Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа

Описание работы

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Содержание

1.Педагогическая культура педагога.......................................................................... стр.
2.Сущность и генезис педагогического общения..................................................... стр.
3.Стили педагогического общения............................................................................ стр.
4.Содержание и структура педагогического общения............................................. стр.
5.Педагогическая деятельность как общественное явление.................................... стр.
6.Особенности педагогического общения в вузе...................................................... стр.
Заключение .................................................................................................................. стр.
Список литературы ..................................................................................................... стр.

Работа содержит 1 файл

педагогика и психология к.р..docx

— 19.31 Кб (Скачать)

Тема : Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.

 

Ведение.......................................................................................................................... стр.                                                    

1.Педагогическая культура педагога.......................................................................... стр.

2.Сущность и генезис педагогического общения..................................................... стр.

3.Стили педагогического общения............................................................................ стр.

4.Содержание и структура педагогического общения............................................. стр.

5.Педагогическая деятельность как общественное явление.................................... стр.

6.Особенности педагогического общения в вузе...................................................... стр.

Заключение .................................................................................................................. стр.

Список  литературы ..................................................................................................... стр.

 

 

Введение.

Человек, вставший за учительский  стол, ответственен за всё, что знает  и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего  поколения, общества и государства  характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много  зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость  быть всегда на виду самых беспристрастных  судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это  система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Меняющаяся концепция образования, новые типы школ, определяющие новое  содержание образования, введение новых  предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать  новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века.

Поэтому сегодня можно утверждать, что педагогическая культура сопряжена  в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется  в способности быстро реагировать  на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.

В нашем изменчивом обществе вопрос о педагогической культуре каждого учителя, и учителя начальных классов в частности, звучит особенно актуально. В связи с актуальностью данной темы раскроем понятие стиля педагогического общения, его содержание и структуру , рассмотрим особенности педагогической деятельности и педагогического общения.

 

 

1. Педагогическая культура педагога.

 

 

      Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности. 
 Термин «педагогическая культура» пока еще не получил общепринятого, закрепившегося научного определения.

К настоящему времени определилось несколько направлений, рассматривающих  культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический  способ человеческой деятельности, как  процесс творческой самореализации сущностных сил личности.

С началом активной разработки культурологического  направления в философии, социологии, педагогике и психологии выполнен ряд  исследований, посвященных отдельным  сторонам профессионально-педагогической культуры: методологической (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и другие), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной (А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова), технологической (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова), духовной (Е.Н. Шиянов), физической (М.Я. Виленский) и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя.

Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное  системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных  способов познания и гуманистической  технологии педагогической деятельности.

В исследованиях Е.В. Бондаревской с учетом тенденций гуманизации педагогической деятельности подчеркивается, что педагогическая культура обусловлена духовным своеобразием личности, ее избирательным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам культуры педагогической деятельности, нет четкой и развернутой концепции понимания, что есть культура педагогической деятельности и самое главное - как ее формировать, взращивать. Это понятие ново. Его  категориальная разработка началась лишь в наши дни. Тем не менее, мы имеем  несколько определений этого  понятия: 
     1. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.      

2. Педагогическая культура представляет  собой интегративную характеристику  педагогического процесса, включающую  единство как непосредственной  деятельности людей по передаче  накопленного социального опыта,  так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов  такой передачи от одного поколения  к другому. 
     3. Интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта. 

Культура педагогической деятельности может быть определена как такой  способ ее сознательной организации, в  котором обеспечивается полнота  овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для  организации самовоспитания, самообразования  и саморазвития, а также полнота  развития личности самого педагога. 

В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие.     

Учительская работа относится к  очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием  на внешние, видимые характеристики его деятельности.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются воспитание, обучение, образование, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель  выполняет множество конкретных действий, так что функции его  часто спрятаны и не всегда подразумеваются  явно.  Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем  он отчётливее понимает эту свою главную  функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим  ученикам. Настоящий мастер своего дела как бы остаётся за кадром, за пределами  свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом  выбора.

  Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Итак, педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. 
      Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: 
        а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; 
        б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики; 
       в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;             . 
        г) формирование эстетического отношения к действительности; 
       д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. 
      Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности становится одной из важных проблем, решение которой будет способствовать прогрессу в школьном обучении.

 

 

2.Сущность и  генезис педагогического общения.

 

 


Информация о работе Педагогическая деятельность