Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

задачи:
на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольн

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1 Формирование тревожности в онтогенезе 6
1.2 Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 11
Глава 2. Опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Методики организации исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

курсовая_тревожность детей с ЗПР.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

     Введение

 

     Актуальность  исследования. Современное общество характеризуется нестабильностью, кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Данные процессы отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость. Учащение тревожных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества.

     Так, согласно данным отечественных и зарубежных исследователей [1, 22, 33, 34], в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях. Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения.

     Особую  актуальность данная проблема приобретает в контексте тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие эмоциональную сферу детей с ЗПР, говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на понимание детьми других людей и самих себя, а следовательно, и на отношение к другим и к себе, что затрудняет общение детей с ЗПР, снижает степень их защищенности от воздействия неприятных ситуаций, усиливает переживание собственной неполноценности.

     Степень изученности проблемы. Различные аспекты проблемы тревожности рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных авторов: Н.Д. Левитова, Г.Ш. Габдреева, Н.В. Имедадзе, Ю.Л. Ханина, Ч.Д. Спилбергера Ч.Д., Р. Мэй и др.

     Исследованию детской тревожности посвящены работы В.М. Астапова, Е.В. Козловой, Л.М. Костиной, Б.И. Кочубей, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой, А.М. Прихожан, Е. Савиной, Д.И. Фельдштейна и др.

     Отдельно  следует отметить ряд работ, в которых рассматриваются особенности тревожности детей с ЗПР:  М.С. Певзнер, Л.Н. Костиной, М.Ч. Расщевской, Е.Л. Винниковой, Е.С. Слепович и др.

     Однако  анализ существующих на сегодняшний  день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что  проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР изучена недостаточно, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.

     Этим  обусловлена актуальность и определяется цель нашего исследования – выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

     Объектом  исследования выступает тревожность как психологический феномен.

     Предметом исследования – особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

     В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования были определены его задачи:

  1. на основе изученной литературы по проблеме исследования дать определение понятию «тревожность», рассмотреть формирование тревожности в онтогенезе;
  2. выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
  3. разработать диагностическую программу и провести экспериментальное исследование особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
  4. провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.

     Гипотеза  исследования: предполагается, что уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является более высоким по сравнению с уровнем тревожности детей с нормой в развитии.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам тревожности как психологического феномена (Н.В. Имедадзе, Е.В. Козловой, Б.И. Кочубей, Л.М. Костиной, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и др.), особенностям тревожности детей с ЗПР (М.С. Певзнер, Л.Н. Костиной, М.Ч. Расщевской, Е.Л. Винниковой, Е.С. Слепович и др.) .

     Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие  методы: теоретические (анализ научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы), эмпирические (опросно-диагностические методы: беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности детей), статистические (количественная и качественная обработка эмпирических данных), интерпретационные и аналитические (качественный и количественный анализ полученных  данных  и  формулирование выводов).

     Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источников, и приложений. 

 

     Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

     1.1 Формирование тревожности в онтогенезе

 

     Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей формирования тревожности в онтогенезе, необходимо определиться с основной категорией данного исследования – понятием «тревожность».

     Тревожность - одна из наиболее сложных проблем  современной психологической науки  и одновременно с этим одна из наиболее используемых в психологической  практике категорий - как диагностических, так и объяснительных, интерпретационных. В то же время почти в каждой исследовательской работе можно встретить ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [33]. А.М. Прихожан указывает, что «под данный термин подводятся зачастую достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления» [29].

     С другой стороны, между исследователями  существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности и выделить  тревожный тип личности.

     Впервые понятие тревожности было введено  С. Кьеркегором, последовательно разводившим  конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Первый психологический анализ тревожности принадлежит Э. Фрейду (1916, 1926), который определял тревожность как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности» [цит. по: 29]. В дальнейшем термин «angstbereitschaft» - «тревожность», предложенный 3. Фрейдом, разными авторами переводился как «боязливость», «страх», «тревога».

     Изучавший эмоции человека, К. Изард понимал тревожность как комплекс эмоций, включающий страх, враждебность, страдание, стыд, вину и психофизиологическое возбуждение [10]. Как склонность человека к переживанию состояния тревоги, обусловленное его свойством темперамента и являющееся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой [21], рассматривал тревожность В.С. Мерлин. С точки зрения Р.С. Немова, тревожность - это «свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [цит. по: 33].

     В свою очередь, в психологическом  словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова тревожность определяется как «индивидуальная  психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным переживаниям состояния тревоги» [9].

     Н.В. Имедадзе называет тревожность «специфически  социализированной эмоцией» [11], подчеркивая тем самым социальную природу ее возникновения. А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [26]. По определению А.В. Петровского, «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [24].

     В работах зарубежных авторов тревожность  часто рассматривается как личностная особенность человека. В частности, по мнению Ч.Д. Спилбергера, тревожность - это «черта личности, склонность или предрасположенность к состоянию тревоги в различных угрожающих ситуациях» [32]. По мнению Х. Хекхаузена тревожность представляет собой «свойство личности, предрасполагающее индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу» [35].

     H. Аракелов, в свою очередь, отмечает, что тревожность – это «многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека» [цит. по: 1].

     Таким образом, в современной психологической  литературе понятие тревожности  определяется: во-первых, как эмоциональное  состояние в определенной ситуации, во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента, в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку, в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов и считающаяся признаком эмоциональных нарушений.

     При этом, анализируя определения тревожности, предложенные разными авторами, могут  быть выделены и некоторые общие положения:

  • необходимое условие возникновение тревожности - наличие реальной или воображаемой угрозы (опасности) для собственной личности;
  • тревожность имеет социально-психологическую природу возникновения и чаще всего вызвана неблагоприятными особенностями взаимодействия человека с обществом;
  • основной характеристикой тревожности является неопределенность, проявляющаяся в неопределенности угрозы и времени ее наступления, в дефиците информации об угрозе и отсутствии активных рациональных действий по устранению этой угрозы;
  • тревожность сопровождается неблагоприятными психологическими, физиологическими и поведенческими изменениями;
  • тревожность как свойство личности, имеющее устойчивый характер, становится предпосылкой дезадаптации человека.
  • Также становится очевидным, что в рассмотренных определениях понятия «тревожности» для раскрытия сущности данного явления авторы часто используют термин «тревога». При этом хочется отметить, что в настоящее время понятия «тревожность» и «тревога» сблизились в своем содержании и часто употребляются как тождественные (Е.Б. Ковалева). Однако Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин рекомендуют различать «тревогу» как эмоциональное состояние человека в определенный момент и «тревожность» как относительно устойчивое эмоциональное образование. Таким образом, данные авторы указывают на временный (реактивный) характер тревоги и хроническое состояние тревожности. Если человек склонен часто и сильно переживать состояние тревоги, то есть демонстрирует низкий порог возникновения реакции тревоги, - говорят о том, что он обладает тревожностью как чертой личности (B.C. Мерлин, X. Хекхаузен).

     С учетом вышесказанного, в рамках данного  исследования тревога будет рассматриваться, вслед за А.М. Прихожан [26, 27, 28, 29], как эмоциональное состояние, а тревожность - как свойство личности, проявляющееся в нескольких аспектах:

     1) когнитивном - чувство собственной  некомпетентности и малозначимости, негативная самооценка, ожидание  неудачи; 

     2) эмоциональном - эмоциональная возбужденность, беспокойство, нервозность, повышенная чувствительность и недостаточный контроль над своими реакциями;

     3) поведенческом - активные или  пассивные, но чаще всего нерациональные  действия по предупреждению или  устранению опасности .

     В свою очередь, проведенное А.М. Прихожан исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности в онтогенезе. В дошкольном и младшем школьном возрастах ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящее реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «психологического круга», и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности [29].

     Таким образом, у дошкольников и младших  школьников тревожность возникает  вследствие фрустрации потребности  в надежности, защищенности со стороны  ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

     С предподросткового возраста тревожность  все более опосредуется особенностями  «Я-концепции», носящей противоречивый, конфликтный характер. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах. В свою очередь тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлением к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе, с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивает отрицательный эмоциональней опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способов защиты, и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу [29].

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР