Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:44, доклад
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Проблема и критерии выделения психологических типов.
Общая и дифференциальная психология личности.
Индивидуальность человека и развитие личности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида, личности и субъекта деятельности. Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.
В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе.
Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт.
Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.
Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека.
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.
Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который как изначальная данность сформировался в ходе развития личности.
Проблема и критерии
выделения психологических
Иван Петрович Павлов выделил три человеческих типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний.
По Павлову, представители мыслительного типа, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью. Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.
У людей художественного типа преобладает
активность первой сигнальной системы
правого полушария головного
мозга и наблюдается развитое
образное мышление, на которое накладывают
отпечаток высокая
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.
Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.
В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.
Интроверсия предполагает направленность
психической активности на феномены
и содержания внутреннего мира субъекта,
его мысли, фантазии, переживания. В
данном случае мотивирующая сила поступков
исходит от самого субъекта и в
меньшей степени зависит от внешних
(«объективных») обстоятельств. Интроверт
- это человек, обращенный вглубь себя,
прислушивающийся к «внутреннему голосу»,
ведущий интенсивную внутреннюю
жизнь и проявляющий
Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.
Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).
Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.
По данному критерию выделяются следующие типы:
* мыслительный,
* эмоциональный,
* сенсорный и
* интуитивный.
Общая и дифференциальная психология личности.
Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.
Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые.
С другой стороны, такое свойство человеческого
мышления, как способность решать
двухфазные задачи (наблюдающееся у
приматов, как это было показано
экспериментами В. Келера), нередко
отсутствует в области
В каждом человеке есть то, что является
общим для всех людей, то, что роднит
его с некоторыми из них, и то,
что присуще только ему одному.
В повседневной жизни мы часто
сталкиваемся с явлениями индивидуальных
различий, осуществляя житейскую
психодиагностику людей, с которыми
взаимодействуем. Однако научное знание
отличается от ненаучного: наличием неразрешенной
проблемы, теорий, которые могут
способствовать поиску решения, разработанным
понятийным аппаратом и наличием
объективных методов
Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.
Дифференциальная
психология имеет области пересечения
с различными другими отраслями
психологического знания. Так, она отличается
от общей психологии тем, что последняя
сосредоточивается на изучении общих
закономерностей психики (включая
психику животных). Сравнительная
психология (когда-то этот термин использовали
как синоним дифференциальной психологии,
являющийся буквальным переводом слова)
в настоящее время изучает
особенности психики живых
С самого начала становления дифференциальная
психология обращала на себя внимание
неоднородностью своего предмета. Так,
еще В. Штерн отмечал, что она
изучает психические и
В настоящее время
Индивидные свойства человека.
Психофизические свойства. Они определяют
наше восприятие окружающего мира,
наши память и внимание, мышление, воображение,
представления. Суть этих свойств ясна
уже из названия - это заложенные
природой психологические и
Одна из главнейших
Индивидуально-типические свойства человека.
Индивидуально-типические свойства представлены общесоматическими или конституциональными свойствами, нейродинамическими свойствами и билатеральными особенностями. К общесоматическим или конституциональным свойствам относят эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма (обмена веществ в организме), морфологические структуры организма в целом (конституцию человека). Нейродинамические свойства характеризуют особенности нервной системы, а билатеральные – функциональную геометрию тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Информация о работе Индивидуальность человека и развитие личности