Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.97 Кб (Скачать)

существования в разных средах обитания всех живых существ.

       2.Показали  причину  смены  времен  года,  используя  игру  «Солнце  -

Земля».

       3.Составляли  мозаику - подбор цветовой гаммы  разных времен

       года.

       Занятие  9. Экскурсия в лес «Природа  готовится к зиме».

       Цель: наблюдения  в той же среде  обитания,  но  при  других  условиях

(отсутствие  листьев   на  деревьях,  практически   нет  живых  существ).  Как

изменился цвет?

       Вопросы:  Какие цвета вы видите? Что  осталось зеленым?

       Почему  нет ярких цветов?

       Игра: Что  я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».

       Занятие  10. Подготовка животных к зиме.

       Цель: дать  понятие о приспособительных  функциях живых организмов  для

выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета).

       • Как  люди готовятся к зиме: еда,  одежда, дом.

       • Животные  готовятся к зиме по-разному.  Заяц меняет цвет шубки.  Игра

в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.

       Занятие  11. Как зимуют домашние животные.

       Цель:  познакомить  детей  с   зимовкой  животных,  которым   не  нужно

приспосабливаться к зиме.

       • Сказка  старого кота, лежащего на печке.

       • Кто  живет в зимней избушке?  Картинка-макет   большого  деревенского

дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.

       • «Рассказ  по кругу» о своем домашнем  животном.

       Занятие  12. Разнообразие птиц в природе.

       Цель: обратить  внимание на птиц.

       Парад  картинок с изображением разных  животных. Выясняли,  что  делает

птицу птицей. Игра «Разноцветные  перышки».

       Собирали  с детьми птиц (картинки). Пантомима.

       Занятие  13. Птицы зимой.

       Цель: дать  детям возможность почувствовать   себя  птицей  и  обратить

внимание на трудности  зимующих птиц.

       Игра  «Птицы». Последовательно выбывают  из игры те, кто:

       а) не  живет в наших краях;

       б) кто  улетает на зиму;

       в) кто  остается на зиму.  Дети  рисовали  «портреты»  зимующих  птиц,

вырезали и размещали  на «зимнем» дереве.

       Занятие  14. Экскурсия в парковую зону  «следы и птицы». Цель: показать

детям разнообразие птиц и  следов.

       Занятие  15.  Красота  и  разнообразие  зимних  деревьев.  Цель:  дать

возможность детям увидеть  красоту и разнообразие зимних деревьев.

       С ребятами  мы выясняли, что происходит  с   деревьями  зимой,  все  ли

деревья зимой  теряют  листья.  Игра:  «по  кругу»  называли  листопадные  и

вечнозеленые деревья  нашего  леса.  Предлагалось  детям  нарисовать  дерево

зимой, используя цветные  мелки, уголь.

       Занятие  16. Кора. Ее разнообразие и значение  в жизни деревьев.

       Цель: рассказать  о роли коры в жизни дерева  и привлечь внимание к  ее

разнообразию.  Мы  предложили  детям  «таинственный  мешок»,  они  на  ощупь

знакомились  с  корой  разных  деревьев.  Рисовали  кору  деревьев  (техника

«мятой» бумаги).

       Занятие  17. Зеленые растения зимой в  природе. Цель: познакомить детей

с мхами и лишайниками. Показать детям чудо мхов и  лишайников,  разнообразие

оттенков  зеленого  цвета.   Выполнили   коллективную   работу   в   технике

«монотипия» - «Старое дерево зимой».

       Занятие  18. Комнатные растения. Цель: дать  детям  увидеть  комнатные

растения.

       1.Мы выясняли  где зимой можно увидеть зеленые  растения, почему у  них

не опадают листья.

       2.Рассматривали   разные  комнатные  растения.  Прием   «перемешай   и

соотнеси». Дети выбирали понравившиеся  растения, рассматривали их  и  играли

в игру «Я садовником родился...»

       Занятие  19. Открытое занятие «Здравствуй,  гостья-зима!»

       Занятие  20. Обитатели зимнего леса (1).

       Цель: рассказать  детям о зимовке крупных млекопитающих.

       К уроку  мы подготовили модель зимнего  леса и поговорили о  том,  что,

кроме растений, в зимнем лесу  есть  животные.  Дети  лепили  из  пластилина

«больших» животных зимнего  леса.

       Занятие  21. Обитатели зимнего леса (2).

       Цель: обсудить  с детьми способы зимовки животных  среднего размера.

       Занятие  22. Обитатели зимнего леса (3).

       Цель: рассказать  детям о  том,  что  в   зимнем  лесу  живут  и   очень

маленькие существа - насекомые, черви. Мы рассказали детям о том, кто  живет

под корой деревьев, под  землей  в  сухих  листьях.  Дали  детям  изображения

насекомых  и  других  маленьких  животных,  предложили  им  нарисовать   или

раскрасить, вырезать или  разместить их в лесу-макете.

       Занятие  23. Природа просыпается.

       Цель; наступление  весны - смена условий существования.

       С детьми  наблюдаем за окружающей природой  и  замечаем,  что  потекли

ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем,  как

изменяется цвет природы; сиреневый  цвет  верхушек  берез,  пушистые  шарики

верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети  изображали  весну

в технике «монотипия».

       Занятие  24. Особенности ночного неба.

       Цель:  в  ночном  небе  можно   увидеть  бесконечность   пространства.

Рассказать о суточном и сезонном ритмах.

       Игра  «Солнце  -  Земля»  -  сделали   акцент  на  смену  дня   и  ночи.

Рассматривали карту ночного  неба с ярко выраженными созвездиями.  Изображали

ночное небо.

       Занятие  25. Разноцветные облака в разноцветном  небе.

       Цель: дать  детям возможность увидеть небо  и причудливость облаков.

       С детьми  мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

       При восходе  и закате солнце окрашивает  небо в разные цвета. При   этом

окрашиваются причудливые  формы  облаков:  появляется  огромное  разнообразие

цвета на небе. Часть  детей  рисует  «небо»,  а  другая  -  рвет  из  бумаги

«облака».

       Занятие  26. Экскурсия в парковую зону  «Разноцветное небо».

       Цель: увидеть  небо и закрепить понимание  причин изменения времен года

и времени суток.

       Занятие  27. День Земли.

       Цель: воспитание  в детях почтительного отношения  к Земле - Матери.

       Занятие  28. Экскурсия в весенний лес  «Весна красна».

       разноцветная  весна.

       Цель:  показать  нежность   красок   весны,   красоту   и   хрупкость

первоцветов.

       Занятие  29. Природные краски.

       Цель: в  природе много красок, и люди  издавна нашли  им  применение  в

раскрашивание белого яйца - символа жизни.

       Расписывание  яиц.

       Занятие  30. Красота цветущей ветки.

       Цель: дать  детям возможность увидеть разные  цвета на цветущей ветке и

оттенки.

       Детей  посадила в круг и в  центре  разместила  цветущую  ветку.  Дать

детям возможность увидеть  и показать цветовые переходы и попытаться дать  им

название «по кругу».

       Открытка  с изображением цветущей ветки.

       Занятие  31. Открытое занятие на свежем  воздухе.

       «Разноцветная  жизнь вокруг  нас».  Подготовить   праздник,  в  который

включить игры, вопросы, задания  по темам всей  системы  занятий  и  провести

его на месте проведения сезонных экскурсий.

 

       В качестве  проверки эффективности  предложенной  системы  занятий  по

эстетическому воспитанию детей  средствами  природы  было  использовано  два

задания.

       Первым  заданием была использована методика  «Времена  года»,  которая

позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в  природе.

       Методика  «Времена года»

       Ребенку  показывали рисунок  и  попросили,  внимательно  посмотрев  на

него, сказать, какое время  года изображено на каждой  части  рисунка.  Время

выполнения  задания  -  2  минуты.  Ребенок   должен   назвать   не   только

соответствующее время  года,  но  и  обосновать  свое  мнение  о  нем,  т.е.

объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его  мнению,

свидетельствуют о том, что  на данной части рисунка именно это, а  не  какое-

либо иное время года.

       Уровень  развития оценивался следующим  образом;

       10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий  6-7 баллов - средний 4-

5 балла - низкий 0-3 балла  - очень низкий

       10 баллов - за отведенное время ребенок  правильно назвал и связал  все

картинки с временем года, указав на каждой из них не менее  двух  признаков,

свидетельствующих о том, что на  картинке  изображено  именно  данное  время

года.

       8-9 баллов - ребенок правильно назвал и  связал  с  нужными  временами

года все  картинки,  указав  при  этом  5-7  признаков,  подтверждающих  его

мнение, на всех картинках  вместе взятых.

       6-7 баллов - ребенок правильно определил  на  всех  картинках  времена

года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

       4-5 баллов - ребенок правильно определил  время года только на  одной-

двух картинках из четырех  и  указал  только  1-2  признака  в  подтверждение

своего мнения.

       0-3 балла  - ребенок не смог правильно  определить  ни  одного  времени

года и не назвал точно  ни одного признака.

       Затем  детям были предложены вопросы  для проверки знаний о зимующих  и

перелетных птицах, внешних  особенностях животных,  о  лиственных  и  хвойных

растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты  и  знать  особенности

поведения животных зимой.

       Система  вопросов:

       а)Каких  птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);

       б)У какого  дерева иголки как у ежа? (сосна,  ель) ;

       в)Какое  дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);

       г)Назови  овощи,  которые  растут  на  огороде,  (картофель,  морковь,

свекла) ;

       д)Как  заяц готовится к зиме? (меняет  шубку). Результаты  проведенного

исследования представлены в таблице № 2.

 

 

                                                                 Таблица № 2

 

       Результаты   формирующего   эксперимента    по    выявлению    уровня

эстетического развития старших  дошкольников.

 

|Оценка результатов        |экспериментальная     |контрольная      |

|                          |группа                |группа           |

|                          |20 чел.               |20 чел.          |

|1. очень высокий          |12                    |2                |

|2. высокими уровень       |7                     |7                |

|3. средний уровень        |1                     |11               |

|развития                  |                      |                 |

|4 .низкий уровень развития|0                     |0                |

|2) 4. правильно ответили  |19                    |9                |

|на все вопросы            |                      |                 |

|5. правильно ответили  на 3|1                     |11               |

|вопроса                   |                      |                 |

|6. правильно ответили     |0                     |0                |

|меньше 2 вопросов         |                      |                 |

 

                                                               Диаграмма № 2

       Уровень  эстетического развития старших  дошкольников (в %)

 

 

       Как видно  из таблицы № 2  и диаграммы  № 2,  экспериментальная  группа

находится на высоком уровне  развития,  что  делает  возможным  использовать

разработанную  систему  занятий  по  эстетическому   воспитанию   средствами

природы в практике.

 

       В данной  главе были описаны  основные  методические  пути  и  приемы,

которые  используются  на  занятиях  в   детских   садах   для   работы   по

эстетическому воспитанию средствами природы.  Мы  смогли  убедиться,  что  в

практике воспитателей возможно использование  разнообразных  приемов  работы

по   эстетическому   воспитанию.   Это   позволяет   осуществлять    процесс

формирования эстетического  вкуса более естественным, эффективным.

       Анализ  научной и методической литературы  и  проведенные  исследования

позволяют нам сделать  следующие выводы:

       1.Ha  основании   констатирующего  эксперимента  можно  сказать,   что

уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это  связано  с  тем,

что работа по  формированию  у  детей  познавательного  интереса  к  природе

проводилась  без   определенной   системы,   не   был   достаточно   оснащен

педагогический процесс.

       2.Данная    экспериментальная    работа    доказала     необходимость

систематического, целенаправленного  влияния на эстетическое развитие детей.

       3.Разработанная  система занятий, методические  приемы  по  развитию  у

дошкольников эстетического  отношения к окружающему миру  дали  положительные

результаты, что свидетельствует  о возможности  использования  их  в  детском

саду.

 

 

                                 Заключение

 

       Проблема  эстетического  воспитания  довольно  полно  разработана   в

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников