Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6

1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры..........................................................................................10

1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32

2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37

3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ       

        УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ  
 

              Факультет физический культуры

              Кафедра спортивных дисциплин

              Специальность «Физическая культура»

              Курс 5 
               
               

ГИЗЕТДИНОВ  ВАДИМ ИЛЬДАРОВИЧ 
 

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА

НА  ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ

К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 

                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                    к. п. н., доцент А.Ю.Костарев

  
 
 
 

Работа допущена к защите ___________

Заведующий кафедрой       ___________ 

Дата представления       ___________

Дата защиты        ___________

Оценка         ___________ 
 

УФА 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

    1.1 Понятие  о деятельности учителя физической  культуры и его функции. ........6

    1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

    физической  культуры..........................................................................................10

    1.3 Мотивация  школьников к занятиям физической  культурой и спортом через  формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

    1.4 Влияние  психолого-педагогического изучения  школьника учителем физической  культуры на условия формирования  мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32

    2.1 Методы исследования...................................................................................32

    2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

    3.1 Мотивы к   занятиям физической культурой  учащихся в процессе педагогической  деятельности.............................................................................37

    3.2 Условия  формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования. Проблема мотивации и мотивов занятий физической культурой рассматривается как одна из ключевых областей современной психологии физического воспитания. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека. В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, используя при этом разнообразные пути и факторы её повышения. [5,11,29,43].

Эмоциональное воздействие занятий физической культурой при грамотной постановке учебно-воспитательной работы учителем физической культуры может оказать позитивное влияние на формирование, потребности, мотивации к данным занятиям. Поэтому основная роль в формировании мотивации к занятиям физической культурой у учащихся принадлежит учителю физической культуры.

Учитель имеет дело с постоянно меняющейся ситуацией обучения и воспитания, которая определяется внимательностью учащихся, их отношением к учебному материалу, взаимоотношениями между учителем и учащимися, а также между самими школьниками. Поэтому достижение цели проверенным способом большей частью нереально. Современный учитель должен постоянно осмысливать свою педагогическую деятельность, а это требует постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.

     Таким образом, актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным изучением влияния педагогической деятельности учителя физической культуры, внедрения в учебный процесс по физической культуре средств педагогического воздействия, используемых учителем физической культуры для формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой.

     Исходя  из данного положения, нами была сформулирована тема квалификационной работы: «Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации к занятиям физической культурой».

     Цель  исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

     Объект  исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

     Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

     В основу исследования положена гипотеза, согласно которой влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры может быть существенно улучшено, если:

    • основу этого процесса составит личностно-деятельностный подход, определяющий активизацию потребносто-мотивационной сферы личности.
    • физическая культура воспринимается учениками как личная 
      и общественная ценность, позволяющая им продуктивно и творчески 
      реализовать свои планы и намерения;
    • совокупность приобретенных знаний, умений и навыков школьников, относительно физкультурно-спортивной деятельности реализуются в жизни, оптимизируют его здоровый образ жизни, самосовершенствование.
 

     В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были определены следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать влияние педагогической деятельности учителя физической культуры на формирование мотивации учащихся средних классов к занятиям физической культурой.
  2. Определить основные направления мотивов занятий физической культурой у учащихся средних классов.
  3. Выявить динамику мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов в процессе педагогического эксперимента.

     Для решения задач и проверки исходной гипотезы использованы следующие  методы исследования: педагогический эксперимент, математическая обработка, научно-методических литературных данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

    1. Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции
 

     Понятие о деятельности введено и обосновано отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым. Деятельность – это регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, вызванная социально значимыми мотивами[25,C.56] .

     Таким образом, не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Труд, учеба, занятия спортом, общественная работа относятся к разным видам  деятельности.С точки зрения философии активность является условием прогрессивной эволюции человеческого бытия.

     Независимо  от вида деятельности ее компонентный состав как правило, одинаков. Помимо мотивационного, выделяют перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями (например, наблюдение за учениками); мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; мыслительный, связанный с решением возникающих по ходу деятельности задач; имажинитивный, связанный с воображение придумыванием новых упражнений; двигательный, связанный например, с показом физических упражнений[17] .

     Деятельность  осуществляется в несколько этапов: подготовка, исполнение плана и оценка достигнутого[.

     Подготовительный  этап заключается в постановке цели и задач, в создании ориентировочной основы деятельности, то есть в выяснении условий, в которых будет осуществляться деятельность (ситуация, средства достижения цели), в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. [16, 22, 49]. Сюда же входят создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка учителя физической культуры на урок.

     Большой объем работы, выполняемой на этом этапе, является одной из особенностей деятельности учителя физической культуры.

       Исполнительный этап связан с практической реализацией намеченного, контролем за действиями учащихся, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу урока, с корректировкой плана урока в связи с изменениями ситуации. Этот этап характеризуется психической напряженностью учителя, обусловливаемой постоянным распределением и переключением внимания. [5, 17, 19, 30].

     Оценочно-корректировочный этап связан с оценкой достигнутого, с выявлением причин неудач на уроке и с внесением коррекции в план деятельности при ее повторном исполнении. Этот этап деятельности требует от учителя тщательного анализа проведенного урока, обобщения отдельных разрозненных фактов, поиска ответа на возникшие вопросы в научно-методической литературе. [17, 19].

     Решение стоящих перед учителем физической культуры задач обусловливает многообразие выполняемых им функций: проектировочных, управленческо-организаторских, прогностически-ориентирующих, образовательно-просветительных, воспитательных, административно-хозяйственных, определяющих различные стороны его педагогической деятельности.

     Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физическому воспитанию учащихся, учебных нагрузок, достижений школьниками определенных результатов. При этом учитель должен контролировать темпы развития школьников и с учетом получаемых результатов вносить поправки в свои планы [3, 9, 12].

     Большое место в деятельности учителя  физической культуры принадлежит проектированию (конструированию) урока: подбору учебного материала в связи с задачами урока, возрастом учащихся, их половыми особенностями, спецификой класса. Вся эта проектировочно-конструктивная работа учителя находит отражение в конспектах уроков, В них должны найти место содержание урока, система и последовательность действий учащихся (их размещение, перестроение и т. д.). В конспекте должны быть отражены приемы повышения активности учащихся на уроках (повышение мотивации, создание проблемных ситуаций, работа низкоактивных школьников в паре с высокоактивными и т. д.). Конспект должен отражать задачи не только физического, но и психического развития учащихся, а также воспитательные задачи и пути их конкретного решения.

     Управленческо-организаторские  функции учителя физической культуры состоят в практической организации урока и занятий спортивных секций, в организации школьных спортивных соревнований, в создании физкультурного актива школы и управлении им и т. д.

     Прогностически-ориентирующая  функция учителя физической культуры состоит в выявлении у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних – в помощи учащимся с выбором профессии, определением жизненного пути. [6, 17, 24, 45].

     Образовательно-просветительные  функции, а так же информационно-пропагандистские заключаются  в передаче учащимся знаний и умений, связанных с выполнение физических упражнений, с ролью развиваемых с их помощью физических и психических качеств в трудовой деятельности службе в армии, а также в объяснении значения здорового образа жизни для хорошего самочувствия и высокой работоспособности. [6, 11, 14].

     Информационная  сторона проявляется в передаче знаний, умений и тесно связана с функциями обозначения (например, использование спортивной терминологии) и обобщения (например, отнесение того или иного показателя двигательной деятельности к определенной группе двигательных качеств: быстроты реагирования – к качествам быстроты; усилия, развиваемого при сжатии динамометра, – к группе силовых качеств т.д.).

Информация о работе Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры