Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа
задачи:
на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольн
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1 Формирование тревожности в онтогенезе 6
1.2 Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 11
Глава 2. Опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Методики организации исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36
Содержание
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется нестабильностью, кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Данные процессы отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость. Учащение тревожных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества.
Так, согласно данным отечественных и зарубежных исследователей [1, 22, 33, 34], в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях. Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения.
Особую актуальность данная проблема приобретает в контексте тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие эмоциональную сферу детей с ЗПР, говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на понимание детьми других людей и самих себя, а следовательно, и на отношение к другим и к себе, что затрудняет общение детей с ЗПР, снижает степень их защищенности от воздействия неприятных ситуаций, усиливает переживание собственной неполноценности.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты проблемы тревожности рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных авторов: Н.Д. Левитова, Г.Ш. Габдреева, Н.В. Имедадзе, Ю.Л. Ханина, Ч.Д. Спилбергера Ч.Д., Р. Мэй и др.
Исследованию детской тревожности посвящены работы В.М. Астапова, Е.В. Козловой, Л.М. Костиной, Б.И. Кочубей, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой, А.М. Прихожан, Е. Савиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Отдельно следует отметить ряд работ, в которых рассматриваются особенности тревожности детей с ЗПР: М.С. Певзнер, Л.Н. Костиной, М.Ч. Расщевской, Е.Л. Винниковой, Е.С. Слепович и др.
Однако анализ существующих на сегодняшний день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР изучена недостаточно, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.
Этим обусловлена актуальность и определяется цель нашего исследования – выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования выступает тревожность как психологический феномен.
Предметом исследования – особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены его задачи:
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является более высоким по сравнению с уровнем тревожности детей с нормой в развитии.
Теоретико-
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические (анализ научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы), эмпирические (опросно-диагностические методы: беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности детей), статистические (количественная и качественная обработка эмпирических данных), интерпретационные и аналитические (качественный и количественный анализ полученных данных и формулирование выводов).
Структура
работы обусловлена ее задачами и состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, включающего
35 источников, и приложений.
Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей формирования тревожности в онтогенезе, необходимо определиться с основной категорией данного исследования – понятием «тревожность».
Тревожность
- одна из наиболее сложных проблем
современной психологической
С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности и выделить тревожный тип личности.
Впервые понятие тревожности было введено С. Кьеркегором, последовательно разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Первый психологический анализ тревожности принадлежит Э. Фрейду (1916, 1926), который определял тревожность как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности» [цит. по: 29]. В дальнейшем термин «angstbereitschaft» - «тревожность», предложенный 3. Фрейдом, разными авторами переводился как «боязливость», «страх», «тревога».
Изучавший эмоции человека, К. Изард понимал тревожность как комплекс эмоций, включающий страх, враждебность, страдание, стыд, вину и психофизиологическое возбуждение [10]. Как склонность человека к переживанию состояния тревоги, обусловленное его свойством темперамента и являющееся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой [21], рассматривал тревожность В.С. Мерлин. С точки зрения Р.С. Немова, тревожность - это «свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [цит. по: 33].
В свою очередь, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова тревожность определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным переживаниям состояния тревоги» [9].
Н.В. Имедадзе называет тревожность «специфически социализированной эмоцией» [11], подчеркивая тем самым социальную природу ее возникновения. А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [26]. По определению А.В. Петровского, «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [24].
В
работах зарубежных авторов тревожность
часто рассматривается как
H. Аракелов, в свою очередь, отмечает, что тревожность – это «многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека» [цит. по: 1].
Таким образом, в современной психологической литературе понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации, во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента, в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку, в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов и считающаяся признаком эмоциональных нарушений.
При этом, анализируя определения тревожности, предложенные разными авторами, могут быть выделены и некоторые общие положения:
С учетом вышесказанного, в рамках данного исследования тревога будет рассматриваться, вслед за А.М. Прихожан [26, 27, 28, 29], как эмоциональное состояние, а тревожность - как свойство личности, проявляющееся в нескольких аспектах:
1)
когнитивном - чувство собственной
некомпетентности и
2) эмоциональном - эмоциональная возбужденность, беспокойство, нервозность, повышенная чувствительность и недостаточный контроль над своими реакциями;
3)
поведенческом - активные или
пассивные, но чаще всего
В свою очередь, проведенное А.М. Прихожан исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности в онтогенезе. В дошкольном и младшем школьном возрастах ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящее реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «психологического круга», и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности [29].
Таким образом, у дошкольников и младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.
С предподросткового возраста тревожность все более опосредуется особенностями «Я-концепции», носящей противоречивый, конфликтный характер. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах. В свою очередь тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлением к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе, с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивает отрицательный эмоциональней опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способов защиты, и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу [29].
Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР