Средства воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:15, доклад

Описание работы

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели – воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения личности воспитуемого.

Работа содержит 1 файл

Средства воспитания.docx

— 24.37 Кб (Скачать)

                                                        Средства воспитания. 

Под средствами воспитания понимаются способы организованного  и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели  – воздействуют на других людей-воспитанников  с целью выработать у них определенные психологические качества и формы  поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения  личности воспитуемого. К ним можно  отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Средствами  воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые  окружающими людьми, поступки, описываемые  как нормативные и высоко оцениваемые  в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать  все, что так или иначе личностно  затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства  воспитания по характеру воздействия  на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру  того, на что в самом объекте  воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно  разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразования ее. Поскольку большинство современных  ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние  на его поведение, значение данной области  воспитательных воздействий существенно  возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные  эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно  направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом  и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные  подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый  сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в  то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже  потом проецируется на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них  можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю  при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все сферы личности. 

Средства  воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. - это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы - одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Средства  воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, однако, разъяснительные беседы и  различные собрания в работах  не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.

Отдельное средство всегда может  быть и положительным, и отрицательным,

решающим  моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей

системы средств, гармонически организованных.

      А. С. Макаренко

      Средства  воспитания являются «инструментарием»  материальной и духовной культуры, который используется для решения  воспитательных задач. К средствам  относятся:

§ знаковые символы;

§ материальные средства;

§ способы  коммуникации;

§ мир  жизнедеятельности воспитанника;

§ коллектив  и социальная группа как организующие условия воспитания;

§ технические  средства;

§ культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);

§ природа (живая и неживая).

Средства  воспитания отбираются педагогом в  зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Но не только. Они  опосредуются выбранным методом  воспитания, набором используемых педагогом  приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания. Зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специфики ученического коллектива и входящих в него групп детей, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации, возможностей и мастерства самого педагога...

      При отборе средств воспитания главным  для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен предмет или явление  действительности:

      § функция наглядности (обеспечивает наглядную опору детям при  изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...);

      § функция инициирования, возбуждения  духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем  жизни. Например, использование афоризмов  как средства: «Так хлопотно быть хорошим  человеком» (Е. Шварц), «Я живу в сутки  всего два часа. Когда пою» (К.И. Шульженко);

      § функция инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических.

      Для реализации конкретных целей и задач  воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной  из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три  функции одновременно.

      Также существует понятие о пяти «точках опоры», которые позволяют выстроить особую логику воспитания. Это - природа, культура, дело (которое человек делает), люди (с которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность.

      Говоря  о средствах воспитания, нельзя умолчать и о такой отрасли педагогики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века развивались в теории и методике обучения и воспитания такие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокультура, детская журналистика... В настоящее время возникла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и с негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе (в школе и дома). Есть разделы специально для родителей — по организации процесса обучения ребенка, по организации досуга, обсуждение проблем воспитания и обмена опытом, статьи педагогического товара, информация о школах и других Детских учреждениях...Постепенно создается богатая видеотека (уже имеются видеофильмы по всем учебным предметам, в том числе и по новым: культурологии, этике, мировой художественной культуре...) и коллекция компакт-дисков: например, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная культура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Репетиторы», «Словари» и др.

      Старшеклассники активно пользуются Интернетом, существенно  облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на любом расстоянии, сокращается время на переписку, представляются неограниченные возможности для досуга и образования...

      НО  есть риск стать зависимым от ежедневного  посещения Интернета. Уже появилось  и соответствующее понятие «Интернет-зависимость».

      Значит, это мощное средство воспитания требует  сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивным средством  воспитания. 
 
 

Информация о работе Средства воспитания дошкольников