Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.97 Кб (Скачать)

окрашивать в эмоциональные  тона все восприятия окружающей  действительности.

Вот  это  эмоциональное  отношение  к  окружающей  природе,   неисчерпаемому

источнику красоты, и должна воспитывать система  образовательных  учреждений

у детей.

       Во  все   времена  и  эпохи  природа   оказывала  огромное  влияние   на

человека, на развитие его  творческих способностей, являясь  в  то  же  время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний  человека.

Великий  критик  Белинский  считал  природу  «вечным  образцом   искусства».

Композитор Чайковский,  высоко  ценя  искусство  в  жизни  человека,  писал:

«Восторги от  созерцания  природы  выше,  чем  от  искусства».  Многоголосое

звучание земли русской  нашло  отражение  в  творчестве  талантливых  русских

композиторов  С.В.Рахманинова,  Н.А.Римского-Корсакова,  М.П.Мусоргского   и

других. Неповторимое богатство  красок природы запечатлели в  своих  полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

       Прекрасное  в природе безгранично и неисчерпаемо.  Поэтому  природа  -

источник для искусства. Прекрасное  в  природе  было  и  остается  предметом

художественного  освоения   ее.   Поэтому   великие   художники   -   всегда

первооткрыватели прекрасного  в окружающем мире.

       Уровень   экономического  развития  общества,  общественные  отношения

людей отложили значительный отпечаток на  восприятие  природы.  В  отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический  интерес  людей  к  природе  или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

       В   античный  период  древние   греки  рассматривали   прекрасное   как

гармонию, разлитую  в  природе.  Естественный  порядок  в  природе  считался

всеобщим эстетическим свойством  ее.

       Религиозное  средневековье из-за фантастической  веры в бога не  хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения,  вновь  люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать  гимны в честь ее красоты.

       В империалистическую  эпоху ненависть к человеку, чисто   эгоистические

интересы соединяются  с безразличием и ненавистью к  природе.

       Из многих  проявлений  красоты  природы   люди  воспринимают  то,  что

соответствует их миропониманию  и  настроению.  Облик  природы,  если  ее  не

изменяет  человек,  остается   практически   постоянным.   Однако   меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

       В системе  по  эстетическому  воспитанию  дошкольников  большое  место

должно быть отведено природе. Она  лучше,  чем  что-либо  обогащает  психику

ребенка, совершенствует его  органы чувств и  эстетический  вкус.  Воспитание

любви к природе, умение  чувствовать  ее  красоту  и  восхищаться  ею  имеет

огромное значение не только для  эстетического  развития  детей,  но  и  для

нравственного  воспитания,  в  частности,  для  пробуждения  у  дошкольников

патриотических  чувств,  чуткости  к  окружающему,  потребности   к   труду,

способствует физической закалке, а так же расширению умственного  кругозора.

       Умение  видеть  природу  -  первое  условие   воспитания  мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания  через  природу.  Оно  достигается

лишь при постоянном общении  с природой. Чтобы ощущать  себя  частью  целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться  во  взаимоотношениях

с  этим  целым.  Вот  почему  гармония  педагогических  воздействий  требует

постоянного общения с  природой.

       Если  семья живет в  селе  или   в  небольшом  городке,  то  общение  с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если  ребенок  живет  в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же,  и  здесь

есть небо и  солнце,  и  звезды.  Нужно  научить  ребенка  видеть  их.  Ведь

смотреть - еще не значит  видеть.  Воспринимается  далеко  не  все  то,  что

отпечатывается на  сетчатке  глаз,  а  лишь  то,  на  чем  сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.  Детей  нужно  учить  видеть.

Это значит не только показать, но  и  описать  словесно.  Описать  краски  и

оттенки закатного неба и  зари, описать форму облаков и  их  окраску,  описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких  этажей  могут

видеть небо из окна или  с балкона, то другие  увидят  его,  выйдя  во  двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать  его  ежедневно,

в течение всей жизни, не может  надоесть, как не может надоесть дышать.

       Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение  нескольких

минут, освежает душу. Так  же нужно «увидеть» снегопад или  дождь, или грозу.

       Редко  встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не  так

разнообразна, как небо, но и она богата красками,  оттенками.  А  ведь  есть

города и селения, расположенные  на берегах морей.

       В доме  всегда должны  быть  цветы,  за  которыми  ребенок  ухаживает,

наблюдает и красоте которых  радуется.

       В самом  промышленном городе есть деревья  во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь  нужно  учить  детей  «видеть»  деревья,  цветы,  кустарники:

замечать особенности  и оттенки лепестков, листьев, наблюдать  как набухают  и

распускаются почки или  начинают  желтеть  листья,  как  зацветают  цветы  и

созревают семена. Нужно, чтобы  ребенок выбрал в ближайшем окружении  дерево,

которое ему кажется самым  привлекательным, и наблюдал  за  его  увяданием  и

зимним сном. Пусть он относится  к  любимому  дереву  как  к  дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

       Покажите  ребенку  особенности  поведения   воробьев,  галок,  голубей,

научите описывать  их  оперение,  глаза,  форму  тела  и  лапок,  расскажите

ребенку об их жизни, заботах,  о  строгих  правилах  стаи  и  т.п.  Устройте

кормушку на окне, и пусть  ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно,  если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится  ближе,  когда  мы

видим своеобразие его  поведения, его гнев, страх или  радость, его  отношение

к другим птицам, к нам  самим.

       Само  собой  разумеется,  что   ребенок  должен   научиться   «видеть»

окружающих  домашних  животных.  Не   следует   переоценивать   «заразности»

животных.

       Главная  задача в  эстетическом  развитии  средствами  природы  -  это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение

к природе помогает сделать  человека выше, богаче, внимательнее.

       Природа   является  одним  из  факторов,  влияющих   на   развитие   и

формирование эстетических чувств, она  неисчерпаемый  источник  эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни  людей  природа

занимает  значительное   место,   способствует   формированию   и   развитию

эстетических чувств и  вкусов.

       Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста.  «Именно   в

это  время  необходимо  прививать  детям   любовь   к   красоте,   гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

       Эстетические  чувства тесно связаны с нравственными.  Любовь к Родине -

это   сложное   моральное   чувство,   которое   органически   соединено   с

эстетическими чувствами, вызываемыми  общением с природой.

       Чтобы  любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знать,  необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические

чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и  возникающие  при

этом переживания находятся  в зависимости от круга представлений, значений  и

общего развития человека.

       Большая   роль  в  эстетическом  воспитании  дошкольников   средствами

природы принадлежит педагогическому  коллективу  детского  сада.  Перед  ними

должна стоять  задача  -  последовательно,  систематически,  целенаправленно

развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

       Наиболее  эффективная последовательность  работы:

       -непосредственное  восприятие природы,

       -организованное  наблюдение  над  природой  во   время   прогулок   и

экскурсий.

       Наблюдение  окружающей действительности оказывает  глубокое воздействие

на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения  у  ребенка

включены  все  анализаторы:  зрительный  -  ребенок  видит   размеры,   цвет

исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит  шум  ветра,  плеск  воды  в

реке, стук  капель  дождя,  шелест  листьев,  журчанье  ручейка  -  все  это

прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить -  сладкий  вкус

меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и  луговой  клубники.

Осязание - это  вторые  глаза  ребенка.  Ощущая  предметы  природы,  ребенок

чувствует все шероховатости  коры деревьев, крупинки песка, чешуйки  шишек.  А

запахи! Море запахов, которое  волнует воображение ребенка - запах  тополиных

почек после дождя, запах  весны, запах  теплой  земли,  нагретой  от  солнца.

Недаром  К.Д.Ушинский  писал,  что  ребенок   «мыслит   формами,   красками,

звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот  задача,  которая  встает

перед воспитателями.

       -сочетание  метода наблюдения с методом   активных  действий  во  время

работы на опытном участке.

       В настоящее  время, когда с такой осторожностью   поставлен  вопрос  об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами  природы  должно

знать подобающее место в  системе эстетического воспитания.

       Многое  в связи с этим зависит от  воспитателя, от его знаний,  от  его

увлеченности.

       В работе  по эстетическому  воспитанию  средствами  природы  с  детьми

дошкольного возраста  воспитатель  должен  хорошо  знать  особенности  этого

возраста.

       У   детей   этого   возраста   наблюдается   большое   стремление   к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все  открыть  сами.

Этот интерес побуждает  детей к активной деятельности. Но ее  направление  по

отношению к природе  может  быть  различным:  одни  из  них  могут  разорять

гнезда, стрелять из рогаток  в птиц, а другие - разводить рыб,  ухаживать  за

голубями.

       Воспитание - это организация деятельности  ребенка, в  которой  важную

роль играет организация  отношений. Что же значит  организовать  деятельность

ребенка?  Понятие  деятельности  -  сложное  понятие:  всякая   деятельность

побуждается  потребностью,  имеет  мотив   (более   или   менее   осознанную

побудительную причину) и  цель - то, ради чего совершается действие.

       Таким  образом, организовывая деятельность  ребенка,  т.е.  воспитывая

его, нужно дать ему опору  в соответствующей потребности, побудить  к  нужной

мотивации и привлечь к  определенной  цели.  Потребности,  мотивы  и  цели  -

основа наших отношений  и наших чувств.

       Только  организовав потребности, мотивы  и  цели  деятельности  своего

ребенка соответственной  той задаче, какую вы  ставите  в  воспитании,  можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно  опять  же

лишь в деятельности.

       Задача  педагога состоит в том, чтобы  направить появившийся интерес   в

правильное русло, убедить  ребят, что,  истребляя  природные  богатства,  они

наносят  урон  не  только  красоте  родного  края,  но  и  себе  (моральный,

эстетический). «Охотиться»  можно и с фотоаппаратом, и  с  кинокамерой.  Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный  мир  ребенка,  разовьет  в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

       В работе  по эстетическому  воспитанию  важно  знать  и  учитывать   не

только  направленность  интересов,  но  и   особенности   этого   восприятия

(эстетического): воспринимая  явление  окружающей  действительности,  человек

руководствуется не только познавательными  и  моральными  критериями,  но  и

эстетическими принципами.

       Эстетическое   восприятие   -   это   способность    создавать    или

воспроизводить и  эмоционально  окрашивать  целостные  образы  под  влиянием

реальных предметов и  художественных произведений.

       Содержание  и богатство чувств, вызванных  непосредственным общением  с

природой,  находятся  в  прямой  зависимости  от  характера  восприятия.   В

соответствии с возрастом  эстетическое  восприятие  имеет  свои  особенности,

обусловленные запасом представлений  и объемом жизненного опыта детей.

       Старшие  дошкольники, как правило, не  могут  верно  оценивать   картину

виденного  в  целом.  У  них   еще   отсутствует   способность   объединять,

синтезировать отдельные  восприятия в общие впечатления.

       Способность  заметить, выделить красивое  развивается   постепенно.  Но

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников