Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому
источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений
у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на
человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время
неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое
звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских
композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и
других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное
в природе безгранично и
источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда
первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения
людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные
эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,
наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как
гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался
всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное
средневековье из-за
видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди
полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические
интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что
соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не
изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется
общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту
природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место
должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику
ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание
любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет
огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для
нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,
способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом
промышленном городе есть
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите
ребенку особенности
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»
животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение
к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа
занимает значительное место, способствует формированию и развитию
эстетических чувств и вкусов.
Любовь
к родной природе
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней»8.
Эстетические
чувства тесно связаны с
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо
изучать. В процессе познания
природы формируются и
чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при
этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и
общего развития человека.
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами
природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними
должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно
развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наиболее
эффективная
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
Наблюдение
окружающей действительности
на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка
включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в
реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это
прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус
меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.
Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок
чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А
запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных
почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.
Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,
звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает
перед воспитателями.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время
работы на опытном участке.
В настоящее
время, когда с такой
охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно
знать подобающее место в
системе эстетического
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его
увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого
возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по
отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять
гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за
голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность
ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность
побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную
побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким
образом, организовывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной
мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -
основа наших отношений и наших чувств.
Только
организовав потребности,
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно
воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же
лишь в деятельности.
Задача
педагога состоит в том, чтобы
направить появившийся интерес
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой
вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек
руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и
эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или
воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием
реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с
природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В
соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,
обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,
синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников