Педагогическая культура учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Учитель в образовательном процессе
Структура готовности к педагогической деятельности
Классификация типов учителей
Качества необходимые для эффективной работы
Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя
Педагогическая культура учителя
Факторы формирования педагогической культуры
Формы и методы формирования педагогической культур

Работа содержит 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

Глава 1. Учитель в образовательном процессе

    1. Структура готовности к педагогической деятельности
    2. Классификация типов учителей
    3. Качества необходимые для эффективной работы

Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя

    1. Педагогическая культура учителя
    2. Факторы формирования педагогической культуры
    3. Формы и методы формирования педагогической культуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Социальные  и экономические изменения, сотрясающие  общество, не могли не сказаться  на образовании. Смена приоритетов  в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов  в подчинённых структурах, в том  числе и в образовании.

   Особые  профессиональные и общественные функции  учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это  система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

   Меняющаяся  концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать новое  содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации  и методики обучения, учитывающие  социально-психологические, культурно-экономические  изменения, характерные для учащихся XXI века.

   Поэтому сегодня можно утверждать, что  педагогическая культура сопряжена  в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется  в способности быстро реагировать  на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.  

Актуальность:

Сегодня, когда меняется образовательная  парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.

   Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого  ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит  в судьбе каждого человека и всего  народа. В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, в частности, звучит особенно актуально.

Объект  исследования: профессиональная деятельность педагога.

Предмет исследования: профессиональные качества педагога.

Цель  исследования: определить профессиональные качества учителя, сформировать требования к профессиональной деятельности педагога.

Гипотеза: исследование предполагают, о том, что педагогическая культура учителя эффективно повысится, если:

  • Заниматься самообразованием…

Задачи:

  1. Узнать особые профессиональные и общественные функции учителя.
  2. Требования к профессиональной деятельности педагога и учителя.
  3. Сделать свой выбор в профессии учителя или педагога.
 

Теоретическая значимость:

Практическая значимость:  
 

    Глава 1.Учитель в образовательном процессе

   Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности Учащихся.

   По  классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

1.1 Структура готовности  к педагогической  деятельности

1. Сформированное  педагогическое сознание: Я –  концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).

2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.

3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных. 

1.2 Классификация типов  учителей

     По  характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.

     По  специфики интеллектуально-волевой  сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

     По  личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

     По  преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).

1.3 Качества необходимые для эффективной работы

1. Способность  к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение  придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка  на создание позитивных подкреплений  для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение  управлять собой и детьми.

5. Владение  разными стилями формального  и неформального общения с воспитанниками.

6. Эмоциональная  уравновешенность, самообладание, уверенность  в себе, жизнерадостность.

7. Умение  регулировать конфликты ненасильственным  путём.

8. Уважительное  отношение к чужим традициям  и верованиям.

9. Креативность.

10.Способность  к рефлексии.

  Критерии успешности  учителя

     Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

     Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается  возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства  и ответственность. Самокритичен.

     Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения  и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в  целом, а не только за свой участок.

     Креативность, гибкость. Знает где и когда  нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться  в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

     Виды  индивидуальных стилей педагогической деятельности.  Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.

     Педагог предпочитаемый детьми:

     1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность.  Умение понять и доверять. Уважение  к личности и человеческому  достоинству. Толерантность. Тактичность.  Честность. Чувство юмора. 

     2. Организаторские качества: Демократичность.  Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

     3. Деловые качества. Знание своего  предмета. Умение заинтересовать. Умение  ясно и интересно объяснять. 

     4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный  голос. Общая привлекательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя 

2.1 Педагогическая культура учителя

     Педагогическая  культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования  всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей

     Компоненты  педагогической культуры учителя:

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

  • Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
  • Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
  • Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

     Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:

1. Ярко  выраженная устойчивая педагогическая  направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное  умственное, нравственное, и эстетическое  развитие.

3. Педагогическое  мастерство.

4. Установка  на постоянное самосовершенствование.

5. Культура  поведения и общения, педагогический  такт.

6. Личностная  самостоятельность учителя.

7. Общая  педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость  работой.  

2.2 Факторы формирования педагогической культуры

   Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

  • интерес к учебному предмету - 27,2%;
  • желание обучать данному предмету - 16,2%;
  • стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
  • осознание педагогических способностей - 6%;
  • желание иметь высшее образование - 13%;
  • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
  • стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
  • так сложились обстоятельства - 4%.

   Если  объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.  

   Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых  условиях общественно-экономической  жизни в России находились замечательные  учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним  из таких был Николай Александрович  Добролюбов. Вот выдержка из сочинения  Н.А. Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества...". [5, с.36 – 42] [6, c.426] 

Информация о работе Педагогическая культура учителя