Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
контрольной группе работа продолжалась по традиционному пути, а в
экспериментальной — по разработанному нами комплексу занятий.
Процесс
познания мира человеком
самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка,
разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к
этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется
возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе
интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе
познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет
основным у них является зрение.
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была
разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой системе
ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не
кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы,
опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на
одном месте.
Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его
деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при
разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать
органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связано с
нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами
воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому
развитию подрастающего поколения.
|Последовательность
|Тема занятия
|1.Экскурсия в осенний лес | |
|«Разноцветная природа».
|2.Занятие на тему:
|«Солнце и волшебная радуга». |сентябрь |
|3.Экскурсия по городу
|«Где растут растения?»
|4.Занятие на тему; «Многообразие и | |
|разнообразие осенних листьев». |сентябрь |
|5.Занятие на тему:
|«Разноцветные плоды растений»
|6.Занятие на тему: «Многообразие | |
|плодов в природе».
|7.Открытое занятие на тему: | |
|«Осень - прекрасная пора!»
|8.Занятие на тему:
|«Зима в окно стучится»
|9.Экскурсия в лес «Природа
|готовится к зиме».
|10.Занятие на тему: «Подготовка | |
|животных к зиме».
|11.Занятие на тему:
|«Как зимуют домашние животные». |декабрь |
|12.Занятие на тему: «Разнообразие | |
|птиц в природе».
|13.Занятие на тему:«Птицы зимой». |декабрь |
|14.Экскурсия в парковую зону | |
|«Птицы и следы».
|15.Занятие на тему: «Красота и | |
|разнообразие зимних деревьев»
|16.Занятие на тему: «Кора. | |
|Ее разнообразие и значение в жизни | |
|деревьев».
|17.Занятие на тему:
|«Зеленые растения зимой в природе» |январь |
|18.Занятие на тему:
|«Комнатные растения».
|19.Экскурсия в зимний лес | |
|«В гостях у зимушки-зимы».
|20.Открытое занятие
|«Здравствуй, гостья-зима!»
|21.Занятие на тему:
|«Обитатели зимнего леса». (1) |Февраль |
|22.Занятие на тему:
|«Обитатели зимнего леса». (2) |Февраль |
|23.Занятие на тему:
|«Обитатели зимнего леса». (3) |Февраль |
|24.Занятие на тему:
|«Природа просыпается».
|25.Занятие на тему;
|«Особенности ночного неба». |март |
|26.Занятие на тему:
|«Разноцветные облака в разноцветном небе». |март |
|27.Экскурсия в парковую зону | |
|«Разноцветное небо».
|28.Занятие на тему
|«День Земли».
|29.Экскурсия в весенний лес | |
|«Весна красна».
|30.Занятие на тему:
|«Природные краски».
|31.Занятие на тему;
|«Красота цветущей ветки».
|32.Открытое занятие на свежем воздухе | |
|«Разноцветная жизнь вокруг нас». |Май |
Содержание и методику я подробно покажу на экскурсии «В гостях у
зимушки-зимы».
Занятие 19. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой,
разнообразие коры деревьев. Содержание и методика. Воспитатель, придя в
лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид
деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво
голые ветви вырисовываются на фоне неба.
Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.
Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные,
корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать
детям кору березы.
Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.
Какое? Послушайте.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот
Готовят ей наряды.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые
отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать
иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение
О.Высотской
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен -
Видно
смелая она. Провести игру «
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным
педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения
данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или
ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и
подбежать к нему.
Структура следующих занятий и экскурсий такова:
Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа». Цель:
показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся
в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос:
сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы
преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести
детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т.е. доминантой в пору
бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков
зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места:
трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений,
цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет
зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.
Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.
Цель: дать
детям возможность понять
причину разноцветного мира.
Схема занятия:
1.Солнце и его лучи - мастера раскрашивания. Ловим солнечный зайчик.
2.Семь цветов радуги. Делаем зеленый цвет - цвет жизни. Был проведен
опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких цветов в
действительности состоит солнечный луч.
Процесс: эксперимент проводился в ясный солнечный день. Противень
наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на него падал
утренний свет солнца. Зеркальце помещалось внутри противня, положив его
верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы
оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги и необходимо
было его держать перед зеркалом. Второй рукой слегка подвигалось зеркало.
Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на ней не появилась
разноцветная радуга.
Итог: на
белой бумаге появляются
Занятие 3. Экскурсия по городу «Где растут растения?» Цель: показать,
что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные
растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и
луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем
отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.
Занятие 4. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Конспект
интегрированного занятия (ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе.
Цель: 1.Расширить
представления детей о
листьев различных деревьев. 2.Сформировать элементарные представления о
процессах, происходящих в природе. 3.Воспитывать умение замечать красоту в
осенней природе. 4.Познакомить с новой техникой изображения осенних
листьев.
Занятие 5. Разноцветные плоды растений. Цель: показать, что у
разноцветных растений дети - плоды разноцветные.
1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети -
плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».
2.Прием «Перемешай и соотнеси».
3.Аппликация
из разноцветных семян (
растение, узор).
Занятие 6. Многообразие плодов в природе.
Цель: показать многообразие плодов.
На экскурсии мы использовали игровые приемы – запускали семена-
летучки, отгадывали какие семена какому растению принадлежат и т.д.
Занятие 7. Открытое занятие на тему: «Осень – прекрасная пора!l»
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия:
разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.
Занятие 8. Зима в окно стучится
Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.
1.Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали смену условий
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников