Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе
эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и
в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,
обостряют восприятие прекрасного.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить
полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным
трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,
стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию
детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем
здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую
работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с
одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое
творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к
эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,
восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое
мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.
§ 3. Психологические основы
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают
развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и
активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего
общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,
понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной
деятельности и творческих способностей.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы
имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания
вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность
эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,
с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,
насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы
окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей
слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на
своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит
чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и
малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет
его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без
всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что
отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:
эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с
тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,
сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,
свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична
психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и
критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит
ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в
«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь
тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка
замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от
эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,
привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и
рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей
степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим
восприятием.
К
трем годам отчетливо проявляются
переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он
радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает
все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,
гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который
обращает внимание на эстетические объекты:
«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в
окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет
развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.
Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас
бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к
людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических
переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все
большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности
детей и художественного
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,
искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка
правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,
добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение
ценить прекрасное и доброе в людях»6.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие
детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем
эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно
тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного
образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному
проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение
произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием
произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более
сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более
глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,
доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический
слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам
музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно
развиваются художественно-
придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,
рисуют. У них проявляется
оценочное отношение к
своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и
осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие
сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические
образы из художественных произведений и используют их в своей речи.
У них
формируется интерес к
к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей
наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению
литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не
осознаются.
Также
большой вклад в
творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются
ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным
событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,
поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,
дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный
отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и
художественных образов.
Многие
поэтические и музыкальные
например о природе родного края, могут составить содержание лирических
концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз
встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на
занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям
большую радость.
Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать
красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические
стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-
выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для
создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,
эмоциональных ассоциаций.
В целом
эмоциональное восприятие
и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и
совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,
словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством
воспитателя.
ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,
УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ
ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ
СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК
СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ
КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.
Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся
становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием
воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из
цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может
воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в
обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству
и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к
познанию.
§ 4. Роль природы в эстетическом воспитании.
Трудно
представить себе эстетическое
воспитание детей без
в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника
красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных
сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников