Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
существования в разных средах обитания всех живых существ.
2.Показали причину смены времен года, используя игру «Солнце -
Земля».
3.Составляли мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен
года.
Занятие 9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».
Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях
(отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как
изменился цвет?
Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?
Почему нет ярких цветов?
Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».
Занятие 10. Подготовка животных к зиме.
Цель: дать понятие о приспособительных функциях живых организмов для
выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета).
• Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом.
• Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки. Игра
в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.
Занятие 11. Как зимуют домашние животные.
Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно
приспосабливаться к зиме.
• Сказка старого кота, лежащего на печке.
• Кто живет в зимней избушке? Картинка-макет большого деревенского
дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.
• «Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.
Занятие 12. Разнообразие птиц в природе.
Цель: обратить внимание на птиц.
Парад
картинок с изображением
птицу птицей. Игра «Разноцветные перышки».
Собирали с детьми птиц (картинки). Пантомима.
Занятие 13. Птицы зимой.
Цель: дать
детям возможность
внимание на трудности зимующих птиц.
Игра
«Птицы». Последовательно
а) не живет в наших краях;
б) кто улетает на зиму;
в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц,
вырезали и размещали на «зимнем» дереве.
Занятие 14. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы». Цель: показать
детям разнообразие птиц и следов.
Занятие 15. Красота и разнообразие зимних деревьев. Цель: дать
возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.
С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли
деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и
вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево
зимой, используя цветные мелки, уголь.
Занятие 16. Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев.
Цель: рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание к ее
разнообразию. Мы предложили детям «таинственный мешок», они на ощупь
знакомились с корой разных деревьев. Рисовали кору деревьев (техника
«мятой» бумаги).
Занятие 17. Зеленые растения зимой в природе. Цель: познакомить детей
с мхами и лишайниками. Показать детям чудо мхов и лишайников, разнообразие
оттенков зеленого цвета. Выполнили коллективную работу в технике
«монотипия» - «Старое дерево зимой».
Занятие 18. Комнатные растения. Цель: дать детям увидеть комнатные
растения.
1.Мы выясняли
где зимой можно увидеть
не опадают листья.
2.Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и
соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и играли
в игру «Я садовником родился...»
Занятие 19. Открытое занятие «Здравствуй, гостья-зима!»
Занятие 20. Обитатели зимнего леса (1).
Цель: рассказать
детям о зимовке крупных
К уроку мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что,
кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина
«больших» животных зимнего леса.
Занятие 21. Обитатели зимнего леса (2).
Цель: обсудить
с детьми способы зимовки
Занятие 22. Обитатели зимнего леса (3).
Цель: рассказать детям о том, что в зимнем лесу живут и очень
маленькие существа - насекомые, черви. Мы рассказали детям о том, кто живет
под корой деревьев, под землей в сухих листьях. Дали детям изображения
насекомых и других маленьких животных, предложили им нарисовать или
раскрасить, вырезать или разместить их в лесу-макете.
Занятие 23. Природа просыпается.
Цель; наступление весны - смена условий существования.
С детьми
наблюдаем за окружающей
ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как
изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики
верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну
в технике «монотипия».
Занятие 24. Особенности ночного неба.
Цель: в ночном небе можно увидеть бесконечность пространства.
Рассказать о суточном и сезонном ритмах.
Игра «Солнце - Земля» - сделали акцент на смену дня и ночи.
Рассматривали карту ночного неба с ярко выраженными созвездиями. Изображали
ночное небо.
Занятие
25. Разноцветные облака в
Цель: дать
детям возможность увидеть
С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.
При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом
окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие
цвета на небе. Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из бумаги
«облака».
Занятие 26. Экскурсия в парковую зону «Разноцветное небо».
Цель: увидеть небо и закрепить понимание причин изменения времен года
и времени суток.
Занятие 27. День Земли.
Цель: воспитание
в детях почтительного
Занятие 28. Экскурсия в весенний лес «Весна красна».
разноцветная весна.
Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость
первоцветов.
Занятие 29. Природные краски.
Цель: в природе много красок, и люди издавна нашли им применение в
раскрашивание белого яйца - символа жизни.
Расписывание яиц.
Занятие 30. Красота цветущей ветки.
Цель: дать
детям возможность увидеть
оттенки.
Детей посадила в круг и в центре разместила цветущую ветку. Дать
детям возможность увидеть и показать цветовые переходы и попытаться дать им
название «по кругу».
Открытка с изображением цветущей ветки.
Занятие 31. Открытое занятие на свежем воздухе.
«Разноцветная жизнь вокруг нас». Подготовить праздник, в который
включить игры, вопросы, задания по темам всей системы занятий и провести
его на месте проведения сезонных экскурсий.
В качестве
проверки эффективности
эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два
задания.
Первым
заданием была использована
позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Методика «Времена года»
Ребенку
показывали рисунок и
него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время
выполнения задания - 2 минуты. Ребенок должен назвать не только
соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е.
объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению,
свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое-
либо иное время года.
Уровень развития оценивался следующим образом;
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 6-7 баллов - средний 4-
5 балла - низкий 0-3 балла - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все
картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время
года.
8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами
года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его
мнение, на всех картинках вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена
года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-
двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение
своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени
года и не назвал точно ни одного признака.
Затем
детям были предложены вопросы
для проверки знаний о
перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных
растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности
поведения животных зимой.
Система вопросов:
а)Каких птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);
б)У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель) ;
в)Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);
г)Назови овощи, которые растут на огороде, (картофель, морковь,
свекла) ;
д)Как заяц готовится к зиме? (меняет шубку). Результаты проведенного
исследования представлены в таблице № 2.
Результаты формирующего эксперимента по выявлению уровня
эстетического развития старших дошкольников.
|Оценка результатов |экспериментальная |контрольная |
| |группа |группа |
| |20 чел. |20 чел. |
|1. очень высокий |12 |2 |
|2. высокими уровень |7 |7 |
|3. средний уровень |1 |11 |
|развития | | |
|4 .низкий уровень развития|0
|2) 4. правильно ответили |19 |9 |
|на все вопросы | | |
|5. правильно ответили на 3|1 |11 |
|вопроса | | |
|6. правильно ответили |0 |0 |
|меньше 2 вопросов | | |
Уровень
эстетического развития
Как видно из таблицы № 2 и диаграммы № 2, экспериментальная группа
находится на высоком уровне развития, что делает возможным использовать
разработанную систему занятий по эстетическому воспитанию средствами
природы в практике.
В данной главе были описаны основные методические пути и приемы,
которые используются на занятиях в детских садах для работы по
эстетическому воспитанию средствами природы. Мы смогли убедиться, что в
практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы
по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс
формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.
Анализ
научной и методической
позволяют нам сделать следующие выводы:
1.Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что
уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем,
что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе
проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен
педагогический процесс.
2.Данная экспериментальная работа доказала необходимость
систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.
3.Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у
дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные
результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском
саду.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников