Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:18, реферат
Цель исследования: изучить движущие силы и механизмы развития личности.
Объект исследования: психологические особенности и механизмы личности .
Предмет исследования: выявление особенностей развития личности.
В соответствии с целью проблемой, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность, содержание и специфику процесса развития личности.
2. Выявить индивидуальные свойства человека.
3. Определить эффективные пути развития личности человека.
ВВЕДЕНИЕ
3. Факторы, влияющие на формирование личности.
1. Биологические факторы. Наследственность.
2. Социальные факторы. Среда
3. Третий фактор – Воспитание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
личность формирование развитие
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывать себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах. Рассмотрев, какое значение имело и имеет развитие личности в жизни людей, мы пришли к выводу, что социально-историческое становление является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.
Цель исследования: изучить движущие силы и механизмы развития личности.
Объект исследования: психологические
особенности и механизмы
Предмет исследования: выявление особенностей развития личности.
В соответствии с целью проблемой, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность, содержание и специфику процесса развития личности.
2. Выявить индивидуальные свойства человека.
3. Определить эффективные
пути развития личности
Методы исследования:
- анализ психолого-
Данная работа состоит из: введения, первой главы, второй главы, заключения, литературы.
3. Факторы, влияющие на формирование личности.
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.
1. Биологические факторы. Наследственность.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.
Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надо-рганической жизни. Его «я» и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь - ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф конечно же лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть -- симфонию Бетховена или джаз, -- не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. -- М.: Политиздат, 1992 С 43.
Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.
Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.
2. Социальные факторы. Среда
На развитие ребенка влияет
не только наследственность, но и среда.
Понятие «среда» может
Но существует и узкий
подход к пониманию среды и
ее влиянию на становление личности
человека. Согласно такому подходу
среда - это непосредственное предметное
окружение. В современной педагогике
существует понятие «развивающая среда»
(особым образом выстроена, чтобы
наиболее эффективно влиять на ребенка).
В педагогике, когда речь идет о
среде как факторе воспитания,
имеются в виду еще и человеческое
окружение, принятые в нем нормы
взаимоотношений и
Среда как фактор развития
личности имеет существенное значение:
она предоставляет ребенку
3. Третий фактор – Воспитание.
Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.
Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.
Поскольку путем мысли и воли мы регулируем свое поведение, то начинаем полагать, что и движение мира регулируется скрытой мыслью и волей. Поскольку эти сущности одинаковы, то возникает убеждение, что с помощью правильной мысли можно управлять ходом внешней жизни. Это убеждение развивается в младенчестве, когда вселенная ребенка подчиняется движениям души: стоит закряхтеть или издать какой-то звук, как элементы вселенной (мать, отец, близкие) приходят в движение. Ребенок чувствует себя центром вселенной, «приводит ее в движение», координирует свою связь с нею, поэтому любые препятствия с ее стороны вызывают гнев, обусловленный сопротивлением «нереального». У ребенка нет границы между Я и не-Я. Это состояние, говоря языком психологии, может быть охарактеризовано как «абсолютная проницаемость границ Я», некоторое неизвестное нам «океаническое чувство». Структура реальности и соответствующее чувство еще не образовались, Я сливается с окружением. Медленное развитие чувства реальности происходит в опыте, изнанкой которого остается изначальное отрицание реальности. Вначале осознается независимое существование природных объектов, а далее очень медленно происходит изживание магической установки относительно тех, с которыми ребенок идентифицирует себя. Тот, кто включается в Я ребенка или взрослого, является объектом магической установки. Его реальность отрицается, и поведение другого жестко программируется. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991 С 78
Характеризуя индивидуальную
психологию А.Адлера, следует отметить,
что наиболее интересным в учении
А.Адлера представляются идеи о связи
воспитания и формирования ребенка
с социумом, в котором семье
отводится огромная роль. Важные высказывания
Адлера заключаются в попытке
разграничить типы личности по характеру
установок, связанных со стилями
жизни (управляющий, берущий, избегающий,
социально-полезный) и определении
способа адаптации в социуме,
что, в конечном счете, зависит от
используемого в детстве
Теория Эрика Берна: состояние
«Я» можно описывать как
1) состояния «Я», сходные с образами родителей;
2) состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния «Я», все
еще действующие с момента
их фиксации в раннем детстве
и представляющие собой
1.У каждого человека
были родители (или те, кто их
заменял), и охранит в себе набор
состояний «Я», повторяющих
2. Все люди (не исключая
детей) способны на
3. Любой человек был
раньше моложе, чем сейчас, поэтому
он несет в себе впечатления
прежних лет, которые при
Очень интересен подход Берна к сценарному анализу. В течение первых 5-7 лет жизни у ребенка в основном под влиянием родительского программирования формируется сценарий его жизни, определяющий в дальнейшем его судьбу. При этом, немалую роль играют сказки, которые ребенку читают родители по своему выбору и которые ребенок сам выбирает, если имеется такая возможность. Кроме того, очень важно для формирования сценария, как соотносятся так называемые трехсторонние позиции личности: «Я», «Вы» (ближнее окружение) и «Они» (дальнее окружение), с какими они знаками (плюс или минус), постоянны ли эти знаки и т.д.
Вряд ли кто-то из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста - чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если один из родителей вступает в повторный брак.