Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6
1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6
1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической культуры..........................................................................................10
1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18
1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32
2.2 Организация исследования...........................................................................33
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37
3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37
3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44
Выводы......................................................................................................................50
Список литературы……………………………………………………………..53
Самооценка школьниками умений и навыков после проведения спортиных
мероприятий в 8-х классах (в %)
Умения и навыки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
У р о в е н ь | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Организаторские | 50,1 | 44,8 | 5,1 | 33,3 | 40,7 | 26,0 |
Конструктивные | 18,3 | 71,2 | 10,5 | 29,7 | 53,0 | 17,3 |
Коммуникативные | 57,2 | 39,4 | 3,4 | 34,9 | 44,6 | 20,5 |
Сопоставляя данные таблиц 7-8 можно сделать вывод, что распределение по уровням и компонентам умений у школьников экспериментальной группы более подготовлены к выполнению своих функций, быстрее адаптируются к условиям работы и более объективно могут оценивать свои способности.
Учащиеся контрольной группы больше склонны к завышенному уровню притязаний.
Сравнительные
данные успеваемости и успешности проведения
физкультурных мероприятий
Успеваемость школьников по итогам года (в баллах)
Показатель физической готовности | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Достоверность различий |
1. Общая успеваемость по итогам года | 4,5 |
4,2 |
Р 0,001 |
2.Успешность
проведения физкультурно- |
4,3 |
4,0 |
Р 0,001 |
Анализ успешности проведения физкультурно-спортивных мероприятий и успеваемости свидетельствует о более высоком уровне классов, по сравнению с контрольной.
К завершению экспериментальных исследований было получено изменение всех объективных показателей физической культуры у учащихся в положительную сторону. Педагогическая оценка этих изменений подтвердила обоснованность заключения об эффективности разработанной комплексной методики преобразования пассивно-индифферентного отношения учащихся к физической культуре в активное положительное. Экспертная оценка этих изменений показала высокий уровень их статистической значимости, с вероятностью не ниже 0,99.
Существенно изменились и субъективные показатели в ходе эксперимента. В эксперименте вся работа сопровождалась постоянно действующей прямой и обратной связью. Процесс условия объективных требований в сознании учащихся находил своё выражение в их активной физкультурно-спортивной деятельности заданного направления, что обусловило преобразования, как самого отношения, так и представленных здесь его составляющих.
Мотивы. Они заметно изменились (см. табл.10). При сохранении ведущей роли побуждений к улучшении общего физического развития и здоровья, стали преобладать общественные мотивы.
Интерес к физическому воспитанию как учебной дисциплине и общественно значимой деятельности - с 14,7% до 16,0% - общение со сверстниками как форма социализации личности в ходе физической культуры - с 8,8% до 10,9%.
Защита спортивной чести коллектива (класса) путём личного участия в соревнованиях с 3,5% до 7,4%.
Выполнение нормативов, как выражение помощи коллективу в соревновании и личных достижений с 2,9% до 4,4%.
Стремление не отстать от сверстников в физической подготовке с 5,9% до 6,9% и достижение превосходства с 2,9% до 4,2%, можно характеризовать как мотивы самоутверждения.
Статистически незначительное увеличение мотива достижения высокого спортивного результата с 2,4% до 2.5% характеризует его известную константность у учащихся этой категории.
Таким образом, изменение мотивов в пользу общественно-значимых свидетельствует о весьма действенном влиянии экспериментальных факторов как глубинные основы личности учащегося.
Интересы. При повышении их значимости, как мотив спортивной деятельности, заметно изменение своей структуры, несомненно, возрос общий уровень интереса учащихся к физическому воспитанию и физической культуре – 47,8% до 90%. Особо нужно указать на резкое увеличение интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности. Эти изменения в достаточной степени статистически значимы (-0,75, -2, = 0,01) и отражают фундаментальный характер сдвигов в отношении учащихся к этой деятельности.
Динамика мотивов занятий физической культурой и
спортом у учащихся
Мотивы | Исходные
данные
в % к общему числу |
Конечные
данные
в % к общему числу | ||
класс | класс | |||
8 «А» | 8 «Б» | 8 «А» | 8 «Б» | |
|
40,9 | 43,2 | 57,7 | 57,0 |
|
40,4 | 38,9 | 49,0 | 50,6 |
|
8,9 | 8,3 | 5,2 | 5,3 |
|
49,9 | 49,9 | 93,1 | 93,8 |
|
9,5 | 9,1 | 11,4 | 14,0 |
|
9,2 | 8,4 | 5,0 | 4,1 |
|
23,6 | 23,3 | 29,6 | 30,7 |
В то же время нужно указать, что несколько повысились пассивные интересы. Просмотр кинофильмов и телепередач с 33,1% до 43,0%, чтение спортивной литературы - с 25,4% до 32,7%, а интерес спортивных событий вырос с 13,6% до 18,6%. Здесь следует сказать, что при сохранении познавательной направленности, эти интересы стали основой развития активности видов.
К
концу эксперимента в классах
не осталось учеников, не интересующихся
физической культурой, что наглядно свидетельствует
о глубоких изменениях, которые произошли
в их отношении к физической культуре
и подтверждается возможность качественных
преобразований свойств личности в процессе
со специально организованной физкультурно-спортивной
работой.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы и результаты исследования свидетельствуют о том, что влияние педагогической деятельности учителя физической культуры на формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов имеет огромное значение. Позитивное влияние на формирование мотивации учащихся средних классов оказывает деятельность учителя, который в качестве побуждения использует преимущественно логику объяснения учебного материала, умело ставит познавательные задачи и создает проблемные ситуации. Учитель ориентирован как на процесс, так и на результат обучения. Его деятельность характеризуется высокой оперативностью. Он также стремится активизировать учебную деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета, что позволяет эффективно развивать двигательные качества учащихся, создавать высокий эмоциональный фон на уроке, способствовать формированию стойкого интереса к заданиям и воспитанию волевых качеств у учащихся, а значит формированию мотивации к занятиям физической культурой.
2. В результате исследования мотивации учащихся к занятиям физической культурой посредством опроса, нами были выявлены семь основных направлений мотивов занятий физической культурой: повышение уровня физической подготовленности (88,2%); овладение сложными упражнениями (84,3%); успешное выполнение нормативов (82,6%); положительные эмоциональные переживания (63,9%); одобрение со стороны педагога (23,4%); улучшение фигуры (43,9%); признание спортивных успехов окружающими (32,1%).
3. Результаты исследования показали, что целенаправленное применение разработанных нами средств педагогического воздействия в учебном процессе обеспечивает достоверное формирование мотивации по следующим показателям: уровень положительных эмоциональных переживаний в процессе занятий за период эксперимента возрос на 3 балла (t=2,67; n=14; p<0,05); уровень физической подготовленности на 3,1 балла (t=2,98; n=14; p<0,01); повышение двигательного опыта – на 4,1 балла (t=2,58; n=14; p<0,05); успешное выполнение нормативов на 5 баллов (t=3,19; n=14; p<0,01); улучшение фигуры – на 3,4 балла (t=2,38; n=14; p<0,05), признание спортивных успехов окружающими – на 4 балла (t=2,69; n=14; p<0,05); позитивное отношение со стороны педагога на 4,9 балла (t=3,27; n=14; p<0,01).
В контрольной группе достоверно возрос уровень следующих достижений: повышение двигательного опыта на 3 балла (t=2,34; n=14; p<0,05); успешное выполнение нормативов на 2,8 балла (t=2,36; n=14; p<0,05); улучшение фигуры на 2,4 балла (t=2,28; n=14; p<0,05).
Результаты
текущего опроса, направленного на
выявление самооценки уровня достижений
по 10 бальной шкале, показали, что
уровень внешней
Таким образом, в нашем исследовании представлены результаты изучения влияния педагогической деятельности учителя на формирование мотивации у учащихся средних классов к занятиям физической культурой и сравнение ее эффективности с традиционными средствами. Полученные данные обнаружили, что применение данных средств на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте значительно эффективнее, чем метод упражнения и подвижные игры.
При
этом мы также обнаружили, что средства
педагогического воздействия
Таким образом, поставленные исследовательские задачи были успешно реализованы. Гипотеза исследования подтвердилась. Всё это говорит о том, что поставленная нами цель работы достигнута.
Несмотря
на то, что рамках поставленных задач выполненное
исследование можно считать законченным,
проблема влияния педагогической деятельности
учителя физической культуры на школьников
средних классов требует дальнейшего
анализа и изучения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ