Самовоспитание как показатель развитой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе личности своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Личность в психологии…………………………….....…………......4
Самовоспитание – высшая форма самоуправления…………….....7
Роль самовоспитания в развитии личности…………..…………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

самовоспитание как показатель развитой личности.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Личность в психологии…………………………….....…………......4
  2. Самовоспитание – высшая форма самоуправления…………….....7
  3. Роль самовоспитания в развитии личности…………..…………..11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемых источников…………………………………..................16

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия изменяется в зависимости от возраста, социального положения, статуса и т. д.

     Педагогика  как наука о воспитании на текущий  момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым  осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую  и коммуникативную. Каждая из них  находит свое применение в определенных условиях.

     Самовоспитание  – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Оно  базируется на адекватной самооценке, критическом анализе личности своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

     Что же собственно является результатом  самовоспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет  сказать, что результатом самовоспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека.

     Смысл самовоспитания - это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

 

    1. ЛИЧНОСТЬ 

     Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

     Личности  бывают разные - гармонично развитые и  реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при  этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью.

     Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях.

     Образ жизни, как социально - философское понятие, отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

     Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

     С нравственной точки зрения признаком  личностного развития человека выступает  его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

     Велики  значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства. [1]

     Пусть не все мечты сбудутся и не все  замыслы осуществятся. Пусть не все  молодые люди, с которыми имеет  дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить  свои способности. Здесь речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

     Не  станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

 

      2.САМОВОСПИТАНИЕ – ВЫСШАЯ ФОРМА САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     Самовоспитание - это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека.

     В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

     Педагогика  как наука о воспитании на текущий  момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым  осуществляется воспитательный процесс: [9]

  • Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
  • Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс самовоспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут преобладает феноменологический подход.

     Сущность  самой концепции состоит в том, что она ставит воспитателя и воспитуемого в более-менее равное положение. Но тут возникает другое противоречие. Для того чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.

  • Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную вершину.

     Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность.

  • Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психологических тренингов.

     Самовоспитание  человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

     Самовоспитание  предполагает определенный уровень  развития личности, ее самосознания, способности  к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков  с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

     Самовоспитание  предполагает использование таких  приемов, как: самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К методам самовоспитания относятся: [8]

  • Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
  • Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
  • Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

     Понимание указанных положений привело  к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

     С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при  условии, если оно оказывает положительное  влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие [10].

 

3. РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 

     В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

     Работа  по нравственному самовоспитанию результативна  при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; формирование объективной самооценки и т.д. [5]

     Нет ничего более сложного и более  важного, чем трезвая, объективная  самооценка. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Информация о работе Самовоспитание как показатель развитой личности