Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:38, курсовая работа
Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Введение.
Глава 1. Учитель в образовательном процессе
Структура готовности к педагогической деятельности
Классификация типов учителей
Качества необходимые для эффективной работы
Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя
Педагогическая культура учителя
Факторы формирования педагогической культуры
Формы и методы формирования педагогической культур
Содержание:
Введение.
Глава 1. Учитель в образовательном процессе
Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя
Введение
Социальные
и экономические изменения, сотрясающие
общество, не могли не сказаться
на образовании. Смена приоритетов
в общественно-государственном
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Меняющаяся концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века.
Поэтому
сегодня можно утверждать, что
педагогическая культура сопряжена
в меняющемся мире с педагогической
мобильностью, которая проявляется
в способности быстро реагировать
на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя
их решению перспективных
Актуальность:
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, в частности, звучит особенно актуально.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: профессиональные качества педагога.
Цель исследования: определить профессиональные качества учителя, сформировать требования к профессиональной деятельности педагога.
Гипотеза: исследование предполагают, о том, что педагогическая культура учителя эффективно повысится, если:
Задачи:
Теоретическая значимость:
Практическая
значимость:
Глава 1.Учитель в образовательном процессе
Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности Учащихся.
По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
1.1 Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение
педагогической техникой. Наличие педагогических
способностей: коммуникативных, перцептивных,
прогностических, конструктивных, дидактических,
гностических, организаторских, экспрессивных.
1.2 Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По
специфики интеллектуально-
По личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
1.3 Качества необходимые для эффективной работы
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение
придать личностную окраску
3. Установка
на создание позитивных
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение
регулировать конфликты
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми:
1.
Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность.
Уравновешенность. Дружеская расположенность.
Умение понять и доверять. Уважение
к личности и человеческому
достоинству. Толерантность.
2.
Организаторские качества: Демократичность.
Коллегиальность и
3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4.
Внешний вид. Хорошо одет. Приятный
голос. Общая
Глава
2. Формирование педагогической
культуры бедующего
учителя
2.1 Педагогическая культура учителя
Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей
Компоненты педагогической культуры учителя:
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:
1. Ярко
выраженная устойчивая
2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
3. Педагогическое мастерство.
4. Установка
на постоянное
5. Культура
поведения и общения,
6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая
педагогическая эрудиция и
8. Доброжелательность,
общительность и увлечённость
работой.
2.2 Факторы формирования педагогической культуры
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно
отметить, что даже в крайне тяжелых
условиях общественно-экономической
жизни в России находились замечательные
учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической
профессии был обусловлен мотивами
высокой социальной ценности. Одним
из таких был Николай