Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
5
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
5
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
6
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
7
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
8
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
10
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
15
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
15
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
18
Заключение……………………………………………………………………………
25
Список использованной литературы……………………………………………….
26

Работа содержит 1 файл

Теория обучения и воспитания.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

               Министерство образования и науки Российской Федерации

     Федеральное  государственное автономное образовательное  учреждение

                                высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

                                Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

                                    Контрольная работа

                   по дисциплине: «Теория обучения и воспитания»

                              на тему: «Эстетическое воспитание»

 

 

 

 

 

                                                                           

                                                                                     Выполнила студ-ка 1курса

                                                                                     Гр. ЗПСПО - 111

                                                                                     Заочная форма обучения

                                                                                     Большакова М.А.

                                                                                    Проверил(a):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Екатеринбург 2013г.

                                           Содержание

Введение………………………………………………………………………………

3

Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..

5

1.1 Понятие и необходимость  эстетического воспитания………………………...

5

1.2 Виды эстетического  воспитания………………………………………………...

6

1.3 Структура эстетического  воспитания…………………………………………...

7

1.4 Функции эстетического  воспитания…………………………………………….

8

1.5 Факторы эстетической  культуры и эстетического воспитания……………….

10

Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..

15

2.1 Эстетическое и художественное  сознание……………………………………..

15

2.2 Механизм функционирования  эстетического сознания в духовном  мире личности……………………………………………………………………………….

18

Заключение……………………………………………………………………………

25

Список использованной литературы………………………………………………. 

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического  общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

На материализацию этого  начала первостепенное воздействие  оказывает характер общественных отношений, а также уровень материального  и духовного состояния общества, то есть степень развития его культуры.

Эстетическая культура является составной частью культуры, как «совокупность  эстетических ценностей, способов их создания и потребления». В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных  видов деятельности и эстетическое воспитание. Особое место в ней  занимает художественная деятельность людей. Эстетическая культура человека — это в первую очередь культура чувственного освоения мира в соответствии с социально прекрасными целями. Чувственный мир является основой  эстетической культуры человека.

Другой важной сферой действия эстетической культуры является духовная деятельность людей. Эстетическое начало проходит через все виды деятельности человека. Как для материальной, так и для духовной деятельности проявление и развитие эстетических начал связано с конкретным способом производства.

Задачи эстетического  воспитания личности могут быть успешно  решены лишь в случае их тесной связи  с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью, на основе совершенствования  всех сфер общественной жизни. Эффективность  в работе по эстетическому воспитанию зависит от ее систематичности, целенаправленного  эстетического воздействия на личность в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве.

Немалая роль в этом процессе принадлежит искусству, которое  в синтезированном виде отражает чувственные представления человека об окружающем его мире. Моделируя  мир, оно дает возможность выявить  различные соотношения и взаимосвязи  этого мира, что стимулирует творческо-созидательные  способности личности. Чувственная  природа искусства усиливает  мировоззренческое воздействие  на личность, превращает искусство  в сильнейшее воспитательное оружие.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Эстетическое воспитание

1.1 Понятие и  необходимость эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его  слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентации в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями  о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все  духовные способности человека, необходимые  в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота  выступает своеобразным регулятором  человеческих взаимоотношений. Благодаря  красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота  совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции  эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического  воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи  отмечают, что формируя «эстетическое  мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

1.2 Виды эстетического  воспитания

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся  практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные  компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее  теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование  личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних  особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Чем раньше она  попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра -- первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[2]

1.3 Структура эстетического  воспитания

Эстетика – целостная  система научного знания, которой  присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела:

- о природе объекта  эстетической оценки и видах  эстетической ценности (продукты  производства, явления природы, человек,  художественные ценности и т.п.);

- о природе эстетического  сознания и его формах (эстетические  чувства, идеалы, вкусы, взгляды  и теории);

- о природе эстетической  деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание.).

Структура эстетического  знания предполагает и наличие сложной  системы эстетических категорий  и понятий.

Эстетические  категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира.

 К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы.

Эстетические  законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Т.о. эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.[3,4]

1.4 Функции эстетического  воспитания

В процессе эстетического  воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями  об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к  этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается  способность человека к эстетическому  восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне  его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными  функциями, составляющими единство противоположностей:

Информация о работе Эстетическое воспитание