Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Введение 2
1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19
Список литературы 21
Оренбургский
государственный
педагогический университет ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗАОЧНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ |
Контрольная работа |
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ |
Тема: Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности |
Курс I, группа 101
Оренбург
2010 год
Содержание:
Введение
Заключение
Список литературы
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.
Развитие человека не
может быть сведено лишь к количественному
изменению унаследованных и заложенных
в нем от рождения признаков. Развитие
— это прежде всего качественные
изменения в организме и
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Большинство
педагогов считают что,
Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств.
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.
Если человек
считать его носителем сознания и самосознания, то такого человека
называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в
процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» –
социальная характеристика человека, указывающая на те его качества,
которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с
другими людьми. Рассматривая личность как общественно-историческую
категорию, в её характеристике выделяют социально обусловленные функции:
жизнедеятельность, дело, общение, разум, чувствование, познание
(В.М.Коротов).
Познать закономерности человеческого развития – значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития
Детерминируются (Детерминизм — лат. Determinatio — ограничение, определение причинное определение явления) совместным воздействием трёх генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.(3, стр. 26)
Носители наследственности – гены. Современная наука доказала, что
свойства
организма зашифрованы в
передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала
наследственную программу развития человека.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг надруга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как
представителя человеческого рода, в том числе задатки речи,
прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям
передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жёстко генетически запрограммировано сочетание организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
Унаследованные
К наследственным
свойствам относятся также
Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и
патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут
передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови,
сахарный
диабет, некоторые эндокринные
например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголь и
наркомания родителей.
Для понимания роли наследственности в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся:
биологические задатки, кодируемые в генах;
среда (социальная и природная);
деятельность
ум (сознание, мышление).
Говоря о биологическом наследовании человека, следует иметь в виду, что не только положительные задатки, но и умственная неполноценность часто обусловлены генотипом. Так, если один из однояйцевых близнецов, имеющих, как уже отмечалось, практически одинаковый генотип, заболевает шизофренией, то в 69% заболевает ею и второй. В случае слабоумия у одного в 97% этот недуг проявляется и у другого, тогда как у разнояйцевых близнецов — только в 37%. Высокий процент умственно отсталых людей рождается тогда, когда один или оба родителя неполноценны в этом отношении. При исследовании родословной детей с умственной отсталостью оказывалось, что даже в том случае, когда родители были совершенно нормальными, у них обнаруживались родственники с подобными заболеваниями.
Взаимодействие
Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого
развития охватывает изучение трёх главных проблем – наследования
интеллектуальных,
специальных и моральных
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследую дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определённых видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей.
Анализ фактов, накопленных
в экспериментальных
Унаследованные
Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности