Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6
1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6
1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической культуры..........................................................................................10
1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18
1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32
2.2 Организация исследования...........................................................................33
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37
3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37
3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44
Выводы......................................................................................................................50
Список литературы……………………………………………………………..53
2.1.
Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методических литературных данных.
2. Педагогический эксперимент.
3.
Математическая обработка
3.Метод
математической статистики. Первичная
обработка полученных
Опрос – целью опроса явилось выявление направлений мотивов занятий физической культурой. Испытуемым предложили написать три варианта вероятных направлений достижений, в которых они хотели бы видеть прогресс при систематических занятиях физической культурой в школе.
Повторный опрос – применялся с целью получения сведений об изменении уровня мотивации к занятиям физической культурой учащихся средних классов.
3) Стандартное отклонение результатов измерений;
2.3.
Организация исследования
Исследование проводилось в школе № 44 г.Уфа в период с сентября 2009 года по март 2010 года. В исследовании принимали участие учащиеся средних классов (возраст – 13-14 лет; учащиеся 8-х классов), в количестве 28 человек.
На первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике физической культуры, корректировалась рабочая гипотеза, уточнялись стили подготовки и руководства учителей физической культуры, методы и средства формирования мотивации к занятиям физической культурой, необходимые и достаточные для окончательного подтверждения гипотезы и достижения цели, поставленной в данной работе.
На втором этапе проводилась первичная обработка полученных исходных данных. Изучались направления мотивов занятий физической культурой у учащихся средних классов, а также влияние педагогической деятельности на формирование мотивации к занятиям физической культурой. Корректировался план исследования. Осуществлялась организация и проведение педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач нами был проведён опрос с целью выявления направлений мотивов занятий физической культурой. Испытуемым предложили написать три варианта вероятных направлений достижений, в которых они хотели бы видеть прогресс при систематических занятиях физической культурой в школе.
В
начале эксперимента учащиеся были поделены
на контрольную и
Учащиеся вели дневники контроля (см. приложение 1), где фиксировался разработанный вместе с учителем физической культуры режим дня, в котором важное место занимало самостоятельное выполнение физических упражнений; разучиваемых на уроке физической культуры (комплекс упражнений, которые учащиеся будут выполнять дома).
Результаты выполнения домашнего задания записывались учениками в дневники контроля, представляющие собой таблицы. Так же в дневниках контроля учащиеся средних классов сами оценивали свои достижения по 10 бальной шкале, по следующим критериям: овладение сложным упражнением, изменение внешней привлекательности (фигуры), изменение уровня физической подготовленности, изменение уровня усилий при достижении результатов. В них же заносились и результаты контрольных замеров. За ведением дневника следили родители, которых заранее проинструктировал учитель физической культуры. По истечении 2-х месяцев, по результатам контрольных испытаний вывешивался «Экран успеваемости, плакат лучших достижений», по следующим критериям (сдача нормативов, участие в соревнованиях, посещаемость уроков физической культуры, лучший «спортсмен», улучшение внешней привлекательности, овладение сложными упражнениями) (см. приложение 2). Уроки проводились три раза в неделю по 45 минут, в течение 14 недель. Уроки физической культурой в контрольной группе проводились без изменений. Для развития физических качеств в этой группе применялись подвижные игры, эстафеты и упражнения, предусмотренные программным материалом.
На
третьем этапе, через 14 недель занятий
участники контрольной и экспериментальной
групп вновь были подвергнуты повторному
опросу, по результатам которого можно
было сравнить эффективность разных методик
формирования мотивации к занятиям физической
культурой. Полученные результаты были
обработаны математическими методами,
подвергнуты анализу и обсуждению.
Оформлялась научная работа.
ГЛАВА
III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
3.1
Мотивы к занятиям
физической культурой
учащихся в процессе
педагогической деятельности.
В результате исследования мотивации учащихся к занятиям физической культурой посредством опроса, нами были выявлены несколько направлений мотивов, в которых учащиеся желают видеть прогресс систематических занятий физической культурой в школе. При этом нами установлено (см. рис. 1), что наиболее значимыми учащиеся считают повышение уровня физической подготовленности (частота выбора составила 88,2%); овладение сложными упражнениями (частота выбора составила 84,3%) и успешное выполнение нормативов (частота выбора составила 82,6%).
Выявленные
направления мотивов
Рис. 1.
Частота выбора основных
направлений мотивов
учащихся
1– положительные эмоциональные переживания;
2– овладение сложными упражнениями;
3– повышение
уровня физической подготовленности;
4– одобрение со стороны педагога;
5– успешное выполнение нормативов;
6– улучшение фигуры;
7– признание
спортивных успехов окружающими;
Выделенные
направления мотивов можно
Выявленные в нашем исследовании повышение уровня физической подготовленности и успешное выполнение нормативов, составили самый высокий процент выбора, что соответствует: 88,2% опрошенным; 84,3% опрошенным; 82,6% опрошенным, находят подтверждение у М.А.Арвисто. Согласно его мнению, основными мотивами занятий физической культурой являются: укрепление здоровья, развитие физических качеств, воспитание характера, воли, развитие чувства красоты. В данном случае подтверждается мнение М.А.Арвисто о том, что мотив развития физических качеств через физическую подготовленность, а, следовательно, повышение двигательного опыта (правильное выполнение сложных физических упражнений), несомненно, ведёт к успешному выполнению нормативов; мотив развития чувства красоты в желании улучшить фигуру (позитивно изменить свой собственный физический образ) и составил – 43,9%.
Одним из основных направлений мотивов занятий физической культурой у опрошенных явилось – признание спортивных успехов окружающими (32,1%). Этот выбор объясняется одним из ведущих мотивов – мотивом престижа, который связан с утверждением в обществе, в ближайшей социальной среде, с общественной значимостью и престижем физкультурно-спортивной деятельности. Кроме этого, в нашем исследовании выявлено такое направление, как одобрение со стороны педагога – 23,4% опрошенных.
На основании полученных направлений мотивов мы измерили реальный уровень соответствия мотивов и достижений учащихся в физкультурно-спортивной деятельности в контрольной и в экспериментальной группах (по 10 бальной шкале).
Анализ
данных опроса, проведённого в экспериментальной
и контрольной группах до и
после эксперимента показал, что
испытуемые обеих групп наиболее
высоко оценивали такие достижения
как положительные
Следует отметить, что участники обеих групп высоко оценили уровень «эмоционально – волевых» достижений. Однако объективные показатели результативности занятий – повышение уровня физической подготовленности (4,85 балла), успешная сдача нормативов (3,8 балла), овладение новыми упражнениями (3,65 балла), которые традиционно считаются ведущими показателями успешности учебного процесса и подлежат педагогическому контролю, не получили высокой оценки со стороны испытуемых.
Анализ
результатов опроса (см. таблицу 1), проведённого
после эксперимента показал, что
в экспериментальной группе уровень
достижений значительно возрос, что
свидетельствует о