Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Природа
как средство эстетического
воспитания дошкольников
специальность 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»
квалификация:
организатор-методист дошкольного
образования
Научный руководитель:
Зебзеева Валентина
Алексеевна, кандидат
педагогических наук, доцент
кафедры
ПДиНО
Допущена к
защите:________________
Зав. кафедрой:
______________ /Кузнецова
Л. Д./
ОРЕНБУРГ – 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
дошкольного возраста……………………………………………… 1.3.Формы
и методы эстетического Выводы по 1 главе…………………………………………………..……… Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….… 2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан» Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей…… 2.2 Использование
экскурсии в природе как Выводы по 2 главе…………………………………………………..……… Заключение…………………………………………………… Список
литературы…………………………………………………… Приложения…………..…………………………………… |
3
5 5 9 14 20 21 21 24 30 31 32 35 |
Введение
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовно жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии – П. Блонский, К. Корнилов С. Шацкий.
В
настоящее время высокая
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования «Природа как средство эстетического воспитания дошкольников».
Объект исследования – ознакомление детей с природой.
Предмет исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать проблему эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-
изучение психолого-
- наблюдение за деятельностью дошкольников;
-
педагогический эксперимент,
База
исследования: МДОУ № 22 МО «город
Бугуруслан» Оренбургской области.
Глава
1. Теоретические основы
эстетического воспитания
детей
1.1
Анализ психолого-
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль [18, с. 206].
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aistetikos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Г. Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и пcихологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и многие другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
Так,
известный специалист по эстетическому
воспитанию В.Н. Шацкая в книге «Общие
вопросы эстетического
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом о том, что эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Хотя при этом ребенок не осознает эстетическую сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
На фоне множества определений понятия «эстетическое воспитание», рассмотрев лишь немногие из них, мы можем выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Итак, это процесс целенаправленного воздействия; это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности; развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [11, с. 98] .
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому, проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В
ходе исследования, мы обратили внимание
на то, что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников