Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)

         Особенно острые споры  вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того,

что все  нормальные люди получают от природы  высокие потенциальные

возможности для развития своих умственных и  познавательных сил и

способны  практически к неограниченному  духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Н.П.Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространённое мнение, будто бы уровень интеллекта передаётся от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

         Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может  быть

неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей

наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например,

вялые клетки коры головного мозга у детей  алкоголиков, нарушенные

генетические  структуры у наркоманов, некоторые  наследственные

психические заболевания.

      Наследственность  определяет то, каким может стать  организм, но развивается человек  под одновременным влиянием обоих  факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все  признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому  каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

      С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие  возникает тогда, когда речь заходит  о роли наследственности и среды  в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

    1. Среда.  Среда — это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода и т. д.), из факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами) и социальных факторов.

        Вся совокупность социальных факторов может быть объединила понятием  «социальная среда»: влияние матери, семьи, яслей, детского сада, школы, высшего и среднего учебного заведения, предприятия, где человек трудится. Высший уровень социальной среды — общественная среда.

         Среда является необходимым  условием существования любого живого существа. Вне среды нет и жизни. Из окружающей среды организм получает все вещества, необходимые для  жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные для него продукты обмена. Поэтому все особенности  жизнедеятельности любого организма  следует рассматривать только в  единстве со средой.

            Для человека факторы  социальной среды — необходимое  условие человеческого бытия  и развития подлинно человеческих качеств: речи и сознания. Без социальной среды нет человека. Общественная жизнь человека подчиняется особым, высшим социальным закономерностям.

        Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть

общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого  общества    духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

       Педагоги  всего мира признают огромную важность среды. Только не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды на формирование

человека. Как  известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный

общественный  строй, конкретные условия жизни  человека, его семья, школа,

друзья. Естественно  человек достигает более высокого уровня развития

там, где  близкое и далёкое окружение  предоставляет ему наиболее

благоприятные условия.

     Огромное влияние на человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для  становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается.

            Семья во много определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе  материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные   качества личности тоже закладываются в семье.

         Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис  семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных

общественных  явлений, и прежде всего первопричиной  роста преступности

среди несовершеннолетних.

                В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды “сбавили” темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.

               Признавая  роль географической среды, следует  отметить, что она выступает как  предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных  условиях, в век научного и  технического прогресса не может  обеспечить решение программы  развития личности и адаптацию  ее к самостоятельной жизни  и деятельности.

        В значительной степени социальные  факторы определяют развитие  человека. По версии К. Маркса  сущность человека представляет  ансамбль  

  общественных  отношений. Но следует помнить, что  человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда  кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия  жизни приводят к различным уровням  морального, интеллектуального и  духовного развития. Эту особенность  можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

        Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие человека. Факторами преднамеренного воздействия  на человека могут выступать государственный  строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия  труда и быта, семья, культура и  традиции государства, многое другое.

       Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности. 

     1.3.Воспитание. Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков  предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

     Современная педагогика делает акцент не на выявлении  различий и

приспособлении  к ним воспитания, а на создании равных условий для

развития  имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать  за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и   способностям человека.(7, стр.6)

      Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная  сила, способная дать обществу полноценную  личность.

      Эффективность воспитательного воздействия заключается  в целенаправленности, систематичности  и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?

  Влияние в воспитании – форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания. ( 5, стр.63) 
 
 
 
 
 
 
 

Механизмы воздействия на человека.

 

    порп

 

пррррарапап

 
 
 
 

Индивидуально - специфическое –  передача ребенку образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально – психологические характеристики(доброта, общительность и т.д.)

Функционально- ролевое – форма существования взаимодействия с учениками, в результате которого дети учатся социальным ценностям и поступкам.

Ненаправленное  – воздействие не нацеленное на определенный объект.

Направленное- воздействие, ориентированное на определенных детей или конкретные личностные качества учащихся, их поступки.

Прямое  - проявление учителем своей позиции и связанных с ней требований к ученику.

Косвенное – воздействие, направленное на окружающую среду.

 
 
 

 
 

 

 
 

Существует  четыре основных механизма воздействия:

      Убеждение  – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов,  оценок, установок.

      Внушение  – воздействие на сознание ученика.

Заражение – бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию  воспитателя.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

      Подражание  – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д. Подражание направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.

      Нужно помнить, что слабость воспитания в  том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его  стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно  добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей  воспитание вносит различную лепту  – от самой незначительной до максимально  возможной.

Если воспитатель  хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая  совершенствует окружающую ребенка  среду.  Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и  воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

      Признание деятельности человека ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.

      Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

самостоятельная;

предметная;

совместная;

творческая.

  Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников  к определенной деятельности или  предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности.

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности