Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:08, реферат
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы. . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .
. . 8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .
. . . 13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 31.
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию
детей средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 47.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65.
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
ГЛУБОКИЕ
ЭСТЕТИчЕСКИЕ чУВСТВА,
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И В ИСКУССТВЕ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
чЕЛОВЕКА.
Р.Тагор
говорил: «Нельзя растить
в нем чувства прекрасного...»1: в этих словах просто и ясно выражена мысль
о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между
эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а
эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его
проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что
красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или
произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все
чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана
телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный
смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет
мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая
человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального
масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и
т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и
техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы,
которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита
эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще
осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым
он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за
стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве
искусства».
Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым
жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах.
А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы
возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер,
призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение
перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить
зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к
искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного
творца красоты.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,
окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он
тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он
открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский
писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов
различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие
эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей
действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в
частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.
Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и
деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский,
Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались
специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими
исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г.
Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
В настоящее
время высокая социальная
иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на
актуальность и необходимость составления развивающих занятий по
эстетическому воспитанию.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования
является «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного
осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами
природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на
воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности
различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях
следует использовать сочетание передачи новой информации с ее
использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее
эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы.
Задачи исследования:
1) Изучить
психолого-педагогические
старших дошкольников.
2) Раскрыть
значение природы в
3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста средствами природы.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию
эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то
процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естественным,
эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы
разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по
эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить
следующие результаты:
—
повысить уровень
— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию
дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами
воспитательного процесса;
— повысить
эффективность работы
познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в
целом.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью дошкольников;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое
воспитание дошкольников средствами природы.
Теоретическая
и практическая значимость
том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию,
включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего
дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и
содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами
природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс
воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему
воспитателям детских садов.
База исследования:
Д/С компенсирующего вида № 2125, г. Москва.
Глава
1 Теоретические основы
§1. Сущность эстетического
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой,
в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает
приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит
сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели
изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти
изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и
пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого
"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и
Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является
прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического
воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности,
формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола,
Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский,
В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под
редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы
нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать,
чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей
действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства" (16; 6).
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется
как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в
человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих
определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно
вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В
первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается,
что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной
задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания
школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников