Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.97 Кб (Скачать)

трагического  столкновения,  которые  несут  знамя  прогресса,  способствуют

движению человеческого  общества вперед.

       Осваивают   дети  и  категорию  комического,  смешного.  Комическое  в

действительности -  это  своеобразный  отход  от  нормы,  нарушение  законов

красоты, единства формы  и  содержания.  При  этом  осмеяние  отживающего  -

своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за  прекрасное.  В  комизме

отражаются противоречия между старым и  новым,  между  должным,  желаемым  и

реально существующим. Для  выражения комизма в реальной жизни и  в  искусстве

используют много средств. Детям дошкольного возраста в  значительной  степени

доступен юмор -  смешное  в  различным,  в  том  числе  и  «безобидных»  его

проявлениях.

       Знания  о различных видах  искусства   детям  сообщают  уже  с   раннего

детства. Декоративная  игрушка,  картинка,  музыка,  книги  входят  в  жизнь

ребенка очень рано. Старшим  дошкольникам  сообщаются  знания  не  только  о

видах, и о жанрах изобразительного, литературного,  музыкального  искусства.

Содержание знаний об изобразительном  искусстве  включает  знания  о  книжной

иллюстрации,  эстампе,  живописи,   скульптуре,   аппликации,   декоративно-

прикладном народном искусстве,  пейзаже,  натюрмортах,  портрете  и  т.д.  У

детей формируют знания о  различных  выразительных  средствах  искусства  (в

скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

       На протяжении  дошкольного возраста формируются  также знания о музыке:

вокальной и инструментальной, разнообразии  ее  тематики,  жанре,  структуре

отдельных произведений,  средствах  музыкальной  выразительности,  различных

музыкальных инструментах. Дети знакомятся с  народными  песнями  и  танцами,

хороводами, произведениями классической и современной музыки.

       В содержание  эстетического воспитания входит  и формирование  у  детей

элементарных знаний о  художественной литературе: русской  и зарубежной.  Дети

приобретают знания о стихах,  рассказах,  фольклоре:  поговорках,  загадках,

былинах, учатся понимать выразительные  средства  литературных  произведений

(реалистических,  сказочных,  лирических,  героических,   юмористических   и

т.д.).

       Дети  старшего дошкольного возраста  знакомятся  с  именами  известных

русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских  книг.

       Наряду  с  усвоением  знаний  в   содержание  эстетического  воспитания

включается и приобретение детьми  эстетических  навыков  и  умений,  которые

также связаны с формированием  эстетических эмоций,  чувств  и  отношений.  В

области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры  слушания

музыки,  а   также   несложными   исполнительскими   навыками:   певческими,

музыкально-двигательными,   навыками    игры    на    детских    музыкальных

инструментах.

       В   изобразительной  деятельности  дети  приобретают   навыки   умения

наблюдать за явлениями и  предметами  окружающего  мира.  Дети  также  учатся

рассматривать произведения изобразительного  искусства  и  анализировать  их

содержание и выразительные  средства (композиция, колорит и  др.),  различать

жанры.

       Эстетическое  воспитание  содержит  раздел  о  природе.  Дошкольникам

необходимо наблюдать  и  отмечать  красоту  лесов,  полей,  садов,  замечать

красоту отдельных явлений  и объектов природы:  темные  тучи,  яркие  звезды,

серебристые рыбки, разноцветные камушки в  аквариуме  и  т.д.;  разглядывать

узоры мороза на  окнах,  снежинки,  замечать  сверкание  снега;  отличать  и

сопоставлять формы цветов  и  листьев,  замечать  относительную  величину  и

окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум  ветра,

шелест  листьев,  звон  весенней  капели,  пение  птиц;  различать  и  уметь

сопоставлять наиболее характерные  особенности сезонных изменений  в  природе

(краски, запахи, звуки); замечать  как  преображается  природа   в  результате

труда человека (посадка деревьев, цветов).  Старшие  дошкольники  постепенно

должны  проявлять  творческую   фантазию   и   самостоятельность,   сооружая

постройки из снега, составляя  букеты цветов,  наблюдая  явления  природы  во

время прогулки, по собственной  инициативе вспомнить и спеть  соответствующую

песню,  прочитать  стихотворение,  придумать  как   использовать   природный

материал.

       Эстетическое  воспитание - это формирование в   человеке  эстетического

отношения к действительности и активизации его  до  творческой  деятельности

по законам красоты.

       Специфическое  содержание эстетического  воспитания  можно  определить

как  целенаправленный,  организованный   и   контролируемый   педагогический

процесс формирования в личности эстетического отношения  к  действительности

и  эстетической  деятельности.  Эстетическое   воспитание   само   по   себе

осуществляется лишь в  тесном единстве со всеми другими  видами воспитания.

       В современных  условиях в детском саду  выдвигаются   следующие  задачи

эстетического воспитания:

       1.Систематически  развивать  восприятие   прекрасного,   эстетические

чувства,  представления  детей.  Все   виды   искусства,   природы   и   быт

способствуют этому, вызывают  непосредственную  эмоциональную  отзывчивость,

радость, волнение, восхищение, увлеченность.

       2.Приобщать  детей к деятельности в области   искусства,  воспитывая  у

них потребность и привычку посильно  вносить  элементы  прекрасного  в  быт,

природу, общественные отношения.

       3.Формировать   основы  эстетического  вкуса   детей   и   способность

самостоятельно оценивать  произведения искусства и явления  жизни.

       4.Развивать  художественно-творческие способности  детей.

       Основная  задача  эстетического  воспитания  состоит  в  формировании

творческого   отношения   к   действительности.    Развитие    эстетического

восприятия,  эстетических  и  художественных  способностей,  эстетической  и

художественной деятельности  опирается  на  современное  развитие  сенсорных

систем,  деятельность  различных  анализаторов,  обеспечивающих  необходимую

точность и точность дифференцировок.

       Решение  задач эстетического воспитания  тесно связано с  формированием

у детей таких качеств, как инициативность,  умение  предвидеть  определенные

результаты, стремиться к  ним, умение мечтать.

       Задачей   всякого  воспитания   является   формирование   в   личности

определенных  потребностей.  В  нашем  случае  речь  идет   о   формировании

эстетической потребности, которую мы определяем как потребность  человека  в

красоте  и  в  действительности  по  законам  красоты.  Воспитателю  следует

обратить внимание,  во-первых,  на  широту  эстетической  потребности,  т.е.

способность  личности  эстетически  относиться  к  возможно  большему  кругу

явлений действительности; во-вторых, на качество  эстетической  потребности,

которое выявляется в уровне художественного вкуса и  идеала;  в-третьих,  на

активную творческую деятельность,  как  исполнительскую,  так  и  авторскую,

касающуюся не только  искусства,  но  и  всех  форм  деятельности  человека.

Перечисленные признаки можно  считать  критерием  эстетической  воспитанности

личности.

       Эстетическим  вкусом  называется  относительно  устойчивое   свойство

личности, в котором  закреплены  через  посредство  эстетической  информации

объективные  нормы  и   субъективные   предпочтения,   служащие   личностным

критерием для эстетической оценки.

       Эстетический  идеал - это конкретно - историческое  представление людей

о высокой, должной красоте  и их деятельность по ее достижению.

       Работа  по эстетическому воспитанию  в детском саду  тесно  связана   со

всеми  сторонами  воспитательного  процесса,  формы  организации  ее   очень

разнообразны, и  результаты  проявляются  в  различных  видах  деятельности.

Работа эта предусматривает:

       - воспитание  эстетического отношения  к   окружающей  действительности

через  ознакомление  с  общественными  и  природными  явлениями  в  быту,  в

процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.

       Эстетическое  воспитание не может решать  суммой отдельных мероприятий.

Оно представляет сложный  процесс формирования личности,  активного  освоения

явлений  жизни  и  искусства,  что  требует  создания  научно  разработанной

системы. Эстетическое воспитание  вытекает  из  ее  сущности  и  задач,  она

определяется содержанием  эстетического и художественного  воспитания.  Важной

стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

       Природа  - один из важных факторов  эстетического   развития  личности.

Сложный  мир  общественных  явлений  в  их  эстетическом   выражении   также

оказывает  существенное  влияние  на  формирование  эстетических   воззрений

детей.

       Архитектурный  облик городов, садов,  парков,  детских  садов  и  т.д.

создают эстетическую атмосферу,  способствуют  формированию  художественного

вкуса.

       Трудовые   занятия,   труд   дошкольников   несомненно   имеют   свои

эстетические свойства.

       Жизненный  уклад, быт, традиции  находят   свое  выражение  в  эстетике

быта, красоте традиций.

       В научно-теоретической  разработке системы  эстетического   воспитания,

ее    практическом    осуществлении    необходимо    учитывать    возрастные

психологические особенности  детей, интересы,  запросы,  современный  уровень

художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность  и

последовательность содержания.

       Важнейшим  условием  полноценного  эстетического   воспитания  является

среда, которая окружает  ребенка  в  детском  саду:  здание  детского  сада,

участок с его  оборудованием  и  зелеными  насаждениями,  предметная  среда:

мебель, игрушки.

       Своим  внешним видом, гармонией линий  и  форм,  цветом,  разнообразием

содержания   они   способствуют   формированию   эстетического   восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

       Вторым,  не  менее  важным  условием,  является   насыщенность   быта

произведениями  искусства:  картины,   эстампы,   скульптура,   произведения

декоративно-прикладного  искусства,  художественная  литература,  музыкальные

произведения  и  т.д.  Ребенок  с  раннего  детства  должен   быть   окружен

подлинными произведениями искусства.

       Третье  условие - активная деятельность  самих  детей,  т.к.  создание

эстетической  среды  еще  не  определяет  успех   эстетического   воспитания

ребенка.

       В   основе  методики   эстетического   воспитания   лежит   совместная

деятельность педагога и  ребенка по развитию у него  творческих  способностей

к  восприятию  художественных  ценностей,   к   продуктивной   деятельности,

осознанного   отношения   к   социально,   природной,   предметной    среде.

Эстетическое   восприятие   жизненных   явлений   всегда   индивидуально   и

избирательно.  В  основе  его  лежит  эмоциональный  отклик  на  прекрасное.

Ребенок  всегда  откликается  на  красивое  в  природе,   предметном   мире,

искусстве, на добрые чувства  людей. Большое значение при этом  имеют  личный

опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.

       Методы  эстетического воспитания очень  разнообразны.  Они  зависят   от

многих  условий:  объема  и   качества   художественной   информации,   форм

организации и видов деятельности, возраста ребенка.

       Педагогическая  наука и практика определяет  ряд  наиболее  эффективных

методов,  способствующих   формированию   у   детей   эстетических   чувств,

отношений, суждений, оценок, практических действий:

       - метод  убеждения, направленный на развитие  эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

       -   метод   приучения,   упражнения   в    практических    действиях,

предназначенных для преобразования  окружающей  среды  и  выработки  навыков

культуры поведения;

       - метод  проблемных ситуаций, побуждающих  к творческим и  практическим

действиям;

       -  метод   побуждения  к   сопереживанию,   эмоционально-положительной

отзывчивости на  прекрасное  и  отрицательное  отношение  к  безобразному  в

окружающем мире.

       В дошкольном  детстве широко применятся игровые   методические  приемы.

Ребенок успешнее  усваивает  разнообразную  деятельность,  если  воспитатель

создает  игровые  ситуации,  если  художественный  материал  представлен   в

увлекательной форме, если между  детьми возникают игровые соревнования.

       Важнейшее  значение игры заключается в  том,  что  она  является  такой

формой  организации  жизни  детей,  при  которой  складываются  определенные

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников