Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)

         Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная  сила, способная дать обществу полноценную  личность.

         Эффективность воспитательного воздействия заключается  в целенаправленности, систематичности  и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?

           

         Влияние в воспитании – форма осуществления  функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.  
 
 

         Механизмы воздействия на ребенка 

         Существует  четыре основных механизма воздействия: 
 

         Убеждение – логически аргументированное  воздействие на рациональную сферу  сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов,  оценок, установок.

         Внушение  – воздействие на сознание ученика.

         Заражение – бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию  воспитателя.

         Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

         Подражание  – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта  учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д. 

         Подражание  направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.

         Нужно помнить, что слабость воспитания в  том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его  стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно  добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей  воспитание вносит различную лепту  – от самой незначительной до максимально  возможной.

         Если  воспитатель хочет воспитать  ребенка, то он должен привлечь его  к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду.  Если к такой деятельности ребенок  не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого  слова не будет.

         Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим  собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.

         Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

         самостоятельная;

         предметная;

         совместная;

         творческая. 

         Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников  к определенной деятельности или  предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности.

         На  определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и  общественного самосознания человек  начинает понимать не только внешние  для него цели, но также    цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к  субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного  в развитии личности фактора человек  сам становится воспитателем.  
 

         Самовоспитание  – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой  культуры личности.

         Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает  воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами  для саморазвития, а воспитание –  как объективно-субъективный процесс  саморазвития и самовоспитания детской  личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и  отношений. Речь идет о природной  субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению. 

         Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил  индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением – системой воспитания прежде всего  – из социального целого и признан  ли в качестве субъекта – индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни  ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством  его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и  практическом натаскивании.  
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Под наследственностью понимается воспроизведение  у потомков биологического сходства с родителями.

         Наследственность  – это генетическая программа  человека, определяющая его генотип.

         Наследственные  программы развития человека включают детерминированную и  переменную части, определяющие как то общее, что  делает человека человеком, так и  то особенное, что делает людей столь  непохожими друг на друга.

         Детерминированная часть наследственной программы  обеспечивает прежде всего продолжение  человеческого рода, а также видовые  задатки человека как представителя  человеческого рода, в том числе  задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

         От  родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

         Жестко  генетически запрограммировано  сочетание в организме различных  белков, определены группы крови, резус-фактор.

         Наследственный  характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные  расстройства – карликовость.

         К наследственным свойствам относятся  также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности  протекания психических процессов.

         По  наследству передаются задатки к  различным видам деятельности. У  каждого ребенка от природы имеются  четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки  являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные  возможности для развития своих  умственных и познавательных сил. Имеющиеся  различия в типах высшей нервной  деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи  признают, что может быть неблагоприятная  для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного  мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания. 

         Очень важен вопрос о наследовании моральных  качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные  качества личности не наследуются, а  приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем  более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств  родителей, в генетических программах человека не заложена информация о  социальном поведении. 
 

         В западной педагогике доминирует утверждение  о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори,   К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

         Последнее время позицию о генной обусловленности  социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и  др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

         Человек — существо биосоциальное, характеризующееся  членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного  труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической  наследственности, а формируются  у них прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими  поколениями. Существуют достоверные  факты, свидетельствующие, что если дети с самого раннего возраста растут вне общества, то они остаются на уровне развития животных — у них  не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой  личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий. Для этого потребовалась  бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого  последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими генерациями. Принимая участие в труде и  различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические  способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия  усвоения ребенком общественно-исторического  опыта таковы: 

         1. Общение ребенка со взрослыми,  в ходе которого он обучается  адекватной деятельности, усваивает  человеческую культуру. Если бы  в результате катастрофы погибло  все взрослое население и остались  в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и  не прекратился бы, история человечества  оказалась бы прерванной. Машины, книги, культура продолжали бы  физически существовать, но некому  было бы раскрыть для детей  их назначение. 
 
 

         2. Чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами  исторического развития, необходимо  осуществить по отношению к  ним не любую, а такую адекватную  деятельность, которая будет воспроизводить  в себе значимые, общественно  выработанные способы деятельности  человека и человечества. Усвоение  такого опыта выступает как  процесс воспроизводства в умениях  ребенка исторически сложившихся  свойств и способностей человеческого  рода. 

         Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического  опыта стать человеком, приобрести специфические качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея таковой (например, при олигофрении), морфологических  свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь  высших человеческих качеств.

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности