Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
1.Педагогическая культура педагога.......................................................................... стр.
2.Сущность и генезис педагогического общения..................................................... стр.
3.Стили педагогического общения............................................................................ стр.
4.Содержание и структура педагогического общения............................................. стр.
5.Педагогическая деятельность как общественное явление.................................... стр.
6.Особенности педагогического общения в вузе...................................................... стр.
Заключение .................................................................................................................. стр.
Список литературы ..................................................................................................... стр.
Тема : Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.
Ведение.......................
1.Педагогическая
культура педагога......................
2.Сущность
и генезис педагогического общения.......................
3.Стили
педагогического общения.......................
4.Содержание
и структура педагогического общения.......................
5.Педагогическая
деятельность как общественное явление.......................
6.Особенности
педагогического общения в вузе..........................
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение.
Человек, вставший за учительский
стол, ответственен за всё, что знает
и умеет. Именно ответственностью за
судьбу каждого ученика, подрастающего
поколения, общества и государства
характеризуется учительская
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Меняющаяся концепция
Поэтому сегодня можно утверждать,
что педагогическая культура сопряжена
в меняющемся мире с педагогической
мобильностью, которая проявляется
в способности быстро реагировать
на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя
их решению перспективных
В нашем изменчивом обществе вопрос о педагогической культуре каждого учителя, и учителя начальных классов в частности, звучит особенно актуально. В связи с актуальностью данной темы раскроем понятие стиля педагогического общения, его содержание и структуру , рассмотрим особенности педагогической деятельности и педагогического общения.
1. Педагогическая культура педагога.
Важнейшей характеристикой
и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной
деятельности является педагогическая
культура педагога и воспитателя. Ее главное
назначение — способствовать совершенствованию
учебно-воспитательного процесса, росту
его продуктивности.
Термин «педагогическая культура» пока
еще не получил общепринятого, закрепившегося
научного определения.
К настоящему времени определилось несколько направлений, рассматривающих культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.
С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессионально-педагогической культуры: методологической (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и другие), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной (А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова), технологической (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова), духовной (Е.Н. Шиянов), физической (М.Я. Виленский) и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя.
Профессионально-педагогическую культуру
можно определить как сложное
системное образование, представляющее
собой упорядоченную
В исследованиях Е.В. Бондаревской с учетом тенденций гуманизации педагогической деятельности подчеркивается, что педагогическая культура обусловлена духовным своеобразием личности, ее избирательным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик.
В психолого-педагогической литературе,
посвященной проблемам культуры
педагогической деятельности, нет четкой
и развернутой концепции
1. Педагогическая культура представляет
собой интегративную характеристику педагогического
процесса в единстве его объекта, субъекта,
содержания, механизма, системы и целей.
2. Педагогическая культура
3. Интегральное качество личности учителя,
проектирующее его общую культуру в сферу
профессии. Это синтез высокого профессионализма
и внутренних свойств педагога, владение
методикой преподавания и наличие культуротворческих
способностей. Это мера творческого присвоения
и преобразования накопленного человечеством
опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической
культурой, имеет хорошо развитое педагогическое
мышление и сознание, обладает творческим
потенциалом и является средоточием всемирного
культурно-исторического опыта.
Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога.
В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие.
Учительская работа относится к
очень сложным видам
Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются воспитание, обучение, образование, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела как бы остаётся за кадром, за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.
Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Итак, педагогическая культура педагога
(воспитателя) — это такая обобщающая
характеристика его личности, которая
отражает способность настойчиво и успешно
осуществлять учебно-воспитательную деятельность
в сочетании ее с эффективным взаимодействием
с обучающимися и воспитанниками.
Вне такой культуры педагогическая практика
оказывается парализованной и малоэффективной.
Культура педагога (воспитателя) выполняет
ряд функций, включающих:
а) передачу знаний, умений и навыков,
формирование на этой основе мировоззрения;
б) развитие интеллектуальных сил и способностей,
эмоционально-волевой и действенно-практической
сфер его психики;
в) обеспечение сознательного усвоения
обучаемыми нравственных принципов и
навыков поведения в обществе; .
г) формирование эстетического отношения
к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие
их физических сил и способностей.
Педагогическое мастерство является
важнейшим и структурообразующим компонентом
педагогической культуры. Оно выражается
в устойчивых психолого-педагогических
знаниях, педагогической требовательности
и педагогическом такте педагога и воспитателя.
Совершенствование профессиональной
педагогической культуры и компетентности
становится одной из важных проблем,
решение которой будет
2.Сущность и
генезис педагогического