Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:25, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности общения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие общения в психологии, три его стороны.
2.Изучить психологические особенности общения детей в младшем дошкольном возрасте.
3.Определить уровни общения у детей младшего дошкольного возраста.
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическим развитии.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Именно это определяет актуальность нашего исследования.
В
жизни человека общение не существует
как обособленный процесс или
самостоятельная форма
Важную роль в развитии личности младшего дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эта потребность развивается на основе совместной деятельности детей в играх и других видах деятельности.
В условиях современного дошкольного воспитания ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты. Таким образом, складывается детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются равными ему участниками совместной жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка заключается в том, что необходимо применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели, что возможно только в общении.
Объект исследования - процесс развития общения в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности общения в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования – выявить особенности общения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
3.Определить уровни общения у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - развитие ребенка младшего дошкольного возраста зависит от организации полноценного общения, условиями которых являются:
Методологическая основа: .
- концепция развития общения у младшего дошкольника(А.А. Бодалёв, А.Г. Рузская).
Методы исследования:
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении элементов общения и их развития у детей младшего дошкольного возраста.
База
исследования.
Исследование проходило в МДОУ Детский
сад № 90. В исследовании принимали участие
младшие дошкольники в возрасте от 2,5 до
4 лет (10 человек).
Глава 1. Основные подходы к элементам общения.
1.1. Выделение трех сторон общения.
По Лисиной М. И., общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [11, с. 9] Таким образом, общение – это взаимодействие, осуществляемое между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнёрах.
Важно отметить, что каждый участник общения выступает как субъект. Общаясь, люди настроены на то, что партнёр им ответит, и рассчитывают на его отзыв.
Учитывая сложность общения, Андреева Г. М. предложила обозначить его структуру (Рис. 1), выделив в нём три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. [2, с. 82]
Общение | |||||
Коммуникация | Интеракция | Социальная перцепция | |||
(Коммуникативная сторона) | (Интерактивная сторона) | (Перцептивная сторона) |
Рис. 1 Структура общения
Согласно Андреевой Г. М., коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Коммуникация в узком смысле слова подразумевает, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но важно отметить, что информация в процессе общения не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
Так
Г. Лассуэлл [Цит. по 2, с. 92] предложил следующую
модель коммуникативного процесса (Рис.
2).
|
Рис.
2 Модель коммуникативного процесса
Общение как коммуникация в зависимости от используемой знаковой системы делится на невербальное и вербальное.
Невербальная коммуникация использует различные неречевые знаковые системы:
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь:
Схема,
представленная на Рис. 3, отражает виды
коммуникаций.
Ропреке45к6789шгнекавпролд
Общение как коммуникация | |||||||||||||||||||||||||||
Невербальное |
|
Вербальное |
| ||||||||||||||||||||||||
Визуаль-ное | Кинетическое |
Внешнее |
Внутрен-нее | ||||||||||||||||||||||||
Проксеми-ческое | Пара-экстра-лингвисти-ческое | Устное |
Писмен-ное | ||||||||||||||||||||||||
Монологическое | Диалогическое |
Рис.
3 Виды коммуникации
Важно заметить, что в процессе коммуникации особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто обмениваются значениями, но как утверждает А. Н. Леонтьев1, стремятся выработать при этом общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. По мнению Г. М. Андреевой [2, с. 85], «суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание».
Важной
характеристикой
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга. То есть коммуникация обязательно предполагает воздействие на поведение партнёра, таким образом, знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. По Г. М. Андреевой [2, с. 85], «коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения». Эффективность коммуникации заключается в том, насколько удалось это взаимодействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
Как мы упоминали выше, коммуникация возможна лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации информации, так как они постоянно меняются местами в процессе общения. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закреплённые за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с нарушением в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.
Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнёров по коммуникации к различным социальным группам, и при их появлении особенно отчётливо выступает включённость коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Вся система коммуникативного акта значительно усложняется благодаря наличию таких барьеров.
Информация о работе Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста