Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Обсуждение: каким образом описанный вами опыт может способствовать разрешению конфликта?
Упражнение 3 – «Поведение в конфликте».
Разыгрываются
различные конфликтные
- конфронтация;
- компромисс;
- сотрудничество.
Например, ситуация 1: Приемному ребенку дошкольного возраста, который несколько дней проживает в семье, понравилась кружка, принадлежащая биологическому ребенку. Произошла ссора между детьми.
Ситуация 2: Биологическая дочь толкает приемную девочку со словами: «Это мои мама и папа! Обнимать и целовать их можно только мне, а ты чужая!»
Приемный ребенок плачет.
Ситуация 3: Приемная девочка младшего школьного возраста принесла чужую игрушку из школы, утверждает, что куклу ей подарила одноклассница. Биологический сын, который учится с девочкой в одном классе, доказывает, что она игрушку забрала домой без спроса. Дети начинают драться.
Ситуация 4: Биологическая дочь обвиняет приемного мальчика в том, что он курил вместе с подростками за углом школы. Мальчик доказывает, что девочка его спутала с другим ребенком.
Ситуация 5: Приемный мальчик среднего школьного возраста, который 4 месяца воспитывается в семье, одел на прогулку с друзьями любимую майку биологического сына. Пришел домой грязный.
Ситуация 6: Приемный ребенок научил биологического употреблять нецензурные слова. Приемный отец наказал обоих детей. В семье царит напряженная атмосфера.
Вы в роли приемной матери.
Упражнение 4 – «Решение проблем».
В центре круга ставится стул, который символизирует собой какую-то проблему или конфликт для каждого участника. Все члены группы по очереди выходят в центр и совершают какие-то действия со стулом, демонстрируя свой способ решения проблемы.
На втором этапе все по кругу рассказывают, почему именно таким образом они решают свои проблемы.
Упражнение 5 – «Список проблем».
Участники пишут на листочках какую-то свою проблему или конфликт. Затем листочки перемешиваются и каждый вытягивает какой-то из них наугад.
После этого каждый приемный родитель рассказывает о той проблеме, которая написана у него на листочке, так, как будто это его собственная проблема или конфликт, и каким образом он ее решает.
Обсуждение: услышали ли вы ответ на свою записку? Увидели ли вы какой-то новый способ решения вашей проблемы?
Рефлексия
занятия.
В помощь психологам при работе с взрослыми клиентами
Методы погашения конфликтов подчиняются следующим принципам:
1. Принцип «выхода чувств»: по наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными. Реализация данного принципа требует от вас терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника, демонстрируя сочувствие, понимание, которое еще не гарантирует согласия с ним.
2. Принцип «эмоционального возмещения»: человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительным пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удрученное душевное состояние собеседника.
3. Принцип «авторитетного третьего»: примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, может побудить обиженного к поиску компромисса.
4. Принцип «обнажения агрессии»: вы побуждаете оппонентов в конфликте ссориться в вашем присутствии и достаточно длительное время не пресекаете ссоры. Как правило, при третьем лице конфликтующие не достигают таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им возможность выговорить самое наболевшее, вы продолжаете работу на основе одного из принципов, которые приводятся далее.
5. Принцип «принудительного слушания оппонента»: ссора происходит в вашем присутствии. Вы неожиданно останавливаете ссорящихся и предлагаете оппонентам повторить последнюю реплику друг друга. Обычно ссорящиеся не в состоянии воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном только себя, а обидчику приписывает те высказывания, которых тот в действительности не произносил. Непривычность, неожиданность такой ситуации уменьшает накал страстей и взаимного ожесточения, способствует росту самокритичности.
6. Принцип «обмена позиций»: вы останавливаете развернувшуюся на ваших глазах ссору, просите враждующих поменяться местами и взглянуть на предмет ссоры глазами оппонента. Этот прием обладает универсальной эффективностью, то есть уместен при устранении конфликтов любого типа.
7. Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих: побуждая конфликтующих ссориться в своем присутствии, вы тем или иным способом протоколируете ссору (желательно использовать диктофон или видеокамеру). Остановив ссору, вы воспроизводите ее запись. Как правило, оппоненты испытывают подавленность от того, что услышали, поскольку оба начинают понимать, что вели себя недостойно. Вы приступаете к разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм каждого.
Методист МОИРО И. Н. Бутвиловская