Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)

выделенных качеств  – тестирование. 

Литература: 

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 

Кочетов А.И. Теория формирования личности: Ч.1. – Мн., 1997. 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. 

Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Мн.: ТетраСистемс,

2001. 

Рубинштейн С.Л. Человек  и мир \\ Методологические и теоретические

проблемы педагогики. – М., 1969. 

Слободчиков В.И., Исаев  Е.И. Психология человека: введение в  психологию

субъективности. –  М.: Школа-Пресс, 1995. 

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода  в

процессе воспитания школьников. – М., 1983 
 
 
 
 
 
 
 

Духовное богатство  личности, ее взгляды, потребности и  интересы, направленность и разнообразные  способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает  их формирование в детские и юношеские  годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические  и социальные факторы. 
 

Наследственность - это то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть  обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

Важное значение имеют функциональные особенности  коры больших полушарий головного  мозга: пластичность, подвижность нервных  процессов. Они в значительной степени  определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в  зависимости от силы протекания нервных  процессов, их уравновешенности и подвижности  люди по-разному реагируют на воздействие  внешней среды. Тип нервной системы  складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые  он испытывает на себе в жизни и  в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его  поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает  способность управлять своим  поведением, согласовывать его с  требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности  хотя и влияют на формирование свойств  личности, но не определяют их.

Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств  или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к  агрессивности, жестокости, лживости.

В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление  ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что  воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его

эмоциональную сферу, а через нее на эстетическое и  интеллектуальное развитие.

На развитие ребенка  влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может  рассматриваться в широком и  ужом смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это  и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает  для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда  в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и  узкий подход к пониманию среды  и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу  среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы  наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о  среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы  взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние  среды (улицы), оно связано с насыщенностью  ее отрицательными примерами для  подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку  возможность видеть социальные явления  с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся  педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды  нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в  степени восприятия этого влияния.

Третий фактор, влияющий на становление личности, -это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует  социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются  в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний  на личность - единичное воздействие  не приносит ощутимых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные факторы  развития ребенка в социуме

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые  свойственны человеку, как всякому  живому и растущему организму. К  внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная  целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств  личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными  и внешне и внутренне. Под наследственностью  понимается передача от родителей к  детям определенных качеств и  особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей  к детям передаются внешние факторы, отличающие одного человека от другого  и некоторые особенности нервной  системы.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека.

Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают  влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство  в целом, которые рассматриваются  как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся  формирование этнических установок; влияние  региональных условий, в которых  живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам  относят семью, образовательные  учреждения, группы сверстников и  многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится  ребенок.

Усвоение различных  социальных ролей является важнейшей  составляющей процесса социализации личности:

роль члена семьи, член коллектива, роли потребителя, гражданин  своего отечества и т. д . 
 
 

Новорожденный несет  в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря  которой возникают и развиваются  его индивидуальные качества. Эта  программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной  стороны, в основе биологических  процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в  течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых  зависит от социальной структуры  общества, от условий воспитания и  обучения, забот и усилий родителей  и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными  потребностями человеческого существа, которые включают потребности в  воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Вместе с  тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический  фактор необходимо учитывать, так как  он, во-первых, создает ограничения  для социальных общностей (беспомощность  ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических  потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору  создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность  проявляется в том, что человеку передаются основные биологические  признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд  рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим  факторам относятся врожденные особенности  человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные  рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это  первая земная вселенная ребенка, поэтому  все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное  влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные  реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа  таких послеродовых осложнений, как  неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует  особо подчеркнуть, что все трудности  вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой  дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение  к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у  будущего ребенка ощущения счастья  и силы, которые передаются ему  через уверенную в себе и спокойную  мать.

После рождения ребенка  процесс его развития характеризуется  тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и  личный опыт. В период внутриутробного  развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает  на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни  человек не развивается столь  интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь  всего через несколько месяцев  в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и  неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже  прожил девять месяцев, которые в  значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль  о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых  лучших материалов и условий. Это  должно стать частью естественного  процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая  закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать –  это первая вселенная ребенка, его  «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек  зрения. Мать является также посредником  между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у  матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные  определенным образом окрашивать будущую  личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся  психики. 
 
 
 
 
 
 
 

         Среду рассматривают как совокупность условий существования живых  организмов и человека. Понятие “среда”  имеет много значений. Остановимся  на рассмотрении макросреды (естественной), географической, социальной среды, домашней среды как части социальной и  микросреды, так как в каждую единицу  времени человек подвергается их влиянию.

               Макросреда. Имеется в виду окружающее  нас космическое пространство. Многочисленными  наблюдениями, фактами, экспериментами  подтверждено влияние еще на  уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения  звезд, комет, действия магнитных  бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного  полей Земли (по некоторым утверждениям  — информационного поля), а, возможно, и влияния параллельных миров…

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности