Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования – показать особенности процесса мотивации для работников различных культурных групп; рассмотреть классификацию деловых культур и их влияние на мотивацию; показать стереотипы национальных культур.
Введение 3
Глава 1. Культура в сравнительном менеджменте 5
1.1. Теории культуры 5
1.1.1. Универсальный подход. 6
1.1.2. Системный подход. 6
1.1.3. Ценностный подход 7
1.2. Типология деловых культур 7
1.2.1.Классификация культур Р. Льюиса. 7
1.2.2. Классификация культур Г. Хофстеде 9
1.2.3. Классификация культур Ф. Тромпенаарса 11
Глава 2. Национальные стереотипы представителей различных стран 13
2.1. Американский национальный стереотип (США) 13
2.2. Английский национальный стереотип 14
2.3. Французский национальный стереотип 15
2.4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока 16
2.5. Китайский национальный стереотип 17
2.6. Японский национальный стереотип 18
Глава 3. Мотивация в международной фирме 20
3.1. Потребности персонала международной фирмы 20
3.2. Оценка значимости работы для сотрудников международной фирмы 23
3.3. Оплата труда в международной фирме 24
3.4. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения 27
3.5. Практика стимулирования труда в различных странах 30
Заключение 34
Список используемой литературы 38
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ВОРОНЕЖСКИЙ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
«МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Сравнительный менеджмент»
на
тему: Влияние культуры
на мотивацию
Выполнила: студентка 3 курса
дневного отделения
экономического факультета
по направлению «Менеджмент»
группы БМ – 061
Медведева
Евгения Сергеевна
Проверила:
к.э.н., доц.
Буракова
Нина Александровна
Воронеж 2009
Проблемам
мотивации в настоящее время
стало уделяться большое
Успех организации напрямую зависит от того, насколько работникам компании комфортно в данной организации, причем на этот показатель влияет не только уровень заработной платы. Для сотрудников немаловажны психологический климат в коллективе, возможности реализации властных полномочий, стремление показать собственные таланты и возможности, формирование дружественных контактов, престижность организации и многое другое. Поэтому мотивация является главной задачей для менеджера.
Любая фирма, функционирующая на рынке, сталкивается с проблемами мотивации. Однако кросс-культурные различия между сотрудниками международных корпораций выводят проблемы мотивации на новый уровень сложности. Этим проблемам я и посвящу свою работу.
Тема моей курсовой работы – влияние культуры на мотивацию. Эта тема очень актуальна. В условиях рыночной экономики любое предприятие независимо от вида деятельности стремится к выходу на внешний рынок, что невозможно без сотрудничества с представителями других стран и культур.
После организации предприятия за рубежом, компания сталкивается с проблемой подбора и мотивации персонала. Для менеджера на передний план выступает задача максимально эффективной работы в выбранной стране: необходимо учесть национальные стереотипы и потребности работников разных стран и культур.
В общем смысле культуру можно определить как образ жизни того или иного народа или этнической общности. В культуру можно отнести: традиции, обычаи, привычки, верования, стереотипы и т.п. Все это складывалось и передавалось из поколения в поколение, поэтому вполне очевидно, что менеджеру необходимо учитывать культурные отличия своих подчиненных. Поначалу это может показаться невозможным, но я убеждена, что грамотный руководитель сможет увидеть в этой проблеме и положительные стороны.
Предметом исследования моей курсовой работы является проблемы мотивации, возникающие на международных фирмах.
Цель исследования – показать особенности процесса мотивации для работников различных культурных групп; рассмотреть классификацию деловых культур и их влияние на мотивацию; показать стереотипы национальных культур.
Очевидно, что выстраивание межличностных отношений в многонациональном коллективе, тем более управление организациями, ведущими свою деятельность в разных частях мира, - это всегда столкновение различных национальных деловых культур. Именно поэтому в деловых отношениях так часто возникают недопонимание и разногласия.
Культура – устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране или группе стран и усвоенная личностью.*
Открытие предприятий за рубежом поставило перед менеджерами проблему управления местными работниками. Так, считалось, что повышение заработной платы приведет к более ответственному отношению к работе и как следствие – к повышению производительности. Когда западные менеджеры увеличили заработную плату на танзанийских предприятиях, то получили пропорциональное снижение объемов производства. Менеджеры посчитали, что «африканцы по своей природе ленивы». Однако, по данным проведенных исследований оказалось, что рабочие поступили на завод с целью заработать необходимую сумму для выкупа невест. А так как уровень зарплаты увеличился не зависимо от их усилий, то рабочие посчитали, что можно не прилагать усилий к выполнению заданий.
Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показывают важность учета культурного аспекта для мотивации. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры.
В
сравнительном менеджменте
Автор этого подхода – Джордж Мэрдок. Он считал, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и в задачу менеджера входит лишь их выделение и описание.
Мэрдок предложил 70 культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. К ним относятся: этика, мораль, религия, тип семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности общения, игры, танцы и многое другое.
Концепция Мэрдока не получила развития и не нашла применения на практике, поскольку даже попытка описать особенности наций по всем признакам бесперспективна. Поэтому сам перечень культурных универсалий Мэрдока может помочь международному менеджеру только как своеобразный контрольный фильтр.
В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, которые ее составляют. Авторы данного подхода – П. Харрис и Р. Моран – выделяют 8 таких подсистем: система родства, образование, экономика, политика, религия, формы и характер общественных союзов, уровень здоровья нации, формы и традиции отдыха.
В модели Т. Глэдвина и В. Терпстра также используется системный подход для описания культуры. Эти авторы считают, что культура состоит из 8 взаимозависимых блоков: языка, религиозных и философских взглядов, ценностей и установок, образования, права, политики, социальной организации, технологии и материальной культуры.
Ценностный подход является одним из наиболее популярных в настоящее время. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача менеджера – выявить структуру системы ценностей.
Среди многих ценностных теорий выделяют подход Дж. Рокича. Он делит все ценности на две категории: базовые (составляют основу жизни) и инструментальные (имеют значения как средства достижения базовых ценностей).
Для
международного менеджера важно
то, что набор базовых и
Для того чтобы понять характерные черты, присущие работникам в разных странах, необходимо рассмотреть некоторые классификации деловых культур, которые предложили ученые XX века. На основе этих классификаций я буду рассматривать национальные стереотипы представителей разных стран, а на их основе рассматривать методы мотивации.
Р.
Льюис предложил
а) моноактивные культуры. Представители этого типа ориентированны на задачи, не делают несколько дел одновременно, планируют свою жизнь;
б) полиактивные культуры. Представители этого типа общительны, спонтанны, могут заниматься несколькими делами одновременно;
в)
реактивные культуры. Представители
этого типа придают большую значимость
вежливости и умению слушать.
Характеристика | Культура | ||
Моноактивная
Германия, Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия |
Полиактивная
Испания, Италия, Латинская Америка, Саудовская Аравия |
Реактивная
Япония, Китай, Финляндия | |
Отношение
к планированию Режим рабочего
дня Эмоциональность Отношение
к работе Делегирование
полномочий Отношение
к собственным ошибкам Аргументация
своих действий Отношение к партнеру на переговорах |
Систематическое
планирование будущего Работают
фиксированное время, различают рабочее
и личное время Достаточная
бесстрастность Работают
в рамках своего подразделения Допустимо
делегирование компетентным людям Не любят
«терять лицо» Опираются
на логику Редко перебивают |
Планирование
в самых общих чертах Не разделяют
личное и профессиональное время, работают
в любое время Высокая
степень эмоциональности Не любят
ограничивать себя никакими рамками, ведут
деятельность в рамках всего предприятия Частая
опора на родственников Могут вспылить,
но легко извиняются Принимают
решения на эмоциональном уровне Часто перебивают |
Планирование
на собственных принципах Сторонники
гибкого графика Ненавязчивая
забота Основная
черта – функциональная многозадачность Дело
поручается надежным и преданным фирме
людям Не могут
себе позволить «потерять лицо» Избегают
конфронтации Никогда не перебивают |
Таблица №1. Классификация культур по Р. Льюису*
Г. Хофстеде на основе результатов, полученных в ходе анкетирования 115 тыс. работников компании IBM в 75 странах, выделил 4 важнейших параметра деловой культуры: соотношение коллективизма и индивидуализма, дистанция власти, соотношение мужественности и женственности, отношение к неопределенности.
Необходимо отметить, что параметры деловой культуры всегда относительны. Это предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место между максимальным и минимальным показателями, т.е. варьируется от 0 до 100%.
Индивидуализм/ коллективизм. Данная шкала отражает отношение индивида и общества как целого. Движение в сторону индивидуализма означает тенденцию человека заботиться в первую очередь о себе и своей семье. Коллективизм предполагает принадлежность к группе как основную ценность.
Дистанция власти. Данный индекс отражает степень неравномерности власти в организации. Особенностью индекса является то, что он не только показывает, насколько идеей централизации проникнуто руководство, но и то, насколько глубоко она проникла в культуру.
Мужественность/ женственность. Мужественные культуры привержены к таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех. Женственные культуры ценят выстраивание ровных отношений, склонны к компромиссам, к скромности, заботливости, ценят заботу о ближнем, уют и качество жизни.
Избежание неопределенности. Этот
индекс показывает степень
Индекс | Характеристика индекса и страна - представитель | |
Низкое значение | Высокое значение | |
|
Коллективизм
* двойной стандарт – «мы» и «они» * «другие» - не наша забота * отношения выше цели * отношения босс – работник основаны на принципах морали Япония
(46), Бразилия (38), Греция (35),
Чили (23) * иерархия – временное ролевое неравенство, необходимое для удобства управления * с подчиненными принято консультироваться * идеальный босс – грамотный и способный демократ США (40),
Швеция (31), Австрия (11),
Дания (18) Женственность * над напористостью, ассертивностью подсмеиваются * ценится скромность в самооценке * акцент на качество жизни * взвешенность в поступках приветствуется Дания
(16), Швеция (5), Южная
Корея (39), Испания (42) * нелюбовь к правилам как устным, так и письменным * неприязнь к стандартам и формальностям Великобритания (35), Швеция (29), Ямайка (13), США (46) |
Индивидуализм
* этический стандарт и закон универсальны для всех * «другие» - ресурсы * цель выше личных отношений * отношения босс – работник базируются на рациональной основе США (91),
Великобритания (89),
Франция (71), Канада (80) * иерархия – естественное, постоянно существующее неравенство * подчиненным говорят, что и как надо делать * идеальный босс – великодушный и доброжелательный автократ Китай
(89), Арабские страны (80),
Бразилия (69), Панама (95) Мужественность * напористость, самоуверенность приветствуются * ценится умение себя подать * акцент на карьеру * решительность в поступках приветствуется США (62),
Великобритания (69),
Венесуэла (73), Италия (70),
Швейцария (70) * эмоциональная
потребность в правилах – * как можно больше формализации и стандартов Германия (65), Турция (85), Аргентина (86), Италия (75), Греция (99) |