Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6

1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры..........................................................................................10

1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32

2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37

3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

2.1. Методы исследования 

      В работе использованы следующие методы исследования:

      1. Анализ научно-методических литературных данных.

      2. Педагогический эксперимент.

      3. Математическая обработка данных. 

     
  1. Анализ  научно-методической литературы включал анализ источников по теоретическим и методическим особенностям организации учебно-воспитательного процесса, направленный на формирование мотивации к занятиям физической культурой учащихся средних классов, а также о влиянии педагогической деятельности учителя физической культуры на данный процесс.
  2. Педагогический эксперимент – предполагал внедрение в учебно-воспитательный процесс учащихся 13-14 лет методики, направленной на формирование мотивации к занятиям физической культурой.

      3.Метод  математической статистики. Первичная  обработка полученных экспериментальных  данных произведена принятыми  в педагогических исследованиях методами математической статистики.

      Опрос – целью опроса явилось выявление направлений мотивов занятий физической культурой. Испытуемым предложили написать три варианта вероятных направлений достижений, в которых они хотели бы видеть прогресс при систематических занятиях физической культурой в школе.

  1. – положительные эмоциональные переживания;
  2. – овладение сложными упражнениями;
  3. – повышение уровня физической подготовленности;
  4. – одобрение со стороны педагога;
  5. – успешное выполнение нормативов;
  6. – улучшение фигуры;
  7. – признание спортивных успехов окружающими;

Повторный опрос – применялся с целью  получения сведений об изменении уровня мотивации к занятиям физической культурой учащихся средних классов.

  1. Статистические методы.
  2. Нахождение среднего арифметического:
  3. Критерий Стьюдента.

3) Стандартное отклонение результатов измерений;

    1. Ошибка среднего арифметического:
  1. Графические методы: таблицы.
 

2.3. Организация исследования  

     Исследование проводилось в школе № 44 г.Уфа в период с сентября 2009 года по март 2010 года. В исследовании принимали участие учащиеся средних классов (возраст – 13-14 лет; учащиеся 8-х классов), в количестве 28 человек.

     На  первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике физической культуры, корректировалась рабочая гипотеза, уточнялись стили подготовки и руководства учителей физической культуры, методы и средства формирования мотивации к занятиям физической культурой, необходимые и достаточные для окончательного подтверждения гипотезы и достижения цели, поставленной в данной работе.

     На  втором этапе проводилась первичная обработка полученных исходных данных. Изучались направления мотивов занятий физической культурой у учащихся средних классов, а также влияние педагогической деятельности на формирование мотивации к занятиям физической культурой. Корректировался план исследования. Осуществлялась организация и проведение педагогического эксперимента.

     Для решения поставленных задач нами был проведён опрос с целью  выявления направлений мотивов занятий физической культурой. Испытуемым предложили написать три варианта вероятных направлений достижений, в которых они хотели бы видеть прогресс при систематических занятиях физической культурой в школе.

     В начале эксперимента учащиеся были поделены на контрольную и экспериментальную  группы (условно). 8 «А» класс был признан контрольной группой, а 8 «Б» – экспериментальной. Так как эксперимент носил формирующий характер и продолжался в течение 14 недель, то соответственно: занятия по физической культуре в 8 «А» проводились по традиционной программе обучения, а в 8 «Б» классе была введена экспериментальная методика, включающая специальные задания, направленные на формирования мотивации к занятиям физической культурой. В содержание уроков по физическому воспитанию у участников экспериментальной группы мы добавили комплекс средств, направленных на формирование мотивации к занятиям физической культурой. Учитель в данной группе был ориентирован как на процесс, так и на результат обучения. Весь учебный материал отрабатывался им поэтапно, учитель заботился о повторении и закреплении его, регулярно контролировал знания и умения учащихся. Его деятельность характеризовалась высокой оперативностью (быстрой реакцией на ситуацию). Учитель физической культуры стремился активизировать учебную деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета.

     Учащиеся  вели дневники контроля (см. приложение 1), где фиксировался разработанный вместе с учителем физической культуры режим дня, в котором важное место занимало самостоятельное выполнение физических упражнений; разучиваемых на уроке физической культуры (комплекс упражнений, которые учащиеся будут выполнять дома).

     Результаты  выполнения домашнего задания записывались учениками в дневники контроля, представляющие собой таблицы. Так же в дневниках  контроля учащиеся средних классов  сами оценивали свои достижения по 10 бальной шкале, по следующим критериям: овладение сложным упражнением, изменение внешней привлекательности (фигуры), изменение уровня физической подготовленности, изменение уровня усилий при достижении результатов. В них же заносились и результаты контрольных замеров. За ведением дневника следили родители, которых заранее проинструктировал учитель физической культуры. По истечении 2-х месяцев, по результатам контрольных испытаний вывешивался «Экран успеваемости, плакат лучших достижений», по следующим критериям (сдача нормативов, участие в соревнованиях, посещаемость уроков физической культуры, лучший «спортсмен», улучшение внешней привлекательности, овладение сложными упражнениями) (см. приложение 2). Уроки проводились три  раза в неделю по 45 минут, в течение 14 недель. Уроки физической культурой в контрольной группе проводились без изменений. Для развития физических качеств в этой группе применялись подвижные игры, эстафеты и упражнения, предусмотренные программным материалом.

     На  третьем этапе, через 14 недель занятий участники контрольной и экспериментальной групп вновь были подвергнуты повторному опросу, по результатам которого можно было сравнить эффективность разных методик формирования мотивации к занятиям физической культурой. Полученные результаты были обработаны математическими методами, подвергнуты анализу и обсуждению. Оформлялась научная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

3.1 Мотивы к  занятиям  физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности. 

     В результате исследования мотивации  учащихся к занятиям физической культурой  посредством опроса, нами были выявлены несколько направлений мотивов, в которых учащиеся желают видеть прогресс систематических занятий физической культурой в школе. При этом нами установлено (см. рис. 1), что наиболее значимыми учащиеся считают повышение уровня физической подготовленности (частота выбора составила 88,2%); овладение сложными упражнениями (частота выбора составила 84,3%) и успешное выполнение нормативов (частота выбора составила 82,6%).

     Выявленные  направления мотивов характеризуют  несколько сфер реализации учащихся в физкультурно-спортивной деятельности: эмоциональная сфера, волевая сфера, сфера взаимоотношений с педагогом и сверстниками, сфера личностного роста, познавательная сфера, сфера спортивных достижений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Частота выбора основных направлений мотивов  учащихся 

    1– положительные эмоциональные переживания;

    2– овладение сложными упражнениями;

    3– повышение уровня физической подготовленности; 

    4– одобрение со стороны педагога;

    5– успешное выполнение нормативов;

    6– улучшение фигуры;

    7– признание спортивных успехов окружающими; 

     Выделенные  направления мотивов можно объяснить  следующим образом. Желание получать положительные эмоциональные переживания в процессе занятий физической культурой, обнаруженное в нашем исследовании у 63,9% учащихся. Это подтверждает мнение А.Ц.Пуни, М.Е.Кутепова о том, что желание получать удовольствие от занятий физической культурой является первичным мотивом в сфере физической культуры и спорта. При этом А.Ц. Пуни связывал этот мотив с естественной потребностью человека в движении, а М.Е.Кутепов с потребностью в эмоциональном удовлетворении от занятий физической культурой и спортом.

     Выявленные  в нашем исследовании повышение уровня физической подготовленности и успешное выполнение нормативов, составили самый высокий процент выбора, что соответствует: 88,2% опрошенным; 84,3% опрошенным; 82,6% опрошенным, находят подтверждение у М.А.Арвисто. Согласно его мнению, основными мотивами занятий физической культурой являются: укрепление здоровья, развитие физических качеств, воспитание характера, воли, развитие чувства красоты. В данном случае подтверждается мнение М.А.Арвисто о том, что мотив развития физических качеств через физическую подготовленность, а, следовательно, повышение двигательного опыта (правильное выполнение сложных физических упражнений), несомненно, ведёт к успешному выполнению нормативов; мотив развития чувства красоты в желании улучшить фигуру (позитивно изменить свой собственный физический образ) и составил – 43,9%.

     Одним из основных направлений мотивов  занятий физической культурой у опрошенных явилось – признание спортивных успехов окружающими (32,1%). Этот выбор объясняется одним из ведущих мотивов – мотивом престижа, который связан с утверждением в обществе, в ближайшей социальной среде, с общественной значимостью и престижем физкультурно-спортивной деятельности. Кроме этого, в нашем исследовании выявлено такое направление, как одобрение со стороны педагога – 23,4% опрошенных.

     На  основании полученных направлений  мотивов мы измерили реальный уровень соответствия мотивов и достижений учащихся в физкультурно-спортивной деятельности в контрольной и в экспериментальной группах (по 10 бальной шкале).

     Анализ  данных опроса, проведённого в экспериментальной  и контрольной группах до и  после эксперимента показал, что  испытуемые обеих групп наиболее высоко оценивали такие достижения как положительные эмоциональные переживания в процессе занятий (5,65 балла), развитие волевых качеств (5,6 балла), умение преодолевать трудности (5,2 балла). Уровень остальных достижений в физкультурно-спортивной деятельности не превышал пяти баллов, что свидетельствует о недостаточной удовлетворённости достигаемыми результатами и может оцениваться как низкий.

     Следует отметить, что участники обеих  групп высоко оценили уровень  «эмоционально – волевых» достижений. Однако объективные показатели результативности занятий – повышение уровня физической подготовленности (4,85 балла), успешная сдача нормативов (3,8 балла), овладение новыми упражнениями (3,65 балла), которые традиционно считаются ведущими показателями успешности учебного процесса и подлежат педагогическому контролю, не получили высокой оценки со стороны испытуемых.

     Анализ  результатов опроса (см. таблицу 1), проведённого после эксперимента показал, что  в экспериментальной группе уровень  достижений значительно возрос, что  свидетельствует о положительном влиянии педагогической деятельности учителя физической культуры. Так уровень положительных эмоциональных переживаний в процессе занятий за период эксперимента возрос на 3 балла (t=2,67; n=14; p<0,05), на 3,1 балла (t=2,98; n=14; p<0,01) повысился уровень физической подготовленности, достижения в повышении двигательного опыта увеличились на 4,1 балла (t=2,58; n=14; p<0,05), в успешном выполнении нормативов на 5 баллов (t=3,19; n=14; p<0,01), достижения в улучшении фигуры – на 3,4 балла (t=2,38; n=14; p<0,05), в признании спортивных успехов окружающими – на 4 балла (t=2,69; n=14; p<0,05).

Информация о работе Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры