Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:58, доклад

Описание работы

Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Определение эстетического воспитания 5
Цель и задачи эстетического воспитания 6
Функции и принципы эстетического воспитания 9
Этапы эстетического воспитания 10
Методы и средства эстетического воспитания 11
Заключение………………………………………………………………….………13
Библиографический список………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Доклад эстет воспит.docx

— 33.64 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АМГУ»)

 

 

Факультет: социальных наук

Кафедра: педагогики и психологии

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

На тему: эстетическое воспитание

По дисциплине: педагогика

 

 

 

 

Исполнитель  

студентка группы 166                                                                        Ворона К.В.

Проверил:

декан ФСН                                                                                           Щепкина Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

Оглавление

Введение3

Определение эстетического  воспитания5

Цель и задачи эстетического  воспитания6

Функции и принципы эстетического  воспитания9

Этапы эстетического воспитания10

Методы и средства эстетического  воспитания11

Заключение………………………………………………………………….………13

Библиографический список………………………………………………………..14

 

 

Введение.

Наше динамичное, переходно-кризисное  время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все  эти представления, так или иначе, касаются характера отношений человека с миром. Исчерпало себя старое представление  о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих  все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.

В понимании развития и прогресса  внимание, смысловые акценты и  направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир  и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование  его природы, использование его  собственных резервов и возможностей.

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте  как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши - красотой и  физическим развитием, рост молодежи - красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления  личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И  действительно, красота, наряду с истиной  и добром, неизменно выступает  в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания  бытия.

Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в  мире посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность  адекватно и своевременно реагировать  на все новые ситуации постоянно  меняющегося мира. Творчество - свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности к творчеству, внутреннего побуждения, которое и выступает более действенным фактором, чей любое внешнее давление или принуждение. 
Многие из истинных потребностей человека либо имеют эстетическую природу, либо включают в себя необходимый эстетический компонент. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка - самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением.

Эстетическое воспитание и образование  не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более  полному, более связному и глубокому  пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это  способствует и развитию творческого  мышления, расширяет возможности  в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе  в сфере науки, производства, экономики. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и  установку на творчество, с одной  стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без  специальных усилий общества, без  соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно  важная роль здесь принадлежит программе  эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших  средств качественного совершенствования  человеческой природы.

Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции  состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает - рационально и эмоционально - необходимость  творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства.

Творческий человек - решающая сила современного производства, ибо в  современном понимании прогресса  делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь  этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его  устойчивость, полноту и гармоничность  его функционирования; способность  к эстетическим восприятиям и  переживаниям стимулирует свободу  и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и  прагматические, деловые соображения  заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать  организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества. 

Определение эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание предстает  как целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения  человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями  об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в  ходе эстетического воспитания формируется  и развивается способность человека к эстетическому восприятию и  переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его.

Приведем некоторые определения  эстетического воспитания:

- эстетическое воспитание - воспитание  способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать  и оценивать красоту в окружающей  действительности - в природе, в  общественной жизни, в труде,  в явлениях искусства;

- эстетическое воспитание есть  процесс, в котором формируется  умение ценить, чувствовать и  понимать прекрасное и безобразное,  трагическое и комическое, возвышенное  и героическое, высокое и низменное  в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве,  где развивается способность  к творчеству по законам красоты  во всех сферах и видах человеческой  деятельности;

- система воздействий, направленных  на выработку и совершенствование  в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и  создавать прекрасное и возвышенное  в жизни и искусстве;

- включение человека в систему  педагогически организуемых действий  для выработки у него желаемых  воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также  художественно-творческих способностей 

- приобщение к эстетическим  ценностям и, прежде всего,  к главной из них - красоте  во всех проявлениях. Поскольку  красота как ценность более  связывается с искусством, то эстетическое воспитание включает, в частности, приобщение к искусству, развивая эмоциональную сторону не только восприятия искусства, но и психики человека;

- формирование определенного эстетического  отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания  вырабатывается ориентация личности  в мире эстетических ценностей,  приобщение к этим ценностям.  Формирование и развитие способности  человека к эстетическому восприятию  и переживанию, его эстетический  вкус, идеал. Эстетическое воспитание  обладает двумя основными функциями,  составляющими единство противоположностей: формирование эстетически-ценностной  ориентации личности и развитие  её эстетическо-творческих потенций. Эстетическое воспитание с помощью  искусства не сводится к художественному  воспитанию. Оно шире, предполагает  воздействие на эстетические  аспекты труда, быта, поведения,  формируя эстетическое отношение  к самой действительности.

Итак, основные положения определения  процесса эстетического воспитания: во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического  воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности и, наконец, это - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает  и различные подходы к его  целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Цель и задачи эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание формирует  человека всеми эстетически значимыми  предметами и явлениями, в том  числе и искусством как его  самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих  целей художественное воспитание, развивает  человека для его активной эстетической жизнедеятельности.

Успех деятельности личности в той  или иной области определяется широтой  и глубиной развития способностей. Всестороннее развитие всех дарований  и способностей личности, активизация  способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как  духовного, так и физического  есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека. Эстетическое воспитание включает формирование и развитие эстетического отношения  человека к действительности и искусству, способности наслаждаться творчеством, искусством, красотой. Этим обусловливается  его тесная связь со всеми направлениями  воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, физическим.

Непосредственная цель эстетического  воспитания - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и  эстетическому осознанию окружающего  мира. Формирование эстетического отношения  и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение  к природе) способствует развитию духовного  мира, т.е является средством всестороннего развития личности.

Эстетическое воспитание выступает  как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических и нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматривается как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.

Любая цель не может рассматриваться  без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это создание определенного  запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. При  этом будет формироваться чувственно-эмоциональный  опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о  мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического  восприятия таких социально-психологических  качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Беглое знакомство с шедеврами искусства  исключает один из главных элементов  эстетического отношения - любование.

С эстетическим любованием тесно связана  общая способность к глубокому  переживанию. Возникновение гаммы  возвышенных чувств и глубокого  духовного наслаждения от общения  с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Глубокое переживание эстетического  чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и  жизни - оценкой, основанной на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании  сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Одна из составных этой задачи - сформировать такие качества человека, которые позволили бы ему  дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Информация о работе Эстетическое воспитание