Индивидуальность человека и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:06, реферат

Описание работы

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальность человека и развитие личности.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

Индивидуальность человека и развитие личности

Вопрос формирования и  развития личности слишком велик  и неоднозначен и рассматривается  приверженцами разных концепций  с разных сторон. Так, например, биогенетическая  ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая  ориентация - разрабатывает представления  о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании  Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.  
   Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.  
   В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.   

I. Индивидные свойства  как предпосылки развития личности 
   Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.  
   "Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).  
   Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.  
   Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.  
   Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.  
   Роль индивидных свойств:  
   1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.  
   2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).  
   3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).  
   Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. 
   Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.   

Отдельные индивидные свойства и их роль.  
   Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.  
   Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.  
   Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").  
   Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.  
   Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития

Общая и дифференциальная психология личности

Дифференциальная  психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных) (1).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность  решать двухфазные задачи (наблюдающееся  у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что  является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему  одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями  индивидуальных различий, осуществляя  житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных  методов регистрации научных  фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное  познание с искусством, которое в  той или иной мере открывается  каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно  и воздействует эмоционально. Наука  отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что  религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к  доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку (3, 4).

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей  психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта (9).

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В. Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психо-метрик и (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с  различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей  психологии тем, что последняя сосредоточивается  на изучении общих закономерностей  психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним  дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее  время изучает особенности психики  живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она  чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза  и становления человеческого  сознания. Возрастная психология изучает  особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые  человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой  или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с  точки зрения их обусловленности  свойствами нервной системы (3, 8).

С самого начала становления  дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические  и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и  осуществления различных видов  деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

 

Индивидные  свойства человека

Классификация природных  свойств человека наиболее полно  описана Б. Г. Ананьевым.   
Первичный уровень проявления индивидных свойств: 
 
I. Класс возрастно-половых свойств: 
1. Возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида. 
2. Половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявления в различных сферах поведения личности представляют интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида является предпосылкой становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации. 
II. Индивидуально-типические свойства индивида: 
1) конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность; 
2) нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности. 
Вторичный уровень индивидных свойств представляет собой результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнеми-ческих и т.д.) и структуру органических потребностей. 
Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. 
Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками. 
Темперамент — одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. 
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д. 
Особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д. 
Эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность. 
Родоначальниками учения о темпераменте были врачи Гиппократ (Ув. до н. э.) и Клавдий Гален (IIв. до н. э.). Они создали гуморальные (от лат. Ьшпог — влага, сок) теории темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (спо1е), у других — больше всего крови (8ап§шш§), у третьих — особенно много слизи (рЫе§та) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (ше1апо8 спо1е). 
К. Гален выделил 4 типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные: холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий), сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый), флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый) и меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный). 
Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э. Кречмером (1888—1964). В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными им типами телосложения и типами характера. Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и соответствующие им типы темпераментов: 
1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — аутичные люди, т. е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению. 
2. Пикнический тип конституции (греч. рукпо§ — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от 
 постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального настроения у депрессивных. 
3. Атлетический тип конституции (греч. а1Ыоп — борьба, схватка) с сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, они внешне спокойны и невозмутимы, но временами у них возникают неадекватные поводу вспышки гнева и ярости. Отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки. 
К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У. Шелдона (1942), который выделяет три основных типа соматической конституции: эндоморфный (преобладающее развитие внутренних органов, слабое мешковатое телосложение с избытком жировой ткани), мезоморфный (развитость мышечной ткани, сильное крепкое тело) и эктоморфный (хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки и ноги). Трем типам конституции соответствуют три типа темперамента, которым он дал наименования: висцеротония, соматотония и церебротония. 
Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т. е. с психологическим складом личности. 
Но нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать в качестве органических предпосылок, влияющих на становление психических особенностей. Их реальное влияние проявляется в системе межличностных отношений носителей телесных качеств. 
Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У. Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Напротив, полный и упитанный подросток является предметом насмешек сверстников. Такие подростки 
редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

Индивидуально-типические свойства человека

Преобразуясь  в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад  в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования  личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться. 
 
В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, "динамические смысловые системы", по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ "я", самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, "пульсирующую", развивающуюся систему - личность.

Общее представление о темпераменте.

 В современной психологии темперамент определяют следующим образом:

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. 

Темперамент отражает, в  основном, динамические и эмоциональные  аспекты поведения – темп, ритм, продолжительность, интенсивность  психических процессов, в частности, эмоциональных процессов, а также  некоторые внешние особенности  поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность  реакций и т. д. 

При этом следует отметить, что темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). 

Информация о работе Индивидуальность человека и развитие личности