Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной
личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
"по законам красоты" (13; 51). Автор подчеркивает ведущую роль
целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении
ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к
действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как
неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими
явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически
развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к
тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие
другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в
разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их
сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений,
поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности (13; 42).
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание",
но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование
эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие
способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди
педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и
художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко
разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим
воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию…
способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям
искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в
искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения
видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание
часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну
сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря
которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к
искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве" (26; 61). Эстетическое же воспитание
гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику
быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует
человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и
искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание,
используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в
основном не для искусства, а для его активной эстетической
жизнедеятельности.
В "активизации
способности творчески
степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и
физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16).
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности
личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть
успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо
формирования эстетического
и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их
всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического
воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического
воспитания( - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"
(21; 142). Эта цель также
отражает и особенность
как части всего педагогического процесса.
§2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания.
ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ чАСТЬ ПЕДАГОГИчЕСКОЙ НАУКИ,
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖЕ ТЕОРЕТИчЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЕГО яВЛяЕТСя ЭСТЕТИКА.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как
воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира
по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие
творческих способностей.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему
прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это
формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое
воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика —
это приобщение к искусству.
Эстетическое воспитание включает:
- знание законов,
по которым создаются
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает
человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства,
украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо
понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а
где подделка.
Взрослым необходимо
знать особенности
- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на
чувствах, а не на содержании.
- эстетическое
чувство воспитатель
т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и
звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному
воспитанию детей.
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только
положительные примеры для подражания.
Задачи эстетического воспитания по программе:
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать
художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но
уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,
читать стихи и т.д.
Основные средства эстетического воспитания:
Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.
1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять
внимания положительному настроению ребенка, развивать желание
действовать и развивать воображение.
2. природа.
3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. эстетика быта.
Широкое
понимание эстетического
традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.)
сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой
преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется
«систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что
расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».
Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное
существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества
как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке
вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль
принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.
В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную
сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание
искусством.
К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения
передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в
детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать
весь процесс воспитания, единство психического и физического развития
ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы
организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,
таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных
возрастов.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,
т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание
средствами действительности
и всеми формами
Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.
Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,
декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых
имеет свои жанры.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие
наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии
прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и
комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и
умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои
чувства.
Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней
выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о
красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые
окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему
дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям
природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают
понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.
Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети
познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к
ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,
изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и
овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,
уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с
произведениями народного искусства.
Старшие дети постепенно, через понимание героического, через
романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической
категорией, как возвышенное.
Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон
трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое
выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему
силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников