Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Введение 2
1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19
Список литературы 21
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность.
Эффективность
воспитательного воздействия
Влияние
в воспитании – форма осуществления
функций педагога, деятельность воспитателя,
в едином процессе социального взаимодействия,
приводящая к изменению каких-либо
особенностей индивидуальности воспитанника,
его поведения и сознания.
Механизмы
воздействия на ребенка
Существует
четыре основных механизма воздействия:
Убеждение – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.
Внушение – воздействие на сознание ученика.
Заражение – бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.
Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.
Подражание
– способ усвоения традиций общества,
механизм сознательного или
Подражание направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.
Нужно
помнить, что слабость воспитания в
том, что оно осуществляется на сознании
человека и требует усилий с его
стороны, в то время как наследственность
и среда действуют
Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.
Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:
самостоятельная;
предметная;
совместная;
творческая.
Решая
ту или иную педагогическую задачу,
воспитатель побуждает
На
определенной стадии развития личности,
ее интеллектуальных способностей и
общественного самосознания человек
начинает понимать не только внешние
для него цели, но также цели
своего собственного воспитания. Он начинает
относиться к самому себе как к
субъекту воспитания. С возникновением
этого нового, весьма своеобразного
в развитии личности фактора человек
сам становится воспитателем.
Самовоспитание
– систематическая и
Поэтому
мировая педагогика все больше рассматривает
воспитанника как от природы деятельное,
внутренне активное существо, обеспеченное
необходимыми задатками и стимулами
для саморазвития, а воспитание –
как объективно-субъективный процесс
саморазвития и самовоспитания детской
личности в системе организованных
и стихийных взаимодействий и
отношений. Речь идет о природной
субъектной активности индивида, формирующегося
под воздействием потребностей, инстинктов,
влечений, желаний способностей, стремления
к самопроявлению и самоутверждению.
Для
педагогики имеет большое значение
не то, что выделил или не выделил
индивид себя сознательно из своего
окружения, а выделен ли он окружением
– системой воспитания прежде всего
– из социального целого и признан
ли в качестве субъекта – индивидуальности,
наделенного активностью и
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.
Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.
От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
Жестко
генетически запрограммировано
сочетание в организме
Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.
К
наследственным свойствам относятся
также особенности нервной
По
наследству передаются задатки к
различным видам деятельности. У
каждого ребенка от природы имеются
четыре группы задатков: интеллектуальные,
художественные и социальные. Задатки
являются природной предпосылкой развития
способностей. Несколько слов необходимо
сказать об интеллектуальных (познавательных,
учебных) задатках. Все нормальные люди
от природы получают высокие потенциальные
возможности для развития своих
умственных и познавательных сил. Имеющиеся
различия в типах высшей нервной
деятельности, изменяют лишь протекание
мыслительных процессов, но не предопределяют
качества и уровня самой интеллектуальной
деятельности. Но педагоги и психологи
признают, что может быть неблагоприятная
для развития интеллектуальных способностей
наследственность. Отрицательные предрасположения
создают, например, вялые клетки головного
мозга у детей алкоголиков, нарушенные
генетические структуры у наркоманов,
наследственные психические заболевания.
Очень
важен вопрос о наследовании моральных
качеств и психики. Ведущим положением
отечественной педагогики было утверждение,
что все психические и
В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).
Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.
Человек
— существо биосоциальное, характеризующееся
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т. д.),
способное создавать орудия, пользоваться
ими в процессе общественного
труда. Эти специфические человеческие
способности и свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической
наследственности, а формируются
у них прижизненно, в процессе
усвоения культуры, созданной предшествующими
поколениями. Существуют достоверные
факты, свидетельствующие, что если
дети с самого раннего возраста растут
вне общества, то они остаются на
уровне развития животных — у них
не формируются речь, сознание, мышление,
нет вертикальной походки. Никакой
личный опыт человека не может привести
к тому, что у него самостоятельно
сформируется логическое мышление, сложатся
системы понятий. Для этого потребовалась
бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого
последующего поколения начинают свою
жизнь в мире предметов и явлений,
созданных предшествующими
1.
Общение ребенка со взрослыми,
в ходе которого он обучается
адекватной деятельности, усваивает
человеческую культуру. Если бы
в результате катастрофы
2.
Чтобы овладеть теми
Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать человеком, приобрести специфические качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея таковой (например, при олигофрении), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности