Влияние искусства на формирование личности учащегося

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:01, реферат

Описание работы

Стало уже принято утверждать, что искусство является могучим средством формирования личности, инструментом, способствующим её становлению. Вместе с тем, далеко не всем понятно, почему, собственно, искусство воспитывает. Благодаря каким его свойствам и качествам? И воспитывает ли вообще? Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил, что если бы искусство действительно воспитывало, то самыми воспитанными людьми на свете были бы… театральные капельдинеры: они имеют возможность ежедневно общаться с искусством!

Работа содержит 1 файл

выступление.docx

— 35.21 Кб (Скачать)

     Стало уже принято утверждать, что искусство  является могучим средством формирования личности, инструментом, способствующим её становлению. Вместе с тем, далеко не всем понятно, почему, собственно, искусство воспитывает. Благодаря каким его свойствам и качествам? И воспитывает ли вообще? Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил, что если бы искусство действительно воспитывало, то самыми воспитанными людьми на свете были бы… театральные капельдинеры: они имеют возможность ежедневно общаться с искусством!

     Вместе  с тем искусство действительно  имеет ничем другим невосполнимую  педагогическую, воспитательную функцию. Попробуем кратко описать психологические механизмы, благодаря которым это становится возможным. Дело в том, что, воспринимая произведение искусства (будь то музыка, литература или иной вид) ребенок отождествляет себя с главным героем, примеряет на себя различные роли и эмоции (как это происходит в игровой деятельности). Благодаря принятию или отвержению определенных ролей и эмоций формирует свой собственный набор личностных качеств, закрепляет его путем апробирования во внешней среде. И чем прекраснее, глубже, гуманистичнее воспринимаемое произведение искусства, тем прекраснее, глубже и гуманистичнее становится развивающийся человек. С возрастом у ребенка появляется возможность не только воспринимать произведения искусства, но и самому их творить. Так, ребенок начинает рисовать, лепить, строить, петь, танцевать. Искусство становится не только внешним фактором формирования личностных черт, но и внутренним выразителем чувств, эмоций. Оно становится даже большим – средством для утверждения личности в мире, подтверждением ее ценности и необходимости ее существования. А это, согласно великому гуманисту-психологу А.Маслоу, является высшей потребностью личности – самоактуализацией. В конечном итоге искусство позволяет человеку быть человеком: коммуникативным, открытым, умеющим решать проблемы, психически здоровым. В итоге получается следующее: человек не может не творить, не выражать себя – это его потребность, благодаря которой он утверждает себя в мире.

     Приведем  один пример. Проект, основанный на активном внедрении искусства в образование, провели ученые и педагоги Джудит Бертон, Роберт Хоровиц и Халь Абелес из исследовательского центра образовательных программ Колумбийского университета в Нью-Йорке. Центральным звеном исследования было влияние систематических музыкальных занятий на поведение и психологию детей. В проекте участвовали 2046 учеников средних классов 12-ти американских школ. Оценивая результаты проекта, ученые сосредоточились на развитии личности детей, росте их интеллектуальных возможностей, и как следствие, на повышении школьной успеваемости. Экспериментаторы заметили, что дети, занимавшиеся музыкой, стали творчески мыслить: они предлагали множество решений для каждой проблемы, их решения были более оригинальны, и они не щадили времени и сил на поиски наилучшего варианта. Кроме этого, участники арт-программы лучше выражали свои мысли, не боялись риска, умели обобщать разнообразную информацию, хорошо взаимодействовать с учителями и товарищами. Учителя из школ, которые участвовали в данной программе, отметили, что дети стали более уверены в себе и не сомневались в качестве своих навыков в чтении, математике и общих академических дисциплинах. Авторы исследования сделали следующее заключение: «Узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни в целом».

     Таким образом, мы можем говорить о том, что соприкосновение с искусством является важным фактором формирования личности. Использование искусства в учебном и воспитательном процессе помогает подключить к процессу обучения правое полушарие и тем самым повысить умственную активность учащегося, очистить его душевный мир от конфликтов, научить адекватным межличностным отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодостаточным и независимым. Более того, восприятие искусства и творение различных произведений – это залог здорового, прогрессивного развития личности учащегося.

     Однако  в настоящее время мы сталкиваемся с сокращением учебных часов  для таких предметов, как мировая  художественная культура, музыка и  пение, хореография. Остановимся подробней  на последствиях этого процесса, которые  отражаются в первую очередь на психологическом  здоровье учащихся.

     Негативная  особенность нынешних учебных программ – школьники по большей части  имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самими собой. После получения образования  они знают, как вычислить бином  Ньютона, но не знают, как справляться  со своими чувствами – обидой, ревностью, гневом, другими чувствами, которые в молодом возрасте, как известно, часто выходят из-под контроля. Нахождение социально приемлемых способов выражения сильных эмоций и обучение этому подрастающего – важная педагогическая задача. Кто же должен помочь нынешнему школьнику и взрослому человеку решить проблемы, связанные с жизнью в жестких социальных условиях? Естественно, что учитель. Но какой?

     Сегодня много надежд возлагается на предмет, именуемый как ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Этот предмет, находящийся, как правило, в ведении отставных военных, действительно может помочь решать проблемы, связанные с внешней  безопасностью – как вести  себя в случае теракта или стихийного бедствия. Но как быть с внутренними  проблемами, проблемами психической  жизни учащегося?

     Две такие проблемы, и очень серьёзные, уже нависли над нынешним молодым  поколением. Первая из этих проблем  носит название алекситимия, вторая - аддикция.

     Алекситимия означает невозможность выразить своё душевное состояние. Феномен был  описан американским психиатром П. Сифнеосом в 1972 г. при исследовании так называемых психосоматических больных. Их особенностью является то, что их соматические, т.е. телесные, недуги являются следствием нарушения их эмоционального благополучия. Алекситимия, согласно современным медицинским представлениям, возникает в результате авторитарного подавляющего воспитания, когда родители и учителя запрещают своим детям чересчур сильно выражать своим эмоции. И если дети всё-таки это делают, то за это их наказывают. В результате с годами у ребенка возникает страх перед проявлением своих эмоций вовне, что ведет его к подавлению своих переживаний. Поэтому алекситимикам свойственны такие черты, как неспособность распознавать и идентифицировать переживаемые ими чувства. Им бывает трудно определить, что они чувствуют – гнев или усталость, печаль или зависть, обиду или разочарование. Им оказывается трудно связывать своё плохое физическое самочувствие с конфликтами в эмоциональной сфере.

     Казалось  бы, ну и что из этого? Однако исследования в области алекситимии показали, что подавление человеком в себе сильных как положительных, так и отрицательных эмоций – не только радости, но и гнева, печали, страха, страдания является для нашего организма весьма опасным. Переживаемые эмоции любого знака обязательно должны быть вынесены наружу, иначе они обратятся внутрь организма и начнут разрушать внутренние органы - сердце, печень, желудок, легкие. В результате подавления эмоций затрудняется их обнаружение, переработка и отреагирование. Отсюда – депрессия и тоска вплоть до самоубийства.

     Аддикция  или же аддиктивное поведение  связано с возникновением у человека зависимости к какому-либо предмету, явлению или человеку. Оно переживается как непреодолимое влечение, ненасытное и бессознательное стремления к  обладанию, то есть компульсивность. Помимо алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости психологи сегодня всё чаще начинают говорить о появлении игровой и компьютерной зависимости, пищевой, шопинг-зависимости (покупка ненужных вещей), любовной зависимости. Аддиктивному человеку обязательно нужно что-то или кто-то, дающее положительные переживания и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. Для таких людей характерна нерешенность многих эмоциональных проблем.

     Негативные  и не проработанные эмоциональные  переживания ведут к многочисленным заболеваниям, среди которых у  детей мы видим – школьные страхи, энурезы, заикания, головные боли, а у взрослых - гипертонию, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, язвенные колиты и гастриты, бронхиальную астму и много других отклонений. Борьба с любого вида зависимостями должна начинаться не с ловли и наказания тех, кто пьёт, курит или колется, а с помощи молодым людям в решении их психоэмоциональных проблем.

     Почти все психотерапевты, к которым  обращаются сегодня их клиенты и  пациенты, отчаявшиеся от своих проблем  и желающие от них избавиться, при  проведении психокоррекционной работы с ними почти всегда обращаются к  искусству. Любой вид искусства  представляет собой канал, по которому отрицательные эмоции могут быть удалены из сознания и по этому же каналу сознание может быть наполнено положительными переживаниями. Наш выдающийся психолог Лев Семенович Выготский в работе «Психология искусства» не случайно проницательно отмечал, что искусство есть «необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего существования».

     Страдания алекситимиков и аддиктов действительно могут быть значительно смягчены, ослаблены и устранены в процессе их общения с искусством - музыкой, театром, живописью, танцем. Психотерапевты, работающие с алекситимиками и аддиктами, учат их распознавать свои чувства, говорить о них, они учат своих клиентов выявлять свои сокровенные желания, фантазировать и проявлять творческую волю, быть независимыми и самодостаточными.

     Но  ведь то же самое может делать и  делает учитель рисования, музыки и  хореографии. Разница только в том, что преподаватель искусства  делает это намного лучше многих психоневрологов, психотерапевтов  и психологов, которые могут хорошо поставить диагноз, но при работе с искусством оказываются жалкими дилетантами.

     В данном контексте наибольший интерес  представляет концепция личностно-ориентированного образования. Эта концепция утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами» (В.Сериков). Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Мировая художественная культура учит детей импрессивному восприятию творчества во всех его проявлениях. На занятиях изобразительным искусством дети создают свой художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, глины, то есть реагируют экспрессивно. Музыка воспитывает эмоционально. На уроках литературы познается поэтическое искусство. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. Однако это не совсем традиционная педагогика. И вот здесь на помощь педагогам приходит арт-терапия.

     Термин  арт-терапия предложен А.Хиллом в 1938 г.  Имеется в виду «социально-психологическое врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения и повышение ее адаптационных способностей средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции. Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов».

     Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

     Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

     Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

     Психотерапевтические: «лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

     Диагностические: арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

     Развивающие: благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Информация о работе Влияние искусства на формирование личности учащегося