Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Содержание

Введение 2

1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 303.50 Кб (Скачать)

действия этой закономерности не безграничны, а определяются

«сдерживающими» факторами  – способностями, возрастом, интенсивностью и

организацией самой  деятельности и другими. 

В процессе деятельности происходит всесторонне и целостное  развитие

личности человека, формируется его отношение к  окружающему миру. Чтобы

деятельность привела  к формированию запроектированному образу личности,

её нужно организовать и разумно направить. В этом самая  большая

сложность практического  воспитания. К сожалению, во многих случаях оно

не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой

лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой,

познавательной деятельности, обречены на её пассивное созерцание и

затверждение готовых  истин. 

Культурно-историческую обусловленность процесса воспитания и развития

личности глубоко  раскрыл И.Ф. Козлов. Он писал: «Ребёнок – это человек в

возможности. Он заключает  в себе – в организации, структуре  и

способностях своего организма и каждого его органа в отдельности – весь

исторически пройденный путь развития своих предков, все  исторически

возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению  изменения

в этих органах и  организме в целом, реализованные  в качестве их, в

природе их, в их способностях стать человеческим организмом,

человеческой личностью  и в способности дальнейшего  развития и

совершенствования в соответствии с изменяющимися  условиями жизни. 

Но никакими силами, которые бы обусловили обязательное развитие всех

полученных по наследству естественных сил и способностей до совершенства

человеческих качеств, ребёнок от рождения не обладает. Единственным

средством и «механизмом» развития естественных сил и способностей

ребёнка и превращения  их в реальные качества человеческой личности

является деятельность…». 

Воспитание и обучение личности происходит только в процессе включения

её в разнообразные  виды деятельности. 

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По

направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная,

художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая

деятельность. Особый вид деятельности – общение. 

Деятельность может  быть активной и пассивной. Даже самый  маленький

ребёнок проявляет  себя как активное существо. Он предъявляет  требования

к взрослым, сверстникам, выражает своё отношение к людям, предметам. В

дальнейшем под  влиянием среды и воспитания активность может как

повышаться, так и  снижаться. Можно привести сколько  угодно примеров,

когда человек занят, много работает, но действует без  желания, без

настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность

к высоким результатам  не ведёт. Хорошее развитие обеспечивается только

активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую  человек

вкладывает всю  душу, в которой полностью реализует  свои возможности,

выражает себя как  личность. Такая деятельность приносит удовлетворение,

становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько

деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой

деятельности проявляющаяся. 

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее  и успешнее осваивать

социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует

отношение к окружающей действительности. Познавательная активность

обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Для неё характерна не

только потребность  решать познавательные задачи, но и  необходимость

применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует

быстрое и успешное формирование духовного и нравственного  мира личности,

определяет готовность много и успешно трудиться. 

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник –

потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает  и

многообразие видов  деятельности для их удовлетворения. Показать

растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления

активности постоянная и одновременно очень сложная  задача воспитания.

Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период

интенсивного становления  человека очень подвижны и переменчивы. На

различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер

деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими

переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых

последствий. 

Преобразующая роль ведущих потребностей в процессе развития личности  

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО А.И.КОЧЕТОВУ 

Ведущие потребности  Ведущие виды деятельности по удовлетворению

потребностей Основные структурные образования личности 

В достижении цели, самореализации Ценностно-ориентированная деятельность

Направленность личности 

В познании и самосознании Учение, исследование, самоизучение Интеллект:

сознание и самосознание 

В общении и обособлении  Межличностные отношения Нравственность 

В деятельности и  отдыхе Труд, творчество Воля, характер 

В самосохранении, альтруизме Самочувствие Чувства 

В саморазвитии, самовыражении  и самоутверждении Самопознание

Индивидуальность: творческие способности (одарённость, талант) 

подчёркивается в  концепции А.И.Кочетова, согласно которой  потребности

связывают внешнюю  и внутреннюю активность в единый процесс

жизнедеятельности человека. Следовательно, источником образования

структуры личности выступают потребности личности и ведущие виды

деятельности по их удовлетворению. Отсюда вытекает и  важнейшая задача

воспитания –  формирование здоровых духовных и материальных потребностей. 

Активность самого человека – непременное условие  развития его

способностей и  дарований, достижения успеха. Какие  бы прекрасные

воспитатели ни опекали  ребёнка, без собственного труда  он мало чего

достигнет. При правильном воспитании школьник не столько объект

педагогического воздействия, сколько субъект, то есть активный участник

собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный  характер.

Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких

влияний, а главным  образом тех из них, которые выражают потребности

самого человека, обращены к его личности, опираются  на его собственное

отношение к действительности. 

Активность личности не только предпосылка, но и результат  развития.

Воспитание достигает  цели, когда ему удаётся сформировать общественно

активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость  себе и

людям. Разумная, педагогически  выверенная организация деятельности

школьника обеспечивает активность во всех её проявлениях. Ставить

подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими

способами деятельности, которые дают возможность активного  приложения

сил, изучать его  личностное своеобразие, всемерно раскрывать его

потенциальные возможности  – таковы функции воспитателя, разумно

направляющего процесс  развития личности. 

В педагогической практике всё больше ощущается потребность  в

оперативной диагностике  достигнутого учениками уровня развития. Это

связано с тем, что  эффективно управлять процессами формирования личности

без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. 

Диагностика – общий  способ получения опережающей информации об

изучаемом объекте  или процессе. Значение диагностики  в области развития

аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера

заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки

и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный  исход

лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и

сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Всё сказанное в области

телесного здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому

диагностика в области  развития – чрезвычайно важное дело, требующее

высокой квалификации и ответственности. 

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для

этого во всём мире применяются  специально разработанные тесты,

измеряющие степень  развития как общих, так и специальных  качеств. В

зависимости от того, как человек справляется с  предложенными заданиями,

делается вывод  о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического

развития. Полученные данные соотносятся с возрастными  возможностями.

Примером теста  физического развития можно назвать  хорошо известный

комплекс ГТО, в  котором содержатся конкретные задания  и нормативные

показатели для  каждой возрастной группы. 

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно  трудно.

Применяемые для  этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда

обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надёжности диагноза

используют комплексное  обследование состояния здоровья, сбор и

сопоставление антропометрических, социальных и психологических данных,

что требует специально оборудованных клиник и лабораторий,

подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные

психологи и учителя  изучают отдельные качества личности, но по

результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку

компонентов развития. 

Овладение простыми методиками диагностики отдельных  сторон развития

обучаемых – важный компонент профессиональной педагогической подготовки.

Главный интерес  для школьных учителей и воспитателей представляет

диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации  поведения,

уровня притязаний, эмоциональности, развития социального  поведения и

многих других важных качеств. Наиболее распространённый метод  изучения

Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности