Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель работы:
◦Провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические подходы к исследованию личности.
2.Определить психологическую структуру личности.
3.В ходе теоретического анализа психологической литературы выяснить, какие факторы оказывают влияние на развитие личности: биологические особенности или её социальный опыт.
4.Провести анализ развития личности в онтогенезе.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические подходы к исследованию личности…………………… 6
2.1.1. Определение и содержание понятия «личность»……………………..….. 6
3.1.2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»...............7
4.1.3. Многообразие подходов к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………… 9
2.Психологическая структура личности……………………...…….…… 13
3.2.1. Мотивация, как основа структуры личности………………………......…13
4.2.2. Личностные свойства, как структурный компонент………………….....15
3.Факторы формирования и развития личности. …..…………………..22
4.3.1. Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности…….......22
5.3.2. Биологический фундамент личности……………………………………..25
6.3.3. Роль социальных факторов в развитии личности………………............. 26
4.Развитие личности в онтогенезе……………………………..……. …….28
Заключение………………………………………………………………. …... 32
Список используемой литературы.………………………………………... 33
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы.………………………………………... 33
Актуальность: Проблема формирования и развития личности издавна стоит перед психологами всего мирового сообщества. Она актуальна тем, что в ней рассматривается человек (личность) не только как биологическое существо, а также рассматриваются его способности, качества, цели и т.п. Знание закономерностей формирования личности – необходимая предпосылка для совершенствования методов исследования и помощи различным категориям людей. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь. В работе будут рассматриваться свойства личности, факторы, влияющие на развитие и формирование личности, теоретические подходы к исследованию личности.
Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий. При этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.
В разных направлениях велись
поиски, выдвинуто множество различных
концепций, но до сих пор
точного ответа, что же такое
«личность» у человечества нет.
Немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и многими другими. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16 – факторный тест Кеттела). В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. В концепции структуры и развития личности А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию деятельности. У Л.И. Божовича и Леонтьева А.Н. основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности.
Цель работы:
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.
Задачи исследования:
1.1
Определение и
содержание понятия
«личность».
Термин личность - пришло к нам со времен античности, они понимали ее как «Маска». Под маской скрывается человек, но никто не знал, что за человек скрывался под маской, пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека как личность (как маску). В психологии понятие «личность» относится к числу базовых понятий, но на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Разнообразие ответов и расхождение во мнениях говорит о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».[8]
Личность
– феномен общественного
Для того чтобы лучше понять,
что же такое «личность» необходимо разобраться
с такими психологическими понятиями
как «субъект», «индивид», «индивидуальность».
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Специфической
особенностью человека как биологического
существа, принадлежащего к классу
млекопитающих, является прямохождение,
приспособленность рук к
«Личность» - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Личность, это совершенно особенное качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения. Для того чтобы понять основания, на которых формируются свойства личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Но личность можно изучить и понять только в контексте конкретных социальных условий, определенной исторической эпохи. Надо отметить, что общество, для личности, не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений. «…Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения». [13]
Личность любого человека наделена только ей присущим сочетанием различных психологических черт и особенностей, которые образуют индивидуальность и составляют своеобразие человека, которое отличает его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, в специфике интересов, в восприятии, интеллекте, потребностях и способностях индивида.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Личность и индивидуальность образуют единство, но эти понятия не тождественные. По мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность – это одна из сторон личности человека. [11]
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. Выделяют три периода развития психологии личности: филосовско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей, и продолжался вплоть до начала XIX в. Основной проблемой психологии личности в филосовско-литературный период являлся вопрос о нравственно и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке. Что он может назвать своим, личным: биологию, психологию, имущество, поведение, культуру. В социальных науках такое понимание личности вполне оправданно. В психологии же существует много других отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, и такое определение представляется слишком широким. [13]
В клинический период изучение личности было сужено по сравнению с филосовско-литературным периодом. В начале XIX в. проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. Было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных гипертрофированы. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Но такое определение для целостного описания психологии нормальной личности слишком узкое. В него не входят такие качества как, например способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств. [11]
Информация о работе Факторы, влияющие на формирование и развитие личности