Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Будущее: цели и перспективы.
· Признание различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этого различия.
· Помощь в построении
моделей будущей самореализации, включая
возможность последующего воссоединения
с кровной семьей.
Адаптация ребенка в замещающей семье
Дети, разлученные с кровной семьей и помещенные в приемную семью, сталкиваются с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. Вышеприведенное описание процесса свыкания с утратой отражает прежде всего внутренние переживания. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.
Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии.
Первую стадию можно назвать «Идеализированные ожидания», – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.
Достаточно
часто в первые дни после размещения
дети требуют, чтобы их отвезли обратно
в детский дом или приют. Подобное
желание может быть продиктовано
смесью разных чувств. Это и боязнь
полной зависимости от малознакомых
людей, и стремление сохранить контроль
над ситуацией («я решаю, где мне
быть» – потребность в
«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже, и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:
1)
дети, пережившие утрату семьи,
боятся повторения этого и
в новой, приемной семье.
2)
они колеблются между надеждой
и страхом быть обманутыми
снова, пытаются
3)
вспышки негативного поведения
могут быть частью процесса
отреагирования утраты кровной
семьи, ребенок может
Дети
таким образом могут
У
таких детей очень много
а) не ждать быстрых «результатов»;
в) сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;
с) обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам, не боясь, что вас сочтут «некомпетентными».
Необходимо сказать, что, в отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его, и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей (или семейной группой), уже не думает всерьез об уходе, и больше доверяет воспитателям. Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства – все это появляется по мере решения проблем.
Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
Таким
образом, наступает некое «Равновесие»,
которое представляет собой третью
стадию адаптации в семье, принявшей
ребенка. В этот период семья становится
достаточно самостоятельной, реже обращается
за помощью к специалистам. Дети
обычно начинают активно интересоваться
своим прошлым, много вспоминают
и даже сочиняют, беря за основу настоящее
– «А мы с мамой тоже в цирк
ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже
машина была», и т.п. Желаемое и действительное,
помноженное на особенности детского
восприятия, смешиваются в этих рассказах,
суть которых сводится к следующему:
ребенок нуждается в создании
приемлемого варианта своего прошлого.
В обычных семьях этой цели служат
устные «предания», воспоминания родственников,
фотоальбомы и т.п. Новая семья
может помочь ребенку, воссоздавая
«линию жизни» в специальном альбоме
воспоминаний. Обычно дети с большим
интересом и благодарностью воспринимают
составление такой «Книги жизни»,
и это укрепляет их положительные
отношения с воспитателями.
Советы приемным родителям в период адаптации ребенка
Важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего, что для него является самым необходимым. Понаблюдайте, как ребенок выражает вам свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Например, если девочка постоянно говорит приемной маме о том, как мама красива, как она хорошо выглядит, то может оказаться, что ей самой требуются такие же слова поощрения. Если она чаще выражает свои чувства объятиями, поцелуями, то, скорее всего, ей самой хочется больше телесного контакта, прикосновений. Если ребенок заваливает вас открыточками, дарит свои рисунки и поделки, то вполне может быть, что ему самому важно получать подарки. Когда ваш ребенок требует к себе все ваше внимание: «Давай поиграем, почитаем, погуляем», - то ответное внимание с вашей стороны и время, которое вы потратите на общение с ним, будет значить для него много. Кроме того, таким же выражением любви может стать ваша помощь ребенку в том, что он сам пока не может сделать самостоятельно.
Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:
- подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;
- вспомнить, о чем он просит чаще всего;
- обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется чаще всего;
- дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.
Можно, например, сказать: «Мне хочется, чтобы мы как можно интереснее провели время. У меня сегодня почти нет дел. Что бы тебе хотелось – вместе погулять (внимание, время) или вместе приготовить вкусный обед для семьи (помощь)?» Или: «Я буду очень занята в ближайшие дни, дома буду находиться мало, я хочу сделать для тебя что-нибудь приятное. Я могу привести тебе что-нибудь в подарок или сочинить стихотворение в твою честь (поощрение)».
Кроме
того, помощницей в подтверждении
родительской любви может стать
игра «Потому что…». В нее играют
так: вам надо по очереди придумать
продолжение фразы: «Я люблю тебя,
потому что…» Это весело, почти
не требует времени и вселяет
в ребенка уверенность и
Дальнейшее
движение семейной системы по стадиям
жизненного цикла аналогично обычной
семье с растущими детьми с
присущими кризисами
II. Практическая часть.
В период адаптации в приемной семье нередко ребенок капризничает и может вести себя агрессивно, вызывая, таким образом, членов семьи на вступление в конфликт. В психологической литературе выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1.
Приспособление – изменение
2.
Компромисс – урегулирование
разногласий через взаимные
3.
Сотрудничество – совместная
выработка решения,
4.
Игнорирование, уклонение от
5.
Соперничество, конкуренция –
открытая борьба за свои
Кроме вышеуказанной, можно выделить следующую классификацию стилей поведения в конфликтных ситуациях:
1.
Умиротворяющий – угождающий
и соглашающийся человек,
2.
Обвиняющий – противоположен
умиротворяющему, упрекает, провоцирует,
считает других виновными.
3.
Человек-компьютер –
4.
Уводящий в сторону –
Упражнение 1.
Четверым
добровольцам из группы приемных родителей
предлагается выбрать один из вышеописанных
четырех стилей поведения в конфликтных
ситуациях и включиться в дискуссию
друг с другом. Остальные члены
группы наблюдают взаимодействие («круглый
аквариум»). Через пять минут наблюдателей
приглашают прокомментировать свое
восприятие дискуссии. Затем добровольцы
делятся с группой
Процедура повторяется с четырьмя новыми участниками. Ведущий может попросить одного участника защищать позицию, прямо противоположную своей; другого – поддерживать доминирующего члена дискуссии; третьего – опровергнуть идеи доминирующего участника; четвертого – попытаться изменить тему дискуссии.
Упражнение 2 – «Рассказ о детстве».
Упражнение помогает участникам вспомнить тот детский опыт, который может оказаться полезным для обсуждаемого на занятии конфликта. Раздаются карандаши и бумага, члены группы получают задание представить себя в том возрасте, когда они только начинали учиться писать, и затем написать о себе небольшой рассказ. Получившиеся детские каракули позволяют преодолеть защиту взрослого человека.