Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:58, доклад
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Оглавление
Введение 3
Определение эстетического воспитания 5
Цель и задачи эстетического воспитания 6
Функции и принципы эстетического воспитания 9
Этапы эстетического воспитания 10
Методы и средства эстетического воспитания 11
Заключение………………………………………………………………….………13
Библиографический список………………………………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ФГБОУ ВПО «АМГУ»)
Факультет: социальных наук
Кафедра: педагогики и психологии
ДОКЛАД
На тему: эстетическое воспитание
По дисциплине: педагогика
Исполнитель
студентка группы
166
Проверил:
декан ФСН
Благовещенск 2012
Оглавление
Введение3
Определение эстетического воспитания5
Цель и задачи эстетического воспитания6
Функции и принципы эстетического воспитания9
Этапы эстетического воспитания10
Методы и средства эстетического воспитания11
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Введение.
Наше динамичное, переходно-кризисное
время характеризуется
В понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование его собственных резервов и возможностей.
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши - красотой и физическим развитием, рост молодежи - красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.
Такой же исходной и истинной является
потребность человека в творчестве,
самовыражении, утверждении себя в
мире посредством внесения в него
нового, созданного им. Именно творческая
позиция обеспечивает человеку устойчивость
его существования, ибо дает возможность
адекватно и своевременно реагировать
на все новые ситуации постоянно
меняющегося мира. Творчество - свободная
деятельность, к которой человека нельзя
принудить: он может творить только в силу
внутренней потребности к творчеству,
внутреннего побуждения, которое и выступает
более действенным фактором, чей любое
внешнее давление или принуждение.
Многие из истинных потребностей человека
либо имеют эстетическую природу, либо
включают в себя необходимый эстетический
компонент. Эстетическое отношение к миру
всегда существовало как всеохватывающее,
универсальное и сугубо человеческое
поведение, а эстетическая оценка - самая
целостная, как бы завершающая восприятие
предмета в полноте его данности и связи
с окружением.
Эстетическое воспитание и образование
не только открывают душу человека
навстречу звукам, краскам, формам мира,
но и в целом способствуют более
полному, более связному и глубокому
пониманию мира и более гармоничному,
всестороннему раскрытию себя. Это
способствует и развитию творческого
мышления, расширяет возможности
в поиске и нахождении новых путей,
новых решений, в том числе
в сфере науки, производства, экономики.
Воспитать творческую личность, т.е.
сформировать контекст, условия и
установку на творчество, с одной
стороны, и потребность и побуждение
к творчеству, с другой, нельзя без
специальных усилий общества, без
соответствующей политики, направленной
на эту культурную цель. Чрезвычайно
важная роль здесь принадлежит программе
эстетического воспитания и развития,
которые являются одним из важнейших
средств качественного
Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает - рационально и эмоционально - необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства.
Творческий человек - решающая сила
современного производства, ибо в
современном понимании
Определение эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание предстает
как целенаправленный процесс формирования
определенного эстетического
Приведем некоторые
- эстетическое воспитание - воспитание
способности целенаправленно
- эстетическое воспитание есть
процесс, в котором
- система воздействий,
- включение человека в систему
педагогически организуемых
- приобщение к эстетическим
ценностям и, прежде всего,
к главной из них - красоте
во всех проявлениях.
- формирование определенного
Итак, основные положения определения процесса эстетического воспитания: во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности и, наконец, это - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание
Цель и задачи эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для его активной эстетической жизнедеятельности.
Успех деятельности личности в той
или иной области определяется широтой
и глубиной развития способностей.
Всестороннее развитие всех дарований
и способностей личности, активизация
способности творчески
Цель эстетического воспитания
обусловлена задачей
Непосредственная цель эстетического
воспитания - формирование эстетических
чувств, потребностей и интересов, эстетических
вкусов и идеалов, способности человека
к художественному творчеству и
эстетическому осознанию
Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических и нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматривается как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
Суть этой задачи состоит в накоплении
разнообразного запаса звуковых, цветовых
и пластических впечатлений. При
этом будет формироваться
Вторая задача эстетического воспитания
состоит в формировании на основе
полученных знаний и развития способностей
художественного и
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Глубокое переживание