Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КНЮ проверена 19 января 2011.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

                                                                                 Факультет дошкольного и

                                                                                 начального образования 
     

                                                                                 Кафедра педагогики

                                                                                 дошкольного и начального

                                                                                образования 
     
     

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Природа как средство эстетического  воспитания дошкольников 
 

    специальность  050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»

    квалификация: организатор-методист дошкольного  образования 
     
     

                                                                                             Студентки 3 курса заочного отделения Комаровой Натальи Юрьевны

                                                                                             

                  Научный руководитель:

                  Зебзеева  Валентина

                    Алексеевна, кандидат

                  педагогических  наук, доцент

                  кафедры ПДиНО 

Допущена к  защите:________________ 

Зав. кафедрой:

______________ /Кузнецова Л. Д./ 
 
 

ОРЕНБУРГ  – 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………

Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  

    эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….

    1. Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего

    дошкольного возраста………………………………………………

    1.3.Формы  и методы эстетического воспитания  детей дошкольного  возраста………………………………………………

Выводы  по 1 главе…………………………………………………..………

Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…

    2.1 Опыт  работы педагогов ДОУ № 22 МО  «город Бугуруслан» 

    Оренбургской  области по эстетическому воспитанию детей……

    2.2 Использование  экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Выводы  по 2 главе…………………………………………………..………

Заключение…………………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………………

Приложения…………..………………………………………………….…

3

5 

5 

9 

14

20 

21 

21 

24

30

31

32

35

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В последние годы  возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к  действительности, средству нравственного  и умственного воспитания, т.е. как  средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому  особые  надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как  целенаправленную  систему  мер, призванных пробудить в душе  каждого  человека  тягу к красоте, восхищение перед прекрасным,  во  всех  его проявлениях, которое не позволит ему творить зло,  так как зло безобразно.  Мы  считаем,  что начинать  приобщать человека  к искусству необходимо  как можно раньше – с дошкольного возраста,  причем  воспитывать его не только  как  созерцателя  и слушателя, но и как активного творца красоты.

     Ребенок с раннего  детства  открывает  и исследует  окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому, испытывает радость  общения  с природой. Он открывает  для себя мир в разнообразных красках и звуках.

     Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей:  воспитателей, педагогов,  психологов.  Ведь  глубокие  эстетические  чувства,  способность  воспринимать прекрасное  в  окружающей  действительности  и  в  искусстве – важное  условие  духовно  жизни  человека.

     Особенностями  эстетического  восприятия  детьми  прекрасного,  в  частности  природы,  занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова,  А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии – П. Блонский, К. Корнилов С. Шацкий.

     В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному  взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

     Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования «Природа как средство эстетического воспитания дошкольников».

     Объект  исследования – ознакомление детей с природой.

     Предмет исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

     Цель  исследования – теоретически обосновать проблему эстетического развития  дошкольников.

     Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей в ДОУ.
  2. Выявить основные методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать комплекс экскурсий в природу с целью эстетического воспитания детей.

     Методы  исследования:

     - изучение психолого-педагогической  методической литературы и трудового  опыта по проблеме исследования;

     - наблюдение за деятельностью  дошкольников;

     - педагогический эксперимент, анализ  результатов.

     База  исследования: МДОУ № 22  МО «город Бугуруслан» Оренбургской области. 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей 

     1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по  проблеме эстетического  воспитания детей  в детских образовательных  учреждениях 

     Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль [18, с. 206].

     Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aistetikos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты Д.Дидро  и Н.Г. Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

     В наше время проблема  эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и пcихологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и многие другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

     Так, известный специалист по эстетическому  воспитанию В.Н. Шацкая в книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» говорит о том, что педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Таким образом, речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Важно отметить, что в эстетическом воспитании не должны быть упущены деятельная и созидательная стороны, эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

     Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом о том, что эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного  педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Хотя при этом ребенок не осознает эстетическую сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

     На  фоне множества определений понятия  «эстетическое воспитание», рассмотрев лишь немногие из них, мы можем выделить основные положения, говорящие о  его сущности.

     Итак, это процесс целенаправленного  воздействия; это формирование способности  воспринимать и видеть красоту в  искусстве и жизни, оценивать  ее; задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и  идеалов личности; развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [11, с. 98] .

     Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям. По этому, проблема целей и задач эстетического  воспитания требует особого внимания.

     В ходе исследования, мы обратили внимание на то, что часто среди педагогов  бытует ошибочное мнение о тождестве  эстетического и художественного  воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием цель, заключающуюся в том, что эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Таким образом, автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых  формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умению понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [4, с. 179]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников