Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Скачать)

    в) Депрессия. Боль потери может вызвать  чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в  семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели  помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.

    г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или  обиду, причиненную потерянными  родителями. Даже у взрослых людей  боль может ассоциироваться с  наказанием за что-то. «Почему это  случилось со мной?», «Я – плохой ребенок, со мной что-то не так», «Я не слушался родителей, плохо помогал им –  и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего  в том, что ребенок в попытке  осмыслить ситуацию ошибочно принимает  ответственность за происшедшее  на себя. С другой стороны, он может  также чувствовать вину из-за собственных  чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время  как его родители живут в бедности.

    д) Тревога. В критических случаях  она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может  бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх  за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или  родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и  заберут, – в тех случаях, когда  ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к  новой семье искренне привязался, и т.д.

    В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение  ребенка характеризуется противоречивостью  и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут  подавляться) и расстройством учебной  деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого  периода воспитатели могут оказать  существенную помощь ребенку, и это  послужит "цементом", скрепляющим  новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются  на более долгий срок, имеет смысл  обратиться за помощью к специалистам.

    Как помочь ребенку, пережившему  разлуку с семьей.

    Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, оказать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить что это - его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить.

    Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.

    Физическая  забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

    Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

    Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

    Памятные  вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

    Помощь  в организации  дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

    Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся  с проблемой разрыва близких  отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания  внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельства становятся для него самыми близкими, в той  или иной степени заменяя родителей.

    Большинство детей, чей опыт жизни в семье  не был катастрофическим, и чье  доверие к взрослым подорвано  не окончательно, ждут новую семью  как средство исцеления от одиночества  и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет  хорошо.

    Однако  простого перемещения в новую  ситуацию и помощи в переживании  утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась  хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

    Знание  о своих предках и своей  семье - «чувство корней» - помогает человеку понять, каково его место в истории  этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с  понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные  задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

    Сохранение  важных для ребенка связей с другими  людьми, допустимых привычек, личных, в  том числе памятных, вещей, восстановление жизненной истории самого ребенка  и сбор сведений о его семье (составление  «Книги жизни») частично смягчают боль потери и способствуют формированию идентичности.

    При этом необходимо помнить, что идентичность ребенка несет в себе как положительные, так и отрицательные черты  его кровной семьи. Этим объясняется  частое стремление к воспроизведению  детьми поведенческих моделей, принятых в кровной семье. Дело не только в  научении («все мы склонны поступать  с другими так, как когда-то поступали  с нами»), но и в своеобразном подтверждении  лояльности, верности своей родной семье со стороны ребенка. Дети, разлученные  с родителями, которых они помнят, страдают не только от разлуки, но и  потому, что не получили «родительского благословения» на свой дальнейший путь, разрешения жить счастливо и убеждения  в том, что они не виноваты в  разрыве с семьей.

    Обычно  требуется специальная терапевтическая  работа для того, чтобы отделить любовь к кровным родителям от стремления «следовать за ними». Ребенок  не может судить своих родителей, сохранение уважения к ним и благодарности  за свою жизнь – естественное и  необходимое чувство, отсутствие которого ведет к глубоким психологическим  проблемам. Но это не значит, что  ребенок должен повторять их ошибки. Именно из любви к своим родителям  ему предстоит научиться справляться  с трудностями и добиваться успеха, строить свою жизнь и отношения  с людьми – то есть сделать то, чего хотели, но не смогли родители.

    Часто встречающееся заблуждение заботящихся  о ребенке взрослых – «он ненавидит  своих родителей». На самом деле ребенок, обвиняющий своих родителей  и ругающий их, «застрял» в фазе острого аффекта переживания  утраты, и это препятствует его  дальнейшему личностному развитию и отношениям с людьми. То, что  по-настоящему нужно ребенку в  такой ситуации, - это помощь взрослых в том, чтобы отреагировать свой гнев приемлемым образом, и перейти  к стоящей за ним потребности  в родительской любви, постоянстве  и заботе.

    Очевидно, что никакая терапия не сможет эффективно помочь, если одновременно с ней в жизни ребенка не появится новая семья.

    Опыт  показывает, что позитивные изменения  в поведении ребенка происходят постепенно, и вопрос времени –  очень серьезный. Достаточно помнить, сколько времени ребенок «учился  жизни» в кровной семье, чтобы  не ждать от него быстрых результатов. Принятие личности ребенка, укрепление привязанности с ним, терпеливое поощрение развивающихся положительных  черт, поддержка и предоставление альтернативных, социально адекватных моделей поведения постепенно приводят к тому, что новый опыт усваивается  и начинает приносить плоды.

    Самый болезненный для приемных родителей  вопрос – контакты с кровными родственниками. Неприятие кровной семьи, ревность и страх того, что «они» могут  «отнять» ребенка – обычные в  таких случаях переживания. Однако восстановление в родительских правах – дело уникальное, а когда ребенок  привязан к приемной семье (мнение детей  в суде учитывается) – то практически  невозможное. Если же речь идет о временном  изъятии ребенка из родной семьи  – то контакты абсолютно необходимы. В то же время многие дети хотят  знать (и имеют на это право), что  происходит с их родителями, живы ли они. Если ребенок не видит своих  кровных родителей и ничего не знает о них, он начинает думать, что не имеет для них никакого значения, а это очень тяжело. Кроме того, некоторую информацию о ребенке можно получить лишь от его родных родителей и других родственников. Дело социальной службы – обеспечить безопасность и приемлемый для новой семьи ребенка порядок  таких контактов. Исключение составляют лишь случаи непосредственной угрозы жизни ребенка со стороны кровной  семьи.  

    Работа  с ребенком при  помещении в приемную семью

    Настоящее: разделение чувств и предоставление стабильности.

    · Объяснение ребенку необходимости перемещения приемлемым образом ("правда не должна уничтожать").

    · Сообщение о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.

    · Работа с возникающими эмоциональными проблемами. Признание страха, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенности по поводу будущего.

    · Предоставление конкретного места и наличие конкретного заботящегося лица в настоящий момент.

    · Сохранение имени и фамилии, любимых вещей и допустимых привычек (еда, одежда, жизненный уклад).  

    Прошлое: осмысление и принятие.

    · Обеспечение информацией о прошлом (каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен представлять, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках).

    · "Книга жизни" - материальные свидетельства о прошлом: фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест, записи и т.д. Акцент - на успехи, положительные события. Негативные события также обозначаются, но сдержанно.

    · Контакты, насколько они уместны, с кровной семьей и прежними знакомыми.

    · Выяснение того, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Проблема ответственности и контроля. Работа с чувствами вины и потери.

    · Прояснение разницы между любовью к родителям и принятием их плохого обращения с собой как "правильного".

    · Помочь ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство/депрессия/агрессия) и прошлым травматическим опытом.

    · Нахождение ресурсов и сильных сторон в прошлом и настоящем ребенка.  

    «Книга  жизни»

    Особенность прошлого детей из неблагополучных  семей состоит во фрагментарном  характере, «выпадении» целых периодов жизни – некоторые из них дети не помнят в силу раннего возраста, а некоторые «вытеснены», как  что-то ужасное. Приемная семья может  помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме  воспоминаний. Там могут быть сохранившиеся  или добытые у родственников  ребенка фотографии, записи рассказов  самого ребенка и других лиц о  нем, рисунки, иллюстрирующие какие-то события, лист с наложенными одна на другую «обводками» контура руки ребенка в разных возрастах, и  т.д. Для сбора информации используются воспоминания самого ребенка, материалы из личного дела, беседы с членами кровной семьи, людьми, знавшими ребенка и его семью раньше (соседи, работники социальных учреждений – поликлиника, детский сад, школа, дом ребенка и т.д.) Важны любые сведения о прошлом, факты – и комментарии приемных воспитателей к ним - о чувствах самого ребенка в связи с этими фактами, об их личном отношении, сопереживании ребенку в связи с тем, что излагается.

    Установление  хронологической последовательности событий жизни ребенка, постепенное  заполнение «пробелов» путем воссоздания  утраченного и выявления неизвестных  фактов, осмысление и переоценка значимых ситуаций, поиск положительного ресурса  в судьбе ребенка – основные задачи такой работы.  

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация