Среда географическая — это
определенный территориальный ландшафт
со своей географической широтой
и долготой, климатом, разнообразием
рельефа, растительного и животного
мира, природными ресурсами, источниками
тепла, целебных вод, зон геомагнитной
и геопатогенной активности и
т.д., экологическими условиями. История
существования древнейших цивилизаций
Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима
выявляет тот факт, что их центрами
были географически и биологически
исключительно благоприятные территории
(обилие тепла и света, воды,
растительного и животного мира),
способствовавшие своими условиями
социализации биологических свойств
человека. Но даже в период
технического прогресса многие
географические территории являются
крайне трудными с точки зрения
их влияния на развитие человека
(зоны геологических разломов
и землетрясений, районы пустынь
и гор, вечной мерзлоты и
избыточной влажности). Живущим в
таких районах, естественно, ограничивается
доступ к интеллектуальным источникам,
социализация личности задерживается.
Социальная среда — совокупность
общественных отношений, складывающихся
в обществе (уклад жизни, традиции,
“окружающие человека социально-бытовые
условия, обстановка, а также совокупность
людей, связанных общностью этих
условий”), доминирующие общественные
идеи и ценности. Благоприятной
социальной средой является та,
где доминирующие идеи и ценности
направлены на развитие творческой,
инициативной личности.
Домашняя среда — колыбель
начала жизни, окружение близких
людей, материальные условия;
это целый мир, воплощенный
в игрушки и игры, своя жизненная
территория. Развитие ребенка обеспечивается
дружбой и любовью в родительских
отношениях, отношениях с родными
и близкими. Особое значение в
обогащении знаниями и жизненным
опытом имеет общение с родителями
и взрослыми. У ребенка формируется
потребность общения с окружающими,
что становится важнейшим источником
его разностороннего развития.
Домашняя и социальная среда
могут оказывать и отрицательное
воздействие: пьянки и ругань
в семьях, грубость и невежество,
вопиющее унижение детей, отрицательное
влияние товарищей и друзей, особенно
старших по возрасту и взрослых;
все негативное, что совершается
вокруг нас.
Микросреда — это особенности
квартиры или рабочего помещения,
микроволны и магнитные воздействия,
вибрации и т.п., а именно геометрические
формы квартиры, высота этажа
дома, дизайн стен, расстановка мебели,
излучения электророзеток, телевизоров,
микроволновых печей, электробритв,
фенов, биополевые воздействия
растений и животных, отдельных
людей (с отрицательной биоэнергией)
и т.д. Все это — влияние
микросреды на биологическую
природу и социальное развитие
личности.
По-своему неблагоприятное воздействие
могут оказывать и результаты
науки и техники. Так, японскими
учеными установлено, что слушание
беременными женщинами тяжелой
рок-музыки приводит к рождению
дебильных детей, слушание же
народной или классической музыки
развивает интеллект будущего
ребенка, вызывает гармонические
вибра-ции, которые создают условия
для увеличения притока крови
и питатель-ных веществ, благотворно
воздействуют на развитие нервных
тканей и-головного мозга.
Педагогическая позиция заключается
в изучении средовых влияний
на развитие ребенка как с
целью формирования его анатомо-физиологических
структур, так и духовных основ;
в осознанном понима-нии родителями,
взрослыми, педагогами проблем
формирования полноценной личности.
Объемно представляя весь комплекс
воздействий на человека, отметим,
что только доминирование мощного
природного начала сохраняет
и обеспечивает ему последующее
развитие.
В научных концепциях западных
авторов имеются толкования о
первостепенной роли географической
среды. Народы, живущие в благоприятных
географических условиях в разные
исторические периоды “сбавили”
темпы своего промышленного и
социального развития, потребляя
готовые дары природы. Народы
северных территорий, наоборот, организовались,
закалились в борьбе с суровыми
условиями жизни, нарастили мощный
интеллектуальный и промышленный
потенциал.
Признавая роль географической
среды, следует отметить, что она
выступает как предпосылка для
развития личности. Но сама среда
в современных условиях, в век
научного и технического прогресса
не может обеспечить решение
программы развития личности
и адаптацию ее к самостоятельной
жизни и деятельности.
В значительной степени социальные
факторы определяют развитие
человека. По версии К. Маркса
сущность человека представляет
ансамбль общественных отношений.
Но следует помнить, что человек
не формируется пассивно под
влиянием среды. Социальная среда
кардинальным образом не влияет
на развитие качеств личности.
Общеизвестно, что одни и те
же социальные условия жизни
приводят к различным уровням
морального, интеллектуального и
духовного развития. Эту особенность
можно рассматривать как закономерность
в развитии личности.
Развитие социальных факторов
приводит к разнообразию их
воздействия на развитие человека.
Факторами преднамеренного воздействия
на человека могут выступать
государственный строй и политика
государства, наука, школа, обучение
и воспитание, условия труда и
быта, семья, культура и традиции
государства, многое другое.
Имеется группа социальных факторов,
которые не оказывают тотального
действия, но дают человеку возможность
развития. К ним можно отнести
культуру, литературу, искусство, средства
массовой информации, технические
и спортивные общества, различные
клубы, выставки, секции и т.д.
Степень воздействия этих факторов
будет определяться возможностями
и стремлениями самой личности
в их реализации. Но дело-то
в том, что природное начало
человека всегда индивидуально:
особенности протекания психических
процессов, задатки способностей,
степень активности и т.д. Сами
люди неодинаково относятся к
познанию искусства, литературы,
освоению знаний как технических,
так и гуманитарных. Кто-то увлечен
спортом, кому-то он противопоказан
по состоянию здоровья. Естественно,
что формирующиеся качества у
них будут различны. Таким образом,
даже совокупное действие этих
факторов не всегда обеспечивает
формирование необходимых качеств
личности.
Среди социальных факторов особым
можно назвать воспитание. Его
можно рассматривать как целенаправленный
процесс формирования конкретных
качеств и свойств личности, ее
способностей, процесс, опирающийся
на закономерности общественного
развития.
Все, чем человек обладает, чем
он отличается от животных, является
результатом его жизни в социальной
среде. Характерно, что ребенок,
не впитавший в себя культуру
общества, оказывается неприспособленным
к социальной жизни, не может
реализовать то, что заложено
в нем самой природой. Вне общества
ребенок не становится человеком.
В то же время было бы
явным упрощением думать, что
человек исключительно результат
социализации. В известном смысле
человек уже рождается человеком,
кристаллизует в себе все, что
накоплено всем человечеством
в течение веков. Эта кристаллизация
осуществляется и через наследственность.
Ребенок не просто впитывает
сообщаемую ему информацию. Он
наследует генетический запас
информации через специфически
человеческое строение тела, мозга,
задатки. Если шимпанзе с первых
дней рождения поместить в
специальные условия общественной
жизни и окружить тщательным
вниманием и уходом самых талантливых
педагогов, то все равно это
животное останется лишь хорошо
выдрессированной обезьяной. У
нее иная наследственность, иной
мозг, отделяющий обезьяну от
человека непроходимой гранью. Иными
словами, возникновение труда,
общества и свойственной только
людям психики — сознания —
сопровождалось важными изменениями
в строении и деятельности
головного мозга и всей нервной
системы, и наоборот (см. тему “Возникновение
и развитие воспитания как
общественного явления. Этнопедагогика”).
Однако особенности головного
мозга и нервной системы человека
есть лишь необходимое условие
или, точнее, биологическая предпосылка
становления сознания, но не сознание
как таковое. Собственно человеческое
сознание формируется лишь во
взаимодействии и общении с
другими людьми, т.е. в социальном
контексте.
Биологическая природа человека,
строение его мозга, считают
исследователи, почти не изменились
со времени кроманьонца. Но
люди прошлых эпох и мыслили,
и чувствовали, и действовали
совершенно различно.
Социальная природа сознания, следовательно,
заключается в сущности тех
общественных отношений, которые
человек усваивает в процессе
своей деятельности, общения с
внешним миром, в процессе воспитательных
воздействий. Различные условия
жизни людей и воспитания, принадлежность
к разным социальным группам,
взаимодействие и борьба их
интересов развивают и формируют
и различное сознание. В этом
смысле сознание как высшая
форма психической деятельности
человека не тождественна мышлению.
Человеческое сознание меняется
не только от эпохи к эпохе,
от одной культурно-исторической
цивилизации к другой, оно может
изменяться на протяжении жизни
одного и того же человека
в зависимости от особенностей
общественных отношений, в которые
он включен (он может быть
в одно время религиозным, в
другое — атеистом, в одно время
приверженцем одних взглядов, в
другое — других и т. д.).
Приведем исторический пример: ребенок
из африканского племени попадает
в Париж и там воспитывается,
вырастает образованным человеком,
истым парижанином. Таким образом,
развитие новых субъектно-объектных
отношений проявляется и реализуется
в новых социальных ролях личности,
которые постепенно персонифицируются
и превращаются в ее личные
свойства: черты характера, способности
и т. д.
Можно отметить, что воспитание
оказывает влияние на природные
качества личности, внося в них
новое содержание, адаптируя к
конкретным социальным условиям,
в которые она включена. Уже
в трудах И.П. Павлова проходила
идея о пластичности нервной
системы, податливости ее к
воспитанию в разных средовых
условиях, а также о больших
компенсаторных возможностях организма,
т.е. способности к компенсации
ряда функций другими органами
вследствие травм, болезней и
т. д.
Наследственность
представляет собой способность
родительских организмов передавать потомству
все свои признаки и свойства, формирование
которых происходит в определенных
условиях внешней среды. Наследственность
является всеобщим свойством живой
природы и у человека характеризуется
тем, что между родителями и детьми
наблюдается некоторое сходство
по ряду признаков.
1.3.Воспитание.
Понимание процесса наследования интеллектуальных
задатков предопределяет практические
пути воспитания и обучения людей.
Современная
педагогика делает акцент не на выявлении
различий и
приспособлении к
ним воспитания, а на создании равных
условий для
развития имеющихся
у каждого человека задатков. Большинство
зарубежных
педагогических систем
исходит из того, что воспитание
должно следовать
за развитием, оно
лишь помогает вызреванию того, что
заложено в человеке
от природы, и поэтому
должно быть лишь приспособлено к
задаткам и
способностям человека.
Роль
воспитания в развитии личности