Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен
направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю
жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и
храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной
песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»
чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,
сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить
также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения
сопереживанию необходимы
побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности
разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная
забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к
тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному
существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с
этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме
эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать
следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
2.Природа
- один из важных факторов
З.В основе
методики эстетического
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая
установка доминирует в
играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.
Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей
средствами природы.
§
1. Определение уровня
дошкольного возраста.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:
1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию
средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;
2) Изучить
психолого-педагогические
старших дошкольников;
3) Раскрыть
значение природы в
4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию
отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть
красоту природы, уметь
облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать
красоту звуков в природе:
т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие
краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
В программе также отмечается, что для правильной организации работы
по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное
содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам
воспитания, для детей каждой возрастной группы.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой
воспитателей двух детских садов: « » и « », по
эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с
программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по
этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей
познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без
определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического
восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.
Таким образом передо мной встала задача наметить пути
совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами
природы.
На начальном
этапе опытно-
элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и
их средой обитания.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень
эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в
работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по
эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось в двух старших группах детского сада
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших
групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими
положениями, описанными в первой главе:
ПЕРВЫМ
ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные
представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни
домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также
определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно
выражать свою мысль.
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку
показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с
животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую
инструкцию:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится
на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не
так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,
почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя
минутами.
Уровень развития оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-
3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все
8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и
сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от
одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно
быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-
четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не
успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.
должно быть.
2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся
нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-8
имеющихся нелепиц.
Вторым
заданием послужила система
о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде
обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц
и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.
Система вопросов:
1.У какого животного есть иголки? (У ежа)
2.Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
З.В какое
время года на деревьях
(Весной)
4.Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
5.Назови домашних птиц, которые умеют плавать?(Утки, гуси)
6.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью) 7.Чем выделяется
береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).
Результаты, полученные с помощью методики «Нелепицы» и заданных
вопросов, представлены в таблице № 1.
С целью изучения состояния проблемы в семейной воспитательной
практике нами использовались такие методы, как беседы с родителями,
анкетирование, которые позволяет получить информацию об эстетическом
воспитании ребенка в семье. (Анкета представлена в Приложении). Полученные
данные свидетельствуют о том, что в семьях воспитанников недостаточное
внимание уделяется
Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня
эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
| Оценка результатов
|Старшая группа
|
|Контрольная группа|
| |20 чел |группа 20 чел |
|1) 1. очень высокий уровень |0 |0 |
|2. высокий уровень развития |2 |2 |
|3. средний уровень развития |10 |11 |
|4. низкий уровень развития |8 |7 |
|2)4.правильно ответили на все|0 |1 |
|вопросы | | |
|5.правильно ответили на 4 |8 |10 |
|вопроса | | |
|6.правильно ответили меньше 4|12 |10 |
|вопросов | | |
Уровень
эстетического развития
Как видно из таблицы № 1 и диаграммы № 1, уровень эстетического
развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием.
Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в
баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития
является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного
подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической
деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.
§ 2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы.
На основании полученных результатов мною был разработан комплекс
занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому
воспитанию дошкольников средствами природы.
Главной
целью опытно-
эстетического восприятия у детей средствами природы. Моя работа была
направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников,
развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте
окружающего мира.
Основными
задачами опытно-
1)Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их
2)Дать
основные понятия о
3)Воспитать, «уточнить» чувства маленького человека;
4)Развить
способности различать
единство с природой;
5)Проверить
возможность использования
направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами
природы.
Исследование проводилось в старших группах детского сада № 2125. В
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников