Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 05:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить литературу по этой теме;
2. Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
3. Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Основные средства эстетического воспитания в детском саду.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании.
2.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
o БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
1.1 Основные
средства эстетического воспитания в
детском саду.
ГЛАВА
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Состояние
проблемы эстетического воспитания в
психолого-педагогическом исследовании.
2.2 Психологические
особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.
Актуальность темы. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека - задача сложная, актуальная.
В связи с этим мы определяем проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников. Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетического воспитания дошкольников.
Объектом нашего исследования является процесс личностно- интеллектуального становления дошкольников.
Предметом нашего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.
Задачи:
эстетических качеств у дошкольников;
курсовую работу.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическая
значимость: данный материал может использоваться
в работе педагогов учреждений дошкольного
образования, родителей, а также для всех,
кто интересуется данной проблемой.
Работа
состоит из введения, одной главы, вывода,
заключения, библиографического списка.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты -- значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник -- образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.
Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического воздействия. Задача школы -- обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства -- к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Эстетические
свойства личности не являются врожденными,
но начинают развиваться с самого раннего
возраста в условиях социального окружения
и активного педагогического руководства.
В процессе эстетического развития происходит
постепенное освоение детьми эстетической
культуры, формирование эстетического
восприятия, а также представлений, понятий,
суждений, интересов, потребностей, чувств,
художественной деятельности и творческих
способностей. Принцип всестороннего
и гармонического развития личности, который
наряду с другими качествами подразумевает
воспитание трудолюбия, культуры, развитие
чувства красоты. Полноценное умственное
и физическое развитие, моральная чистота
и активное отношение к жизни и искусству
характеризуют целостную, гармонически
развитую личность, нравственное содержание
которой во многом зависит от эстетического
воспитания.
Эстетическое воспитание -- это целенаправленный,
систематический процесс воздействия
на личность ребенка с целью развития
у него способности видеть красоту окружающего
мира, искусства и создавать ее. Начинается
оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание -- понятие очень
широкое. В него входит воспитание эстетического
отношения к природе, труду, общественной
жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько многогранно и своеобразно,
что оно выделяется из общей системы эстетического
воспитания как особая его часть. Воспитание
детей средствами искусства составляет
предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание
является частью всестороннего коммунистического
воспитания детей. Особенно тесна его
связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве
не только воспитывает ум и чувства ребенка,
но и способствует развитию
воображения
и фантазии.
В процессе осуществления эстетического
воспитания необходимо решить следующие
задачи: систематически развивать эстетическое
восприятие, эстетические чувства и представления
детей, их художественно-творческие способности,
формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно
тянется ко всему яркому и привлекательному,
радуется блестящим игрушкам, красочным
цветам и предметам. Все это вызывает у
него чувство удовольствия, заинтересованность.
Слово «красивый» рано входит в жизнь
детей. С первого года жизни они слышат
песню, сказку, рассматривают картинки;
одновременно с действительностью искусство
становится источником их радостных переживаний.
В процессе эстетического воспитания
у них происходит переход от безотчетного
отклика на все яркое, красивое к сознательному
восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности
имеет свои особенности. Основным для
него является чувственная форма вещей
-- их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие
требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как
единство формы и содержания. Форма выражается
в совокупности звуков, красок, линий.
Однако восприятие становится эстетическим
только тогда, когда оно эмоционально
окрашено, сопряжено с определенным отношением
к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано
с чувствами, переживаниями. Особенностью
эстетических чувств является бескорыстная
радость, светлое душевное волнение, возникающее
от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия
красоты, эмоционального отклика на нее
к пониманию, формированию эстетических
представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от
педагога умения систематически, ненавязчиво
пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески
облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды
художественной деятельности -- составление
рассказов, придумывание стихов, пение,
рисование, лепка. Естественно, они имеют
у них большое своеобразие, которое выражается
в наивном, непосредственном отображении
действительности, в необыкновенной искренности,
в вере в правдивость изображаемого, в
отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
Уже на этом этапе происходит развитие
художественных творческих способностей
детей, которые проявляются в возникновении
замысла, в претворении его в деятельности,
в умении комбинировать свои знания и
впечатления, в большой искренности при
выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается
также в том, что оно основано на такой
ярко выраженной особенности дошкольников,
как подражание. Оно находит широкое отражение
в игровой деятельности детей -- образной
реализации их впечатлений от окружающего
мира.
Именно в игре раньше всего проявляется
творчество дошкольников. Для игры, возникающей
по инициативе детей, характерно наличие
замысла. Сначала он еще неустойчив, один
сюжет сменяется другим; чем старше дети,
тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно
не только наличие замысла в выборе и определении
темы, сюжета, но и творческого воображения
в их осуществлении. «Пусть поезд, -- писала
Н. К. Крупская, -- на котором они едут, построен
из стульев, пусть дом построен из щепок.
В процессе игры ребенок научается преодолевать
трудности, познает окружающее, ищет выхода
из положения».
Творческое воображение детей проявляется
и в том, что они для своих игр нередко
сознательно объединяют разные сюжеты:
берут материал из сказок, рассказов, из
жизни, из телевизионных и театральных
постановок.
Другими словами, они комбинируют свои
знания, впечатления от увиденного и услышанного,
объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники
изображают в игре то, чего нет в действительности.
Например, играя в одну из любимейших игр
-- в космонавтов, они отправляются на Венеру,
Марс и другие планеты. Искренность детей
в игре находит самое яркое выражение.
Недаром великий русский режиссер К. С.
Станиславский говорил актерам, что они
должны учиться искренности, правдивости
в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется
и в других видах их художественной деятельности.
В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок
удовлетворяет свою потребность в действенном,
образном выражении своих впечатлений.
И здесь сначала рождается замысел, а потом
средства претворения его в жизнь; дети
комбинируют свои впечатления, полученные
при восприятии различных произведений
искусства. И в этом случае ребенок остается
таким же искренним, как и в игре: он не
просто копирует увиденное, а передает
свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте
наблюдаются ростки творчества, которые
проявляются в развитии способности к
созданию замысла и его реализации, в умении
комбинировать свои знания, представления,
в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.
Однако для развития художественно-творческих
способностей у детей необходимо их соответствующее
обучение. В процессе его они овладевают
способами образного выражения и изображения
своих замыслов в слове, пении, рисунке,
танце, драматизации. Обучение побуждает
ребенка к сознательным художественным
проявлениям, вызывает положительные
эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной
деятельности заключается не только в
том, чтобы дать детям знания и навыки
в пении, рисовании, чтении стихов и т.
д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес
и желание самостоятельной творческой
деятельности. Вот стихотворение трехлетней
Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной
деятельности, ребенок использует их,
внося свою, пусть маленькую лепту в украшение
жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих
способностей детей особая роль принадлежит
личности педагога, его культуре, знаниям,
увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой
детский сад № 29. Рисунки его воспитанников
известны во многих странах мира: Индии,
Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д.,
куда они отправлялись на международные
конкурсы детского творчества. Работы
эти получили 17 золотых и множество серебряных
медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый
обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные,
только педагоги работают тут увлеченно,
успешно развивают художественно-творческие
способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том,
что человек получает удовольствие, духовное
наслаждение от встречи с истинной красотой
в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический
вкус -- понятие широкое; он включает в
себя не только понимание, наслаждение
глубокими, прекрасными произведениями
искусства, но и понимание красоты природы,
труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у
детей большая роль принадлежит обучению.
На занятиях дошкольников знакомят с классическими
произведениями детской литературы, музыки,
живописи. Дети учатся узнавать, любить
доступные их возрасту истинные произведения
искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями
С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского,
слушая произведения П. И. Чайковского,
Д. Б. Кабалевского и других композиторов,
дети начинают приобщаться к красоте и
богатству художественного слова, музыки.
Все это доставляет им истинное удовольствие,
запоминается и формирует основы художественного
вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического
вкуса, мы учим их видеть и чувствовать
красоту окружающего, беречь ее. Цветок
лучше сохранить на клумбе, а чтобы он
расцвел и доставил радость другим, за
ним надо ухаживать. Чистоту в группе,
создающую уют и красоту, надо поддерживать,
не сорить, убирать за собой игрушки и
книги. Так, в процессе воспитания и обучения
осуществляются задачи эстетического
воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности
детей, их эстетические чувства и представления,
оценочное отношение к прекрасному, педагог
закладывает основы, на которых в дальнейшем
будет формироваться духовное богатство
человека.