Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:21, контрольная работа
Педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Введение 2
1.Основные факторы развития личности 4
1.Наследственность 4
2.Среда 8
3.Воспитание 11
Заключение 19
Список литературы 21
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание – как объективно-субъективный процесс саморазвития и самовоспитания детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.
Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением – системой воспитания прежде всего – из социального целого и признан ли в качестве субъекта – индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании.
Воспитание не может
изменить унаследованных физических данных,
врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической,
социальной, домашней или других сред.
Но оно может оказать формирующее
влияние на развитие путем специальной
тренировки и упражнений (спортивные
достижения, укрепление здоровья, совершенствование
процессов возбуждения и
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При
организации воспитания
Порождаемые деятельностью новые потребности
и наличные возможности их удовлетворения
создают ряд последующих противоречий.
Они выступают движущей силой развития
личности. Такие противоречия возникают
между возрастными физическими и духовными
возможностями и старыми формами взаимоотношений,
между сознанием и поведением, между новыми
потребностями и прежними возможностями,
между имеющимися способностями и потребностями
более высокого уровня развития и т.д.
Заключение
Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет
считать его носителем сознания и самосознания, то такого человека
называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Взаимодействие наследственности, среды и воспитания в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Человек — существо биосоциальное, характеризующееся членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, свидетельствующие, что если дети с самого раннего возраста растут вне общества, то они остаются на уровне развития животных — у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими генерациями. Принимая участие в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества.
Развитие человечества невозможно
без активной передачи новым поколениям
человеческой культуры. Без общества,
без усвоения общественно-исторического
опыта стать человеком, приобрести специфические
качества невозможно, даже если человеческое
существо обладает биологической полноценностью.
Но, с другой стороны, не имея таковой (например,
при олигофрении), морфологических свойств,
присущих человеку как биологическому
виду, нельзя даже под влиянием общества,
воспитания, образования достичь высших
человеческих качеств.
Список литературы:
1.
Асмолов А.Г. Психология
2.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб., 2006
3.Гусинский Э.Н. Рождение личности.- М., 1994
4.Голованова Н.Ф.
Социализация и воспитание
5.Кочетов А.И. Теория формирования личности: - М.: Политиздат, 1975
6. Сластенин В., Исаев И и др. Педагогика: Учебное пособие
7.Харламов И.В.
Педагогика. Минск., 1998
Представленная работа посвящена теме "Факторы формирования личности человека".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Факторы формирования личности человека" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Факторы формирования личности человека".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Факторы формирования личности человека". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Факторы формирования личности человека" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Факторы формирования личности человека" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей
работы обусловлена, с одной стороны,
большим интересом к теме "Факторы
формирования личности человека" в
современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Факторы формирования личности человека".
Теоретическое значение изучения проблемы "Факторы формирования личности человека" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Факторы формирования личности человека".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Факторы формирования личности человека" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические
аспекты и выявить природу
"Факторы формирования
2. Сказать об актуальности проблемы "Факторы формирования личности человека" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Факторы формирования личности человека";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Факторы формирования личности человека";
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Факторы формирования личности человека". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Факторы формирования личности человека".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Факторы формирования личности человека".
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Факторы формирования личности человека".
По результатам
исследования был вскрыт ряд проблем,
имеющих отношение к
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Факторы формирования личности человека", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации
для написания работы по теме "Факторы
формирования личности человека" послужили
базовая учебная литература, фундаментальные
теоретические труды крупнейших
мыслителей в рассматриваемой области,
результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных
авторов, статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, посвященных
тематике "Факторы формирования
личности человека", справочная литература,
прочие актуальные источники информации.
Процесс развития личности.
Биогенетический закон
Э.Геккеля и Ф.Мюллера.
Наследственность
– фактор развития личности.
Влияние среды на
развитие личности.
Воспитание и развитие.
Деятельность как
фактор развития.
Концепция А.И.Кочетова.
Диагностика развития.
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Развитие личности ребёнка составляет внутреннее содержание
объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность. Именно
поэтому теория развития личности является важнейшим разделом
Информация о работе Самовоспитание в развитии человека и формирование его личности