Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6
1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6
1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической культуры..........................................................................................10
1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18
1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32
2.2 Организация исследования...........................................................................33
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37
3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37
3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44
Выводы......................................................................................................................50
Список литературы……………………………………………………………..53
Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно отражающее ту или иную мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление и у учащегося.
Учитель физической культуры должен выступать перед учителями начальных классов с лекциями и беседами о том, как проводить занятия по физическому воспитанию с младшими школьниками.
Учитель физкультуры должен выступать пропагандистом физической культуры не только среди учащихся, но и среди их родителей. [4, 24] .К сожалению, эта функция учителями выполняется очень редко. При ответе родителей на вопрос «Что побудило вас обратить внимание на физическое воспитание своего ребёнка?» среди различных причин на последнем месте оказались беседы с учителем физической культуры. [25]. Наконец, учитель должен вести просветительную работу с родителями, желающими заниматься со своими детьми физической культурой. Это особенно важно осуществлять в связи с тем, что у многих родителей имеются неправильные представления о пользе или вреде тех или иных физических упражнений.
Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника, преданного своему коллективу, патриота. [4, 11, 39].
Административно-
1.2. Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической
культуры
Имеется два стиля подготовки учителей к уроку. Одни учителя уделяют большое внимание детальной разработке плана урока, тщательно продумывают средства решения задач, подобранных для урока. Такие учителя составляют подробный план-конспект урока и стремятся педантично его соблюдать. В основном это учителя с инертностью нервных процессов, ригидностью установок, слабой нервной системой. Тщательную подготовку к уроку они проводят не столько от сознания необходимости выполнить инструкцию, сколько от желания предупредить неожиданности на самом уроке. Дело в том, учителя со слабой и инертной нервной системой, попадая в неожиданные и сложные ситуации, плохо справляются с возникающим психическим напряжением, могут потерять нить урока и управление классом. Поэтому выбираемый ими стиль подготовки к уроку является своеобразным способом компенсации их слабых мест. [4, 17, 35] .
Другие учителя не столь осторожны и консервативны, они не уделяют столько времени подготовке к уроку, не продумывают тщательно средства решения задач урока, не любят составлять подробные планы-конспекты. Они предпочитают импровизацию, урок проводят с настроением, живо. Это объясняется подвижностью нервных процессов и сильной нервной системой, что способствует быстрой ориентировке в новой ситуации и устойчивости к психическому напряжению. Вследствие этого учителя не боятся неожиданностей, которые могут возникнуть на уроке, не теряются, быстро изменяют план урока и заменяют то или иное средство решения задачи. [17, 30].
Слабой стороной этого стиля деятельности является некоторая сумбурность проведения урока, если учитель бывает несобранным.
Стили побуждения учащихся к учению. По способам побуждения школьников к учению учителей можно разделить также на две группы.
Первая группа использует в качестве побуждения преимущественно логику объяснения учебного материала, умело ставит познавательные задачи и создает проблемные ситуации. [28]. В меньшей степени учителя с этим стилем используют требовательность, игры, а также занимательность.
Вторая группа учителей отдает распоряжения строгим голосом, дисциплинирующие воздействия у них однообразны. Они в большей мере, чем учителя первой группы, контролируют действия учащихся. Урок начинают стандартно, требуя обязательно выполнения команд: «Равняйсь!», «Смирно!» Эти учителя тяготеют к привычным условиям проведения урока: построение класса проводят в определенном месте зала, снаряды располагают на постоянных местах и т. п. [30].Учителя этой группы обеспечивают хорошую организацию урока за счет его высокой моторной плотности и дисциплины учащихся.
Учителя первой группы опрос проводят оперативно, по ходу ответа исправляют неточности, прерывают ученика, активно включаются в ответ. Учителя второй группы создают спокойную обстановку опроса, редко вмешиваются в ответ ученика, давая ему возможность полностью высказаться.
Учителя первой группы характеризуются слабой и подвижной нервной системой, второй группы – сильной и инертной нервной системой. Поскольку, как уже говорилось, лица со слабой нервной системой плохо справляются с психическим напряжением, они стараются избегать конфликтов с учащимися, направляют усилия на предупреждение нарушений дисциплины, а в случае их появления не акцентируют на них внимание. [9,17].
Стили подачи учебного материала. Учителя по-разному подают учебный материал, особенно теоретические сведения. Одни стремятся создать полную ориентировочную основу деятельности не только у себя (в процессе подготовки к уроку), но и у учащихся. Поэтому вводная часть посвящена подробному объяснению задач урока. Выполняемые упражнения подробно объясняются, причем обособленно от исполнения упражнений. Каждому ученику они стремятся дать конкретные задания. [31, 35] . Ошибки, допущенные учениками, не просто констатируются, а анализируются с четким указанием путей исправления. Благодаря тщательной подготовке к уроку, умению работать индивидуально с каждым учащимся эти учителя добиваются высокой плотности урока.
Для осуществления присущего им стиля ведения урока и для обеспечения лучшего обзора всех учащихся общеразвивающие и специальные упражнения они проводят, как правило, в разомкнутом строю. Часто используют показ упражнений заранее подготовленными учащимися. Недостатком этого стиля является затягивание объяснения.
Другие учителя меньше времени уделяют предварительным пояснениям и созданию ориентировочной основы деятельности, часто объяснения дают по ходу выполнения упражнений. Пока класс строится, такой учитель успевает выяснить, кто и почему отсутствует на уроке. Рапорт дежурного принимает быстро, урок начинает без опозданий, общеразвивающие упражнения чаще всего проводит в движении или в форме соревнования между колоннами. Во вводной части урока учитель выполняет упражнения вместе с учениками, сочетает подсчет упражнений с хлопками и другими звуковыми сигналами, обеспечивая за счет этих приемов высокую активность учащихся. Снаряды устанавливает вместе с учащимися, вводя элементы соревнования, типа: «Какое отделение быстрее и лучше установит снаряды?», предпочитает метод обучения в целом, не склонен к скрупулезной отработке деталей техники упражнений. [13, 24, 36].
Недостатками такого стиля являются импульсивность поведения, нетерпеливость, порой торопливость. Однако эти недостатки хорошо нейтрализуются гибким использованием разнообразных педагогических воздействий и приемов, способностью учителя с ходу мобилизовать свои знания и умения, оперативно обдумывать складывающиеся ситуации и творчески их решать, то есть мобильностью и активностью учителя.
Первый из описанных стилей присущ в большей мере учителям со слабой и инертной нервной системой, второй – учителям с сильной и подвижной нервной системой.
Учителя с высокой эмоциональностью проводят урок также эмоционально, часто используя юмор, мимику, пантомимики разнообразные жесты, резкие переходы тона обращения – от спокойного до повышенного в категоричной форме. [17 ,18, 20]. Однако для этих учителей характерны частые переходы на скороговорку грамматически неправильное построение фраз, нечеткое выражение мыслей.
Часто у учителей может встречаться смешанный стиль подготовки к уроку и его проведения, для которого характерны особенности, присущие одному и другому стилю. Обусловлено это тем, что сильная нервная система может сочетаться с инертностью нервных процессов, а слабая нервная система – с подвижностью нервных процессов.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделили следующие стили деятельности учителей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методический.
Эмоционально-
Эмоционально-методический стиль. Учитель ориентирован как на процесс, так и на результат обучения. Весь учебный материал отрабатывается им поэтапно, заботится о повторении и закреплении его, регулярно контролирует знания и умения учащихся. Его деятельность характеризуется высокой оперативностью (быстрой реакцией на ситуацию). Стремится активизировать учебную деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета. [28].
Рассуждающе-
Рассуждающе-методический стиль. Учитель ориентирован в основном на результат обучения. Проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым набором стандартных методов обучения. Предпочитает репродуктивную деятельность учащихся (показал – сделали). Не оперативен в реакциях на изменение ситуации на уроке. [28].
Выделены
и другие стили деятельности учителей:
организационно-
Организационно-
Конструктивно-
Конструктивно-
Руководящие функции учителя выполняют не только уроке, но и во внеклассной работе. При этом наблюдаются существенные различия в способах и приемах руководства, в связи с чем выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль руководства. Учителя такого стиля руководят, не считаясь с мнением окружающих, сами определяют способы и средства достижения цели, потому что считают, что они все знают сами и что лучше их все равно никто не решит. Всю информацию такой учитель замыкает на себя, поэтому актив класса живет догадками и слухами. Вольно или невольно учитель сковывает инициативу школьников, поэтому у них осла6ляется чувство ответственности за общее дело, общественные поручения становятся для них формальностью и общественная активность учащихся падает. [3, 17, 30, 35]. Школьники являются лишь исполнителями замыслов учителя, его планов. Свои решения учитель авторитарного стиля руководства выражает в форме указаний, приказов, инструкций, выговоров, благодарностей. Он мало считается с межличностными отношениями в группе, Придает слишком большое значение отрицательным качествам учащихся и недооценивает их положительные стороны.