Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Введение 2
1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19
Список литературы 21
педагогической науки,
её органической составной частью.
Развитие – это
процесс и результат
изменений в организме человека. Оно связано с постоянными,
непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое,
восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В
человеческом развитии проявляется действие универсального философского
закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и
наоборот.
Структура процесса развития личности должна включать в себя
определённые компоненты, подструктуры, отражать логическую взаимосвязь
между ними, взаимопереходы внутреннего и внешнего, социального и
природного. Знание структуры личности воспитуемого необходимо педагогу
для того, чтобы добиваться большей результативности воспитательного
процесса, предупреждать
возникновение отрицательных
формировать правильные, социально-ценные привычки и обычаи поведения,
развивать творческие
способности и дарования.
Результат развития – становление человека как биологического вида и как
социального существа. Биологическое в человеке характеризуется
физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические,
физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в
психическом, духовном,
интеллектуальном росте.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет
считать его носителем сознания и самосознания, то такого человека
называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в
процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» –
социальная характеристика человека, указывающая на те его качества,
которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с
другими людьми. Рассматривая личность как общественно-историческую
категорию, в её характеристике выделяют социально обусловленные функции:
жизнедеятельность, дело, общение, разум, чувствование, познание
(В.М.Коротов).
Как личность человек формируется в социальной системе путём
целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой
присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи
обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных
ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в
деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства,
заложенные природой
и сформированные в нём жизнью
и воспитанием.
В понятие «личность» включаются не только её отношения и роль в
обществе, но и характерные особенности её психологии (направленность,
потребности, мотивация, способности, характер, темперамент, воля).
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.
Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но
особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в
детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению
количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от
низшего в высшему. Характерная особенность этого процесса –
диалектический переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических и духовных характеристик
личности.
Представители различных
философских течений по-
во многом ещё
не познанный процесс.
Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный;
развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь
«врождённой потенцией»; развитие фаталистически человека обусловлено его
судьбой, в которой никто и ничего изменить не может, - это лишь
небольшая часть мнений представителей идеалистической философии.
Диалектико-материалистическая философия трактует развитие как свойство
живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи
движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается
новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни,
человек создаёт
средства существования своим трудом.
Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются
тому «вечному двигателю», который даёт неисчерпаемую энергию для
постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся
в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни
придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как
диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием.
Да и сам человек
«соткан» из противоречия.
Различают противоречия внутренние и внешние, общие, движущие развитием
человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого
человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими
под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от
простых материальных кончая высшими духовными, и возможностями их
удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в
нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению
поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия
возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных
побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне,
отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из
основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими
потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между
стремлением старшеклассников участвовать в общественных и
производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и
интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю»,
«можно» – «нельзя», «есть» – «нет» – это типичные пары, ёмко выражающие
наши постоянные противоречия.
Не зря сказано: вся жизнь – борьба. Начинает её человек с первым криком
младенца и ведёт до гробовой доски. Борьбу трудную, изнуряющую, не
прекращающуюся ни на секунду. То, что мы называем развитием,
складывается из малозаметных ежедневных «прибавок». Кто не мечтает
достичь высокого уровня развития хотя бы в каком-то одном деле? Почему
же не достигаем? Не у всех хватает настойчивости преодолевать
препятствия. И в конце концов каждый оказывается на той ступеньке
лестницы, которой сумел достичь. Гении взбираются выше всех. Мы им
завидуем, забывая: гений
– это всего лишь 1% таланта
и 99% труда.
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных
зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и
его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с
другой. Анализ факторов развития был начат ещё античными учёными. В
отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении
развития школьников добились П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк,
С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили
зарубежные исследователи
Л.Термен, Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.
Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные
люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот
процесс и его результат. Длительные исследования позволили вывести общую
закономерность: развитие человека детерминировано ( Детерминизм — (лат. determinatio — ограничение, определение) причинное определение явления) внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические
свойства организма.
Внешние условия – это
которой он живёт и развивается. В процессе взаимодействия с внешней
средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые
взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.
Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает
разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на
различных ступенях
её развития.
Связь природных условий и форм человеческого развития выражает
биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Согласно этому
закону, онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и
быстрое повторение филогении (развития вида). Имеются в виду те
повторения основных стадий развития вида, которые наблюдаются в развитии
зародыша. Некоторые психологи и педагоги пытались расширить содержание
данного закона на весь
процесс индивидуального
Действительно, факты, говорящие о том, что человек в его индивидуальном
развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Однако это не
означает, что сокращённое повторение присуще всем признакам организма, а
поэтому трактовать сложнейший процесс человеческого становления как
простое»копирование» развития предков недопустимо. Формулировка закона,
закрепившаяся в педагогике 30 – 70-х гг. (онтогенез повторяет
филогенез), неверна именно по причине расширительного, произвольного и
упрощённого истолкования фактов. В развитии человека всё тоньше,
сложнее. Нельзя согласиться с немецким психологом В.Штерном, считавшим,
что младенец находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии –
на стадии обезьяны, на втором году он достигает элементарного
человеческого состояния, и только в зрелом возрасте человек достигает
стадии современной
культуры.
Познать закономерности человеческого развития – значит получить ответ
на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты
данного процесса?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития
детерминируются совместным воздействием трёх генеральных факторов –
наследственности, среды и воспитания.
Природное в человеке – это то, что связывает его с предками, а через
них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение
биологического – наследственность. Под наследственностью понимается
Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности