Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)
Оренбургский  государственный  педагогический университет                          

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ                                                                                                    

ЗАОЧНОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ                                                                                                                              

 
     Контрольная работа
ПО  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Тема: Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности
 
 
 
 
 
 

                                     Ф.И.О. Студиникиной У.А.

                          Курс   I, группа  101

                                     Проверил: Валеева М.А.  
 
 
 

Оренбург

2010 год

         Содержание: 

         Введение                                                                                                  2

  1. Основные факторы развития личности                                4
    1. Наследственность                                                                 4
    2. Среда                                                                                         8
    3. Воспитание                                                                             11

Заключение                                                                                              19                            

Список литературы                                                                                 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ВВЕДЕНИЕ

     Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

         Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному  изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике  человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и  социальной среды, воздействия окружающих его людей.

     В процессе развития человек вовлекается  в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение  с которыми также способствует его  развитию, приобретению опыта социальных контактов.

         Движущими силами развития человека являются противоречия между  возникающими под влиянием объективных  факторов потребностями человека, начиная  от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями  их удовлетворения. Эти потребности  создают мотивы того или иного  вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению  с людьми, к поиску средств и  источников для удовлетворения своих  потребностей.

     В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

 Большинство  педагогов считают что, ведущей  и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда. В условиях социалистического общества, т. е. особо благоприятной социальной среды, ведущую роль может играть воспитание.

Социальное  и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в  разные взаимоотношения, причем соотношение  их само зависит от многих внешних  и внутренних обстоятельств.

Педагогика внимательно изучает    характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

     Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.

         Если человек достигает  такого уровня развития, который позволяет

считать его  носителем сознания и самосознания, то такого человека

называют  личностью. Человек не рождается  личностью, а становится ею в

процессе  развития. Понятие «личность» в отличие  от понятия «человек» –

социальная  характеристика человека, указывающая  на те его качества,

которые формируются  под влиянием общественных отношений, общения с

другими людьми. Рассматривая личность как общественно-историческую

категорию, в её характеристике выделяют социально  обусловленные функции:

жизнедеятельность, дело, общение, разум, чувствование, познание

(В.М.Коротов). 

  1. Основные факторы  развития человека.

         Познать закономерности человеческого развития – значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

               Установлено, что процесс и результаты человеческого развития

Детерминируются (Детерминизм — лат. Determinatio — ограничение, определение причинное определение явления) совместным воздействием трёх генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.(3, стр. 26)

    1. Наследственность. Природное в человеке – это то, что связывает его с предками,  а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.

Носители  наследственности – гены. Современная  наука доказала, что

свойства  организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и

 передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала

наследственную  программу развития человека.

Наследственные  программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг надруга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как

представителя человеческого рода, в том числе  задатки речи,

прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей  к детям

передаются  внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жёстко генетически запрограммировано сочетание  организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

         Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и  невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности  нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

     Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и

патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут

передаваться  потомству. Наследственный характер имеют  болезни крови,

сахарный  диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость,

например. Отрицательное  влияние на потомство оказывают  алкоголь и

наркомания  родителей.

     Для понимания роли наследственности в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».

         Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это  генетическая конституция, которую  организм получает от своих родителей. Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и  зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся:

         биологические задатки, кодируемые в генах;

         среда (социальная и природная);

         деятельность индивида;

         ум (сознание, мышление).

      Говоря о биологическом наследовании человека, следует иметь в виду, что не только положительные задатки, но и умственная неполноценность часто обусловлены генотипом. Так, если один из однояйцевых близнецов, имеющих, как уже отмечалось, практически одинаковый генотип, заболевает шизофренией, то в 69% заболевает ею и второй. В случае слабоумия у одного в 97% этот недуг проявляется и у другого, тогда как у разнояйцевых близнецов — только в 37%. Высокий процент умственно отсталых людей рождается тогда, когда один или оба родителя неполноценны в этом отношении. При исследовании родословной детей с умственной отсталостью оказывалось, что даже в том случае, когда родители были совершенно нормальными, у них обнаруживались родственники с подобными заболеваниями.

         Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на  протяжении всей его  жизни. Но особую важность оно приобретает  в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового  и юношеского. Именно в это время  наблюдается интенсивный процесс  развития организма и формирования личности.

     Педагогический  аспект исследований закономерностей  человеческого

 развития  охватывает изучение трёх главных проблем  – наследования

 интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

        Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследую дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определённых видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей.

        Анализ фактов, накопленных  в экспериментальных исследованиях, позволяет  ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а только задатки.

         Унаследованные человеком  задатки реализуются или нет. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности