Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:53, реферат
Под педагогической деятельностью понимается сложно организованная система различных видов деятельности, а именно: 1) деятельность обучающего непосредственно преподавателя (основной компонент педагогической деятельности); 2) деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; 3) также методическая деятельность, но направленная на построение учебных средств, учебных предметов; 4) деятельность по увязыванию учебных предметов в одно целое - составление учебных программ.
Педагогическая деятельность. Под педагогической деятельностью понимается сложно организованная система различных видов деятельности, а именно: 1) деятельность обучающего непосредственно преподавателя (основной компонент педагогической деятельности); 2) деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; 3) также методическая деятельность, но направленная на построение учебных средств, учебных предметов; 4) деятельность по увязыванию учебных предметов в одно целое - составление учебных программ. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею. Можно рассматривать педагогическую деятельность как средство управления учебной деятельностью и как понимание сознания ученика и организацию понимания. Понимание значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, понимание изнутри другого человека. А также педагог должен организовать и понимать себя. Все это приходит с опытом, к приобретению которого нужно стремиться. Таким образом, педагогическое действие является коммуникативным, диагностическим актом. В связи с этим необходимо отметить то, что "учебные знания возникают в тех условиях, когда деятельность не передается непосредственно, и тогда они выполняют функцию опосредования передачи деятельности". Вначале обучают простым видам деятельности. Система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек. В конце этого процесса он выходит совершенно преобразованный, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей.
Виды
профессионально-педагогической
деятельности. Традиционно
основными видами педагогической деятельности
являются преподавание и воспитательная
работа, в профессиональной школе целесообразным
было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание – это вид деятельности,
который направлен на управление познавательной
деятельностью. Преподаванием занимается
преимущественно преподаватель теоретического
обучения, как в процессе обучения, так
и во внеурочное время. Преподавание осуществляется
в рамках любой организационной формы,
имеет обычно жесткие временные ограничения,
строго определенную цель и варианты способов
ее достижения. Логику преподавания можно
жестко запрограммировать. Мастер производственного
обучения решает задачу вооружения обучающихся
знаниями, умениями и навыками рационально
выполнять различные операции и работы
при соблюдении всех требований современной
технологии производства и организации
труда. Воспитательная работа – это педагогическая
деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды и управление разнообразными
видами деятельности воспитанников с
целью решения задач профессионального
развития. Логику воспитательного процесса
нельзя предопределить заранее. В воспитательной
работе можно предусмотреть лишь последовательное
решение конкретных задач, ориентированных
на цель. Воспитание и преподавание неотделимы
друг от друга. Хороший мастер производственного
обучения не только передает свои знания
учащимся, но и направляет их гражданское
и профессиональное становление. В этом
заключается суть профессионального становления
молодежи. Только мастер, знающий и любящий
свое дело, может привить учащимся чувство
профессиональной чести и вызвать потребность
в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку,
обеспечение и анализ учебно-воспитательного
процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное
обучение, должны самостоятельно отбирать
научно-техническую информацию, методически
ее перерабатывать, трансформировать
в учебный материал, планировать его, выбирать
эффективные средства обучения. Многие
преподаватели и мастера являются проектировщиками
учебного процесса по своему предмету.
Методическая работа порождает у педагогов
постоянное стремление к совершенствованию
профессиональной деятельности. Производственно-
Одним
из важнейших требований, которые
предъявляет педагогическая профессия,
является четкость социальной и профессиональной
позиций ее представителей. Именно
в ней учитель выражает себя как
субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога — это система тех интеллектуальных,
волевых и эмоционально-оценочных отношений
к миру, педагогической действительности
и педагогической деятельности в частности,
которые являются источником его активности.
Она определяется, с одной стороны, теми
требованиями, ожиданиями и возможностями,
которые предъявляет и предоставляет
ему общество. А с другой стороны, действуют
внутренние, личные источники активности
— влечения, переживания, мотивы и цели
педагога, его ценностные ориентации,
мировоззрение, идеалы. В позиции педагога
проявляется его личность, характер социальной
ориентации, тип гражданского поведения
и деятельности. Социальная позиция
педагога вырастает из той системы взглядов,
убеждений и ценностных ориентации, которые
были сформированы еще в общеобразовательной
школе. В процессе профессиональной подготовки
на их базе формируется мотивационно-ценностное
отношение к педагогической профессии,
целям и средствам педагогической деятельности.
Мотивационно-ценностное отношение к
педагогической деятельности в самом
широком ее понимании в конечном итоге
выражается в направленности, составляющей
ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом
определяет и его профессиональную позицию.
Однако здесь нет какой бы то ни было прямой
зависимости, поскольку воспитание всегда
строится на основе личностного взаимодействия.
Именно поэтому педагог, четко осознавая,
что он делает, далеко не всегда моясет
дать развернутый ответ, почему он поступает
так, а не иначе, нередко вопреки здравому
смыслу и логике. Никакой анализ не поможет
выявить, какие источники активности возобладали
при выборе педагогом той или иной позиции
в сложившейся ситуации, если он сам объясняет
свое решение интуицией. На выбор профессиональной
позиции педагога оказывают влияние многие
факторы. Однако решающими среди них являются
его профессиональные установки, индивидуально-типологические
особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных
ролевьд педагогических позиций. Педагог
может выступать в качестве: информатора,
если он ограничивается сообщением требований,
норм, воззрений и т.д. (например, надо быть
честным); друга, если он стремился проникнуть
в душу ребенка" диктатора, если он насильственно
внедряет нормы и ценностные ориентации
в сознание воспитанников; советчика,
если использует осторожное уговаривание'
просителя, если педагог упрашивает воспитанника
быть таким "как надо", опускаясь
порой до самоунижения, лести; вдохновителя,
если он стремится увлечь (зажечь) интересными
целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный
и отрицательный эффект в зависимости
от личности воспитателя. Однако всегда
дают отрицательные результаты несправедливость
и произвол; подыгрывание ребенку, превращение
его в маленького кумира и диктатора; подкуп,
неуважение к личности ребенка, подавление
его инициативы и т.п.
№6Сущность процесса обучения. Сущность процесса обучении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных: 1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки; 2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер; 3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу; 4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;5) валеологическая - функция здоровосбережения; 6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Движущие силы обучения - это противоречия. Основные противоречия в процессе обучения:
Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
Специфические закономерности:
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) 1) преподает
— целенаправленно передает
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится
— овладевает передаваемой
2) пытается
самостоятельно наблюдать,
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким
образом, диалектическое отношение
«обучение—воспитание»
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития. Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля. Познакомим читателя и с третьим подходом к определению метода обучения. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать. В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?