Индивидуальность человека и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:44, доклад

Описание работы

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Содержание

Проблема и критерии выделения психологических типов.
Общая и дифференциальная психология личности.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальность личности.docx

— 24.46 Кб (Скачать)

Индивидуальность человека и развитие личности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и  особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических  особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие  от других людей. Индивидуальность проявляется  в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах  познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

 Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида, личности и субъекта деятельности. Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В индивидуальности объединяются в  единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма  развития личностных свойств – жизненный  путь человека в обществе.

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт.

Вторая традиция – понимание  индивидуальности как дополнения общих  личностных черт. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Третья традиция – понимание  индивидуальности как целостности  и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать  индивидуальность как принципиально  новое образование в структуре человека.

Таким образом, исходным пунктом в  рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный  в общество и являющийся полноценным  субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.

Сфера бытия индивидуальности –  «мой» мир, внутренний мир, который  как изначальная данность сформировался  в ходе развития личности.

Проблема и критерии выделения психологических типов.

Иван Петрович Павлов  выделил  три  человеческих типа высшей нервной  деятельности: мыслительный, художественный, средний.

По Павлову, представители мыслительного типа, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью. Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает  активность первой сигнальной системы  правого полушария головного  мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают  отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно  реализуют себя в писательском и художественном творчестве.

Большинство людей (до 80%) относятся  к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно  преобладает рациональное или эмоциональное  начало, и это зависит, главным  образом, от воспитания и жизненных  обстоятельств. Проявляться указанные  типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую  часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст  вполне благоприятен для предварительной  профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в  психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки  или ориентации сознания, соответствующие  двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В  данном случае мотивирующая сила поступков  исходит от самого субъекта и в  меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются  в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно  сменяют друг друга, чередуются, подобно  фазам систолы (сокращение сердца, тогда  кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических  функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или  иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается  подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно  на бессознательном уровне. В зависимости  от этого фактора человек в  своем восприятии мира и поведении  преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную  и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

    * мыслительный,

    * эмоциональный,

    * сенсорный и

    * интуитивный.

Общая и дифференциальная психология личности.

Дифференциальная психология –  отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и  групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях  психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего  живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые.

С другой стороны, такое свойство человеческого  мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у  приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко  отсутствует в области интеллекта социального. Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто  сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую  психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной  проблемы, теорий, которые могут  способствовать поиску решения, разработанным  понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации  научных фактов, объективностью и  степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое  в той или иной мере открывается  каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно  и воздействует эмоционально. Наука  отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что  религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к  доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоутверждения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и  проявления индивидуальных различий в  психике человека, разработать теоретические  основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Дифференциальная  психология имеет области пересечения  с различными другими отраслями  психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя  сосредоточивается на изучении общих  закономерностей психики (включая  психику животных). Сравнительная  психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает  особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она  изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые  он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и  потенциальный характер). То есть можно  пытаться изучать не только то, что  скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется  в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и  нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты  непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и  осуществления различных видов  деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Индивидные свойства человека.

Психофизические свойства. Они определяют наше восприятие окружающего мира, наши память и внимание, мышление, воображение, представления. Суть этих свойств ясна уже из названия - это заложенные природой психологические и физиологические  особенности каждого индивида.  Это своего рода посредник между  внутренней психологической деятельностью  организма и окружающим миром.

  Одна из главнейших особенностей  каждого индивида – это функция  сохранения. Именно она определяет  его ресурсные возможности, а  также другие показатели (например, энергетические и динамические). Не менее важна и функция  изменения. Её суть в том,  что индивидуальные особенности  личности определяют  темп перехода  от одного состояния к другому,  от одних умений к другим, от  одной эмоции к другой и  т.д.

Индивидуально-типические свойства человека.

Индивидуально-типические свойства представлены общесоматическими или конституциональными свойствами, нейродинамическими свойствами и билатеральными особенностями. К общесоматическим или конституциональным свойствам относят эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма (обмена веществ в организме), морфологические структуры организма в целом (конституцию человека). Нейродинамические свойства характеризуют особенности нервной системы, а билатеральные – функциональную геометрию тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Информация о работе Индивидуальность человека и развитие личности