Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести
тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:
эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе
учебно-воспитательного
эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных
представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают
необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей
по эстетическому воспитанию недостаточны.
Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное
осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и
формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время
невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие
элементы:
а)проведение экскурсий и походов в природу;
б)демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий,
диафильмов, наглядных пособий) ;
в)беседы с элементами художественного описания;
г)чтение
отрывков художественной прозы,
д)демонстрация экспонатов, естественной наглядности;
е)использование эстетических впечатлений, полученных во время
прогулок и экскурсий;
ж)раскрытие
эстетической стороны
на опытном участке.
Мы считаем, что такие формы работы, как постановка опытов, сбор
коллекций, гербариев, создание макетов, посадка деревьев и выращивание
цветов, уход за животными в живом уголке, дают возможность тесно связать
изучение природы с жизнью, а также воспитывать эстетическое отношение к
природе. Поскольку общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение
замечать красивое в природе, наслаждаться ею - важное средство
эстетического воспитания.
Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития
личности, но и основа построения системы воспитательной работы.
Эстетическое воспитание является организованным, активным,
целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие
интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое,
любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии
явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было
целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При
наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение
сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой,
выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые
воспитатель ставит перед дошкольниками активизируют, конкретизируют,
облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.
Благотворное
влияние природы необходимо
глубоко продуманным педагогическим влиянием.
Под влиянием
природы, эстетического
развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения,
т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Таким образом, важным путем эстетического воспитания является
организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает
углубить эстетические впечатления.
Сила
впечатлений от природы
разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него
откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок,
экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы,
их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и
бережное отношение к ней.
В детском
саду создаются уголки природы.
обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать
красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость
дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского
сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.
Эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно
занять ведущее место в общей системе воспитания.
Общение с природой, методически правильно организованный труд,
эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое
развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития
личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную
чистоту и физическое совершенство.
Разработанная
нами система занятий,
дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные
результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских
садах. Мы считаме, что разработанная система занятий может быть полезна
воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся пед.вузов.
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников