Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Содержание
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого-
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2.
Формирование этнической
национальной идентичности
2.3.
Взаимосвязь этнической
идентичности у детей старшего дошкольного
возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность проблемы и темы исследования
На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни.
Пробуждение и всплеск этнических процессов затронул и народы Казахстана. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются определенной стабильностью и отсутствием межнациональных конфликтов, что объясняется вековыми традициями совместного проживания разных народов. Однако, несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в республике существуют проблемы, связанные с развитием межэтнических отношений. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности межнациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности. Ее решение возможно лишь при создании таких педагогических технологий, которые отвечали бы современным требованиям гуманизации педагогического процесса [1].
Одной
из важнейших характеристик
Поскольку
образование относится к сфере
социально-культурных отношений, то и
основные его функции целесообразно
рассматривать в аспекте
В Республике Казахстан, в соответствии с законом «О правах ребенка в РК» [4, гл. 7, ст. 34], реализуются меры, направленные «на обеспечение детям возможности приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Казахстана» исходя из приоритета общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры.
С этнической толерантностью тесно связана национальная идентичность, так как во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу. В «Концепции этнокультурного образования в РК» [5], подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Только почитая и уважая собственные национальные реалии, возможно воспитание уважения к интернациональным. Высокий уровень развития национального самосознания определяет доброжелательное, доверительное отношение к людям другой этнической принадлежности. Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом поликультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национально-культурные центры.
Вместе с тем не следует упускать из виду, что чрезмерное увлечение национальным может привести к такой страшной болезни, как национализм. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению детей с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сензитивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей [6].
Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору, к национальной идентичности» — этим положением исследователя поликультурного воспитания дошкольников Э.К. Сусловой [7] обосновывается актуальность формирования этнической толерантности и национальной идентичности уже у детей дошкольного возраста. Этническая идентичность дошкольника находится на начальном этапе формирования, это не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Но если процесс формирования национальной идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то в этом случае человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них.
В современном обществе люди не становятся интернационалистами стихийно. Дружелюбие, уважение к людям разных культур и национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Начинать эту работу надо с дошкольного возраста [8]. Выбор данной темы обусловлен тем, что на территории Казахстана на современном этапе проживают представители более 130 наций и народностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав большинства детских садов нашей страны многонационален [1].
Многоплановость этой проблемы обусловливает необходимость ее комплексного изучения и поиск оптимальных приемов воспитания этнической толерантности и формирования национальной идентичности у детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов воспитания этнической толерантности и идентичности. Нынешнее состояние этнической идентичности детей РК характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, «размытостью», этнической напряженностью. Вот почему возникла необходимость специального изучения особенностей этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста, а также необходимость в создании приемов формирования этнической толерантности в условиях детского сада. Изучение особенностей национальной идентичности, её структурных компонентов, создание условий для формирования этнической толерантности представляет теоретический и практический интерес в связи с приобщением человека к этнокультурным ценностям через формирование адекватного эмоционального отношения к ним.
Организация поликультурного воспитания является актуальной проблемой современного казахстанского образования. Одним из аспектов этого процесса является поиск средств, позволяющих наиболее оптимально решать задачи становления этнически толерантной личности. В нашем исследовании в качестве такового изучается диалог народных культур, выполняющий доминирующую функцию в историческом развитии человечества, составляющая содержательную основу процесса поликультурного воспитания, поскольку он, позволяет комплексно решать задачи личностного развития, оказывает универсальное влияние на становление личностных качеств [6].
Для реализации Закона РК «Об образовании» [9], необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей. В Законе РК «Об образовании» сказано, что «для национальных групп создаются условия для изучения родного языка, а в местах их компактного проживания могут создаваться для обучения на их языках организации образования или подразделения (классы, группы и др.)» [9,ст5]. Но на практике данное положение реализуется далеко не везде и не всегда. Некоторые дошкольные учреждения страны осуществляют эту работу, но работают практически на интуитивном уровне, так как в области дошкольного образования нет достаточного научно-методического обеспечения.
Дошкольное
детство – начальный этап становления
личности, ее ценностных ориентаций и
именно в этот период закладывается
позитивное отношение к миру, к
себе и к окружающим людям [10]. Вместе
с тем вопрос о целесообразности
и возможности раннего
Таким образом, налицо противоречия:
- между целесообразностью
формирования положительной
- между потребностью
общества в исследовании
-между признанием
приоритетности
- большим
воспитательным потенциалом
Обозначение данных противоречий позволяет сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в изучении возможности использования диалога различных народных культур для формирования этнической толерантности и национальной идентичности в процессе поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На основе изложенных противоречий была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске наиболее эффективных методов, средств и положительных стимулов формирования этнической толерантности и идентичности у старших дошкольников.
Цель исследования (курсовая) – теоретически определить и обосновать возможности формирования этнической толерантности и идентичности у детей старшего дошкольного возраста, экспериментальная разработка и апробация технологии использования диалога народных культур по формированию этнической толерантности и идентичности в процессе поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.