Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)

передача от родителей  к детям определённых качеств  и особенностей.

Носители наследственности – гены. Современная наука доказала, что

свойства организма  зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и

передающем всю  информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала

наследственную программу  развития человека. 

Наследственные программы  развития человека включают детерминированную  и

переменную части, определяющие как то общее, что делает человека

человеком, так и  то особенное, что делает людей столь  непохожими друг на

друга. Детерминированная  часть программы обеспечивает прежде всего

продолжение человеческого  рода, а также видовые задатки  человека как

представителя человеческого  рода, в том числе задатки речи,

прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей  к детям

передаются внешние  признаки: особенности телосложения, конституции, цвет

волос, глаз и кожи. Жёстко генетически запрограммировано  сочетание в

организме различных  белков, определены группы крови, резус-фактор.

Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и

невидимые различия людей. 

К наследственным свойствам  относятся также особенности  нервной системы,

обусловливающие характер, особенности протекания психических  процессов.

Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в  том числе и

патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут

передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни  крови,

сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость,

например. Отрицательное  влияние на потомство оказывают  алкоголь и

наркомания родителей. 

Вариантная часть  программы обеспечивает развитие систем, помогающих

организму человека приспособиться к изменению условий  его существования.

Обширнейшие незаполненные  области наследственной программы  представлены

для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту  часть

программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку

исключительную возможность  для реализации своей человеческой потенции

путём саморазвития и самосовершенствования. Необходимость  воспитания

заложена в человеке природой. Жёстко запрограммированных  наследственных

признаков хватает  для выживания животному, но не человеку. 

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого

развития охватывает изучение трёх главных проблем –  наследования

интеллектуальных, специальных  и моральных качеств. 

Чрезвычайно важен  вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что

наследую дети –  готовые способности к определённому  виду деятельности

или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности  как

индивидуально-психологические  особенности личности, как условия

успешного выполнения определённых видов деятельности, педагоги отличают

их от задатков –  потенциальных возможностей для  развития способностей.

Анализ фактов, накопленных  в экспериментальных исследованиях, позволяет

ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются  не способности,

а только задатки. 

Унаследованные человеком  задатки реализуются или нет. Всё зависит от

того, получит ли человек возможности для перехода наследственной

потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех  в определённом

виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля  развить свой талант

– зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества,

наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека. 

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к

интеллектуальной  деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того,

что все нормальные люди получают от природы высокие  потенциальные

возможности для  развития своих умственных и познавательных сил и

способны практически  к неограниченному духовному  развитию. Имеющиеся

различия в типах  высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание

мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой

интеллектуальной  деятельности. Н.П.Дубинин считает, что для нормального

мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что

распространённое  мнение, будто бы уровень интеллекта передаётся от

родителей к детям, не соответствует результатам научных  исследований.

Вместе с тем  педагоги всего мира признают, что  может быть

неблагоприятная для  развития интеллектуальных способностей

наследственность. Отрицательные  предрасположения создают, например,

вялые клетки коры головного  мозга у детей алкоголиков, нарушенные

генетические структуры  у наркоманов, некоторые наследственные

психические заболевания. 

Педагоги-идеалисты  считают доказанным факт наличия  интеллектуального

неравенства людей  и первопричиной его признают биологическую

наследственность. Задатки  к познавательной деятельности,

предопределяющие  воспитательные и образовательные  возможности,

наследуются людьми в неодинаковой мере. Человеческая природа не

поддаётся усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются

неизменными и постоянными. 

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков

предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и

приспособлении к  ним воспитания, а на создании равных условий для

развития имеющихся  у каждого человека задатков. Большинство  зарубежных

педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать

за развитием, оно  лишь помогает вызреванию того, что  заложено в человеке

от природы, и поэтому  должно быть лишь приспособлено к  задаткам и

способностям человека. 

В определении специальных  задатков нет особых разногласий  между

представителями различных  педагогических систем. Специальными называются

задатки к определённому  виду деятельности. Установлено, что  дети,

обладающие специальными задатками, достигают значительно  более высоких

результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми

темпами. При сильной  выраженности таких задатков они  проявляются в

раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые  условия.

Специальными задатками  называют музыкальные, художественные,

математические, лингвистические, спортивные и многие другие. 

Особенно важен  вопрос о наследовании моральных  качеств и психики.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время  было

утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются,

а приобретаются  в процессе взаимодействия организма  с внешней средой.

Считалось, что человек  не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни

скупым, а тем более  ни злодеем или преступником. Дети не наследуют

моральных качеств  своих родителей, в генетических программах человека не

заложена информация о социальном поведении. Душа новорождённого,

говорили древние, - «чистый лист», на который жизнь  наносит свои

письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды  и воспитания.

Расшифровывая генетические программы, учёные не обнаружили там  ни генов

добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно  как и других

генов, причастных к  нравственности. 

Тогда почему многие серьёзные учёные придерживаются теории «врождённого

зла»? И справедлива  ли пословица, дошедшая до нас из глубины  веков, -

яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует

утверждение о том, что нравственные качества человека биологически

обусловлены. Люди рождаются  добрыми или злыми, честными или  лживыми,

природой человеку даётся драчливость, агрессивность, жестокость,

алчность (М.Монтнссори, К.Лоренц, Э.Фромм, А.Мичерлик). Основанием для

таких выводов служат полученные при изучении поведения  человека и

животных. Если наука  признаёт наличие инстинктов и рефлексов  у животных

и людей, а инстинкты  наследуются, то почему же их наследование людьми

должно приводить  к действиям, отличным от действий животных? Так

перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому  поведению,

которое в целом  ряде случаев признаётся инстинктивным, рефлекторным,

основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических

рефлексах. Тем не менее в последнее время всё  более определённую, хотя и

осторожную, позицию  о генной обусловленности социального  поведения

начинают занимать и отечественные специалисты. Академик П.К.Анохин,

Н.М.Амосов и другие видные учёные сначала завуалировано, а в последнее

время открыто высказываются  в пользу наследственной обусловленности

нравственности человека и его социального поведения. 

Человек как биологический  вид подвергся очень незначительным изменениям

за всю известную  людям историю своего развития. Это  ещё одно веское

доказательство неизменности человеческой природы, жёсткой генной

регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может

произойти лишь тогда, когда учёные получат средства для  практического

вмешательства в  генный код. Что таят в себе подобные попытки – благо или

зло, к чему они  могут привести – сейчас трудно предположить. 

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть

общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого  общества

духовное, социальное, психическое развитие происходить  не может. Сказка

о Маугли – не досужий  вымысел от начала до конца. Судя по фактам,

зафиксированным в  истории человеческой цивилизации, эти события могли

иметь под собой  реальную почву. В старинных преданиях  сохранилось много

рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них

правда, что вымысел  – теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима

Ромул и Рем, вскормленные волчицей. Маугли, воспитанный в  звериной стае,

литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о  чём рассказал

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности