Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.97 Кб (Скачать)

взаимоотношения  между  ними,  формируются   их   чувства,   в   том   числе

эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много  радости  детям  и

в  то  же  время  развивают  их  наблюдательность,  воображение,   фантазию,

обостряют восприятие прекрасного.

       В   целом  лишь  комплекс  всевозможных   методов   может   обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

       Эстетический  вкус  развивается  и  в   процессе  привлечения  внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего  быта.

       Творческие  способности  у  детей   проявляются  при  занятиях  ручным

трудом, которые дают детям  углубленные  знания  о  качестве  и  возможностях

различных  материалов,  способствуют   закреплению   положительных   эмоций,

стимулируют желание  трудиться.  В  большей  мере  эстетическому  воспитанию

детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

       При анализе  эстетической жизни ребенка мы  должны иметь в виду то  же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы  у  ребенка,  именно,  что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она

захватывает и чувства  и интеллект и активность, и  это значит, что  мы  имеем

здесь  дело  с  целостной  сферой,  с  особым  типом  миропонимания.  Как  и

взрослые, так и дети эстетически  живут - «прежде всего в своем  эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который  загорается  от

этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

       Но  эстетические  переживания  вызывают  затем   сложную   психическую

работу, сохраняющую эту  определенность эстетическим опытом. Они вызывают,  с

одной  стороны,  эстетическое  мышление,  с  другой  стороны,   эстетическое

творчество. Детство,  можно  сказать,  насыщено  переживаниями,  порывами  к

эстетическому  творчеству,  оно  как  бы  окрашено  эстетической   радостью,

восторгами, доходящими  до  экстаза.  У  детей  слабо  развито  эстетическое

мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

 

            § 3. Психологические основы эстетического  воспитания.

       Эстетические  свойства личности не являются  врожденными,  но  начинают

развиваться с самого раннего  возраста в  условиях  социального  окружения  и

активного педагогического  руководства.  В  процессе  эстетического  развития

происходит  постепенное  освоение  детьми   эстетической   культуры   нашего

общества, формирование  эстетического  восприятия,  а  также  представлений,

понятий   суждений,   интересов,   потребностей,   чувств,    художественной

деятельности и творческих способностей.

       При анализе  эстетической жизни ребенка мы  должны иметь в виду то  же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы  у  ребенка,  именно,  что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она

захватывает и чувства, и  интеллект, и  активность,  и  это  значит,  что  мы

имеем здесь дело с целостной  сферой, с особым  типом  миропонимания.  Как  и

взрослые, так и дети эстетически  живут - «прежде всего в своем  эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который  загорается  от

этих встреч с прекрасным, в слиянии с  ним»3.  Но  эстетические  переживания

вызывают затем сложную  психическую работу,  сохраняющую  эту  определенность

эстетическим опытом. Они  вызывают, с одной стороны,  эстетическое  мышление,

с  другой  стороны,  эстетическое  творчество.   Детство,   можно   сказать,

насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому  творчеству,  оно  как  бы

окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза.  У  детей

слабо  развито  эстетическое  мышление  и  это  кладет   яркую   печать   на

своеобразие  детской  эстетической  жизни;  не  без  связи  с   этим   стоит

чрезвычайная широта эстетического  опыта у детей. Все в мире - и  большое,  и

малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все  восхищает  дитя,  влечет

его к себе, все наполняет  его радостным  волнением,  все  нравится  ему  без

всякой мысли о возможном  его использовании»4. Можно поэтому  утверждать,  что

отношение ребенка  к  миру  носит  по  преимуществу  эстетический  характер:

эстетическая установка  доминирует в детской душе. Тут  есть глубокая связь  с

тем, что детство, по  преимуществу  заполнено  играми,  т.е.  деятельностью,

сознаваемая  цель  которой  заключается  в  самом   процессе   деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

       Психология  игры не только  близка,  но  и  можно  сказать,  идентична

психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не  выносит  трезвого  и

критического отношения  к  действительности.  «Радостно  и  свободно  глядит

ребенок на мир, не думая извлекать  из  него  пользы,  не  превращая  его  в

«проблему», загадку, - а прежде всего и больше  всего  любуясь  им,  радуясь

тому  прекрасному,  что  в  нем  находит»5.   Эстетическая   жизнь   ребенка

замечательна  своим  универсализмом  -  и  этим  наиболее  отлична  она   от

эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в  какой  бы  ни  было  форме,

привлекает и увлекает ребенка.  Дошкольник  любит  и  музыку,  и  сказку,  и

рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая,  в  высшей

степени  характерная  черта  детской  эстетической   жизни   заключается   в

творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться  эстетическим

восприятием.

       К   трем  годам  отчетливо  проявляются   эстетические  чувства.  Малыш

переживает характер  музыки:  веселой  и  грустной,  плавной  и  бодрой.  Он

радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям.  Восторг  вызывает

все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое  от  некрасивого,

гармоничное от дисгармоничного.

       Сначала   ребенок  выделяет  красивое,  подражая  взрослому,   который

обращает внимание на эстетические объекты:

       «Посмотри,  как красиво». Но быстро сам  начинает  замечать  красоту   в

окружающем и привлекает взрослого к  своим  переживаниям.  Чем  дальше  идет

развитие ребенка, тем  ярче и сильнее выступает  в  нем  эстетическая  жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего  детства,  но  для  нас

бесспорно, что ребенок  любит и людей, и природу -  и  все  его  отношения  к

людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями.  Эволюция  эстетических

переживаний в течение  детства заключается в  том,  что  они  охватывают  все

большую сферу, что объем  их все ширится.

       Развитие  эстетических  чувств  связано   со  становлением  собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

       Эстетические  чувства детей  взаимосвязаны   с  нравственными.  Ребенок

одобряет  прекрасное  и  доброе,  осуждает  безобразное  и  злое  в   жизни,

искусстве, литературе.  Н.А.Ветлугина  писала:  «...Нельзя  научить  ребенка

правде, добру без формирования у него понятий  «красивое»  и   «некрасивое»,

«истинное» и «ложное»,  нельзя  научить  его  стремиться  к  защите  правды,

добра, не сформировав у  него эмоциональный протест против зла и лжи,  умение

ценить прекрасное и доброе в людях»6.

       В   среднем  дошкольном  возрасте  происходит  существенное   развитие

детского восприятия, его  точности  и  дифференцированности.  Вместе  с  тем

эстетическое восприятие продолжает характеризоваться  фрагментарностью;  оно

тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

       Дети  способны  к  элементарной  эстетической  оценке  художественного

образа,   к   осознанию   некоторых   эстетических   средств,   постепенному

проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например,  в  построение

произведения  искусства.  Дошкольники  замечают  связь   между   содержанием

произведения и его  выразительно-изобразительными средствами.

       К   концу  старшего   дошкольного   возраста   ребенок   может   более

сосредоточенно   слушать   музыкальные    и    литературные    произведения,

рассматривать  произведения  изобразительного  искусства,  а  также,   более

глубоко  их  воспринимать,   сопереживать,   сочувствовать   положительному,

доброму и осуждать зло. У  ребенка  развивается  музыкальный  и  поэтический

слух. У детей проявляются  устойчивые  предпочтения  к  определенным  жанрам

музыкальных, литературных и  изобразительных произведений.

       Активно  развиваются художественно-творческие  способности,  дети  сами

придумывают загадки, сказки,  песни,  сочиняют  стихи,  создают  аппликацию,

рисуют. У них проявляется  оценочное отношение к творческим  проявлениям  как

своих сверстников, так и  своим собственным.

       Постепенно, благодаря обучению,  у  детей   формируется  эмоциональная

отзывчивость  на  различные  выразительные  средства  в  их  сочетании,   на

простейшие художественные образы. Дети  начинают  не  только  видеть,  но  и

осознавать первоначальные эстетические качества в  произведениях  искусства.

Они  в  состоянии  заметить  более  тонкие  различия,  делать  более  тонкие

сопоставления,  найти  выразительные  слова.  Дети  запоминают   поэтические

образы из художественных произведений и используют их в своей  речи.

       У них  формируется интерес к красивому  в окружающей жизни и искусстве,

к  различным  видам  художественной  и   игровой   деятельности.   У   детей

наблюдается  яркое  выражение  эмоциональной  восприимчивости  к   поведению

литературного героя,  хотя  скрытые  мотивы  его  поведения  детьми  еще  не

осознаются.

       Также   большой  вклад  в  эстетическое  воспитание  детей  вносят  их

творческие способности. Они  проявляются  не  только  когда  они  занимаются

ручным трудом, но и во время различных представлений  и развлечений.

       Развлечения,  являясь формой активного   отдыха,  становятся  радостным

событием для ребенка, способствуют проявлению у него  положительных  эмоций,

поднимают настроение и, в  то же время, они объединяют  все  виды  искусства,

дают возможность творчески  использовать их, вызывают у  детей  эмоциональный

отклик  при  восприятии  поэтического  слова,  мелодии,  изобразительных   и

художественных образов.

       Многие  поэтические и музыкальные произведения, подобранные по  темам,

например о природе  родного  края,  могут  составить  содержание  лирических

концертов («Березонька  моя»,  «Зимушка-зима»),  на  которых  дети  еще  раз

встретятся  во  стихами  и  песнями,  слышанными  или  выученными  ранее  на

занятиях.  Узнавание  произведений  всегда  доставляет  маленьким   зрителям

большую радость.

       Но богатейший  эмоциональный опыт дает  детям   природа.  Почувствовать

красоту природы,  увидеть  в  ней  поэтическое  начало  помогают  лирические

стихи, где художественный образ создается с  помощью  таких  изобразительно-

выразительных средств, как  ритм,  рифма  стиха.  Эти  средства  требуют  для

создания образа определенного  отбора слов  с  учетом  их  смысла,  звучания,

эмоциональных ассоциаций.

       В целом  эмоциональное восприятие зависит  от общего  интеллектуального

и   художественно-речевого   развития    ребенка.    Оно    углубляется    и

совершенствуется  в  речевой   деятельности   (рассказ,   чтение   наизусть,

словесные игры), которая  осуществляется  под  непосредственным  руководством

воспитателя.

       ЗНАНИя  О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ,  ПОЛУчЕННЫЕ  НА  ПРОГУЛКАХ,  ЭКСКУРСИяХ,

УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя  НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ  ЗАНяТИяХ.  ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С  ПРИРОДОЙ ДАЕТ  РЕБЕНКУ  ВОЗМОЖНОСТЬ  ЛЕГчЕ  ОСМЫСЛИТЬ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ,  ПОБУЖДАЕТ  ВЫРАЗИТЬ

СВОЕ ОТНОШЕНИЕ  К  НИМ.  СЛУШАя  О  НАБЛЮДАЕМЫХ  яВЛЕНИяХ  ПРИРОДЫ,  РЕБЕНОК

СОПОСТАВЛяЕТ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ  И  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОБРАЗЫ,  яРчЕ   чУВСТВУЕТ

КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

       Таким  образом, дошкольный возраст  -  это  период,  характеризующийся

становлением эстетического  развития,  совершенствующегося  под  воздействием

воспитания, которое направлено на решение конкретных  задач,  вытекающих  из

цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

       Без умения  воспринимать  и  создавать   прекрасное  человек  не  может

воспринимать  и  создавать  гармонию  и  в  человеческих  отношениях,  и   в

обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию,  к  творчеству

и тогда, когда не  развит  его  ум,  интеллект,  когда  он  не  стремится  к

познанию.

 

                § 4. Роль природы в эстетическом  воспитании.

       Трудно  представить себе эстетическое  воспитание детей без привлечения

в помощники воспитателю  природы  -  этого  самого  естественного  источника

красоты.  Природа  -  не  только  великий  учитель  и  великий  воспитатель.

«Природа - источник творческого  вдохновения, источник подъема всех  духовных

сил человека, не только взрослого, но и  подрастающего»7.  Природа  помогает

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников