Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Введение 2
1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19
Список литературы 21
Э.Кондильяк ещё в 1754 году, вполне могли существовать. Известно 15
случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 – медведями,
один случай – павианами, другими породами обезьян – не менее десяти.
Один ребёнок был
вскормлен леопардом, один – овцой.
В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с
выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было
лет 7-8, другой – года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую –
Камалой.
Как ведёт себя дикий зверь в квартире? Точно так же поначалу вели себя
и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках,
причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись
друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись,
старшая прожила
около 10 лет.
Все эти годы доктор
Синг вёл подробный дневник
Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить её стоять. Через
шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на
четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через
семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а ещё через три года –
до ста. Дальше языковой прогресс не пошёл. К этому времени Камала
полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть
руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста,
Камала по уровню своего развития была как четырёхлетний, если не
трёхлетний ребёнок.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие
человека, называется средой. На формирование личности влияют
разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные,
школьные, семейные.
По интенсивности контактов
дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду
прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдалённому
окружению, а вторую – к ближайшему. В понятие социальная среда входят
такие общие характеристики, как общественный строй, система
производственных отношений, материальные условия жизни, характер
протекания производственных и социальных процессов. Ближняя среда это
семья, родственники,
друзья.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды. Только не
совпадают взгляды при оценке степени влияния среды на формирование
человека. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный
общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа,
друзья. Естественно
человек достигает более
там, где близкое
и далёкое окружение
благоприятные условия.
Огромное влияние на человека, особенно в детском возрасте, оказывает
домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для
становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно
довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается.
Семья во много определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и
ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе
материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные
качества личности
тоже закладываются в семье.
Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов,
неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис
семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных
общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности
среди несовершеннолетних.
Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой
вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или
наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так
называемого биогенного направления в педагогике безусловно предпочтение
отдают наследственности, а социогенного – среде. Многие исследователи
пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и
наследственности на развитие человека. Получены очень противоречивые
результаты, надёжно свидетельствующие лишь об одном: доля участия
исследуемых факторов в развитии людей неодинакова. Влияние среды, по
оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%;
влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления,
отнюдь не менее значимое – 80-90%. Большее доверие вызывают взвешенные
оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог
Д.Шаттлеворт пришёл к следующему заключению по поводу влияния основных
факторов на умственное
развитие:
64% из факторов
умственного развития
влияния;
16% - на различия
в уровне семейной среды;
3% - на различия
в воспитании детей в той
же семье;
17% - на смешанные
факторы (взаимодействие
Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже
самые скрупулёзные
вычисления будут полностью
действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния
наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся
действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие,
зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни
измерить нельзя.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание
– главная сила, способная дать обществу полноценную личность.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в
целенаправленности,
систематичности и
Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и
требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют
бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место,
возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания
оценивается по-разному, причём диапазон этих оценок очень широк – от
утверждения его полной бессильности и бессмысленности до признания его
единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как
обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспитание может всё»
(Гельвеций), с которым
неоднократно выступала
оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить
человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от
самой незначительной до максимально возможной.
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели.
Целенаправленное
и систематическое влияние
образованию новых
заранее запроектированных
которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание –
заполнение пробелов
в программе человеческого
важнейших задач
правильно организованного
склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями человека,
его способностями и
Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить
развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой
задатки. Воспитание детёнышей обезьяны в одинаковых условиях с ребёнком
показало, что детёныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая
хорошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного
психического качества, свойственного человеку (исследования
Н.И.Ладыгиной-Котс).
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития,
оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и
состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как
цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем
подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия,
обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются
воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк – от полного
неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле
воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как
противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет
конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации
и взаимоотношения
людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и
обстоятельств. Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой
цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню
развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития»
Он выделяет два уровня умственного развития: 1)»уровень актуального
развития»; 2) «зона ближайшего развития». На первом уровне ребёнок
выполняет задания самостоятельно. На втором – он не может с ними
справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то
воспитание признаётся хорошим, которое идёт впереди развития. Задача
воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития»,
которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует
личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на
процессы, которые
ещё не созрели, но находятся в
стадии становления.
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется
ещё одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Под этим
понимается всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает. Из
глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как
делает ребёнок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник
ещё ничего не достиг»; «Человек сам кузнец своего счастья». Словом,
очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью
деятельности. Это ещё одна общая закономерность развития, которую можно
сформулировать так: чем больше работает человек в определённой области,
тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы
Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности