доверительность.
Отрицательный нравственный опыт учащихся,
который является результатом авторитарного
стиля общения педагога, не могут перестроить
даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники
теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому
труду,
- неорганизованность, неуверенность в
принятии решений, отказ от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога
в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие
должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки,
порой негативно настроенные друг к другу;
отсутствует сплоченность в ученическом
коллективе, эмоциональная удовлетворенность
от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации
воспитательно-образовательного процесса;
- высокая культура педагогического общения
(в учениках цени нравственную направленность:
ответственность, честность, добросовестность,
доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение
его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления
и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как
поощрение, убеждение, авансирование личности,
успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают
веру в себя, в свои возможности; формируются
верные нравственные ориентиры; в коллективе
складывается благоприятный психологический
климат, учащиеся доброжелательно относятся
друг к другу.
Педагог в процессе учебной
деятельности всегда вырабатывает индивидуальный
стиль общения с учащимися. Представители
«чистых» стилей встречаются крайне редко.
В зависимости от ситуации педагог может
менять стилевой рисунок своего поведения,
но в целом он сохраняет тот стиль, который
формировался у него на протяжении ряда
лет педагогической деятельности. От выбранного
стиля поведения часто зависит этика педагогического
общения, а, следовательно, и педагогический
такт.