Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста 

Выпускная квалификационная работа. 
 
 
 
 
 

Выполнила:  
 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2007

Содержание.

Введение

Глава 1.Теоретические  основы исследования конфликтности  у детей дошкольного возраста.

1.1 История изучения  конфликтности. 

1.2 Понятие конфликт и конфликтность.

1.3 Особенности  проявления конфликтности у детей  дошкольников.

1.4 Методы и приемы  по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.

Глава 2.

Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.

2.1 Методика выявления  конфликтности.

2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.

2.3 Рекомендации  для родителей.

Заключение.

Библиография

Приложение.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В настоящее время государством разрабатываются  кардинальные меры по охране и укреплению психического здоровья молодого поколения.

Оно является показателем здоровья всей нации  и одной из важных характеристик социально – экономического, морального и культурного развития общества в целом.

     Дошкольное  детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в это время закладываются  базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Но, к  сожалению, сегодня забота о личности развития дошкольников отходит на второй план по сравнению с такими ценностями, как обученность, воспитанность, интеллектуальное развитие.

     Достаточно  часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия. Вплотную связано с тем что, ребенок придя в школу не может адекватно относиться к коллективу, выполнять те  нормы поведения которые требует от него общество и при не выполнении этих норм и правил общество перестает его воспринимать как личность. А в дошкольном возрасте формируются те, качества с которыми он выходит в свет. Отсюда необходимо уже в дошкольном возрасте учить ребенка, правильно реагировать на конфликты, уметь их разрешать. Данной проблемой занимались Анцупова А.Я., Бодалев А., Васильев В. Л., Волкова Н. В., Зедгенидзе В.Я., Выгодский Л. С., Дмитриев А., Кудрявцев В., Кox И. А., Мелибруда Е., Хухлаева О.В., Б,Яковлева Н. Г. , Шилов А.И, Линчевский Э.Э., ГришинаН.В. Ими были разработаны понятие конфликта, виды, причины, функции, динамика.

     Однако  анализ практики показывает, что воспитатель уделяет мало внимания конфликтам между детьми, а так же отсутствие методического обеспечения, помогающее воспитателю осуществить работу по данному вопросу.

  Отсюда возникает противоречие: между необходимостью обучения преодоления конфликтности и отсутствием методического  обеспечения для воспитателя по данной проблеме. Данное противоречие обусловило, проблему: какие методы и приемы нужны для преодоления конфликтности.

Это дает возможность сформулировать тему: «Преодоление конфликтности у детей дошкольного возраста».

Цель: разработать систему занятий и проверить ее эффективность на практике.

Объект: преодоление конфликтности у детей дошкольного возраста.

Предмет: методы и приемы  преодоления конфликтности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-осуществить  анализ педагогической и психологической  литературы;

-отобрать методы и приемы, по преодолению конфликтности у детей старшего дошкольного возраста;

-составить  систему занятий и апробировать на практике;

-составит  рекомендации для родителей.

Гипотеза: - преодоление конфликтности у детей дошкольного возраста будет эффективной если:

-будет  избранна оптимальная тактика  поведения воспитателя, который  будет служить образцом для  поведения ребенка;

-последовательно  и систематически  будет проводиться работа со стороны воспитателя по созданию благоприятной атмосферы в группе;

-воспитатель   будет осуществлять  индивидуальный  подход к детям;

-будет  разработана для воспитателя  система занятий, которая будет способствовать преодолению конфликтности;

-будет  проводиться  преемственная работа  в ДОУ и семье.

Методы:

-анализ;

-сравнение;

-синтез;

-обобщение;

-классификация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.1 История изучения  конфликтности.

      Изучение  проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Ее изучению посвящаются исследования в политических, исторических науках, искусствоведении, педагогике, правоведении, социобиологии, математике, военных науках и др.

      Появившись, с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные сведения о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Например, еще Сократ разработал искусство полемики (искусство ведения спора). Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические, социальные и психологические последствия.

Первые  целостные концепции конфликта  появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Сегодня проблема конфликтов имеет огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла.

      Общепризнанным  стало не просто принятие конфликта  в качестве естественной формы психической  жизни людей, но и признание их важных функций в развитии личности и ее отношениях с другими людьми.

      Роль  конфликтов и их регулирования в  современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

      В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования Андреева Г.М., Анцупова А.Я., Гришина Н.В., Захаров А.И., Зедгенидзе В.Я., Кох И.А. и др.

      В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Общие интересы и притязания могут стать основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут привести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях. Главную роль в возникновении конфликтов играют, так называемые конфликтогены, т. е. «способствующие конфликту». По своей сути конфликтогены — это те слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.

      Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Часто возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т. е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт может обостряться и охватывать все большее число участников.

      Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников или обидчиков. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, которые противоречат их внутреннему естеству.

      В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает  актуальность в плане улучшения  эмоционального климата межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности этого процесса. 
 
 
 

1.2 Понятие конфликт и конфликтность.

 

     Анализ  исследований педагогов позволил, отметить неоднозначный подход к сущности понятия конфликта в связи  с этим считаем целесообразно  уточнить его:

     Майк  Кордуэлл, рассматривал конфликт как, термин очень широко используемый в психологии и обычно обозначающий любую ситуацию, в которой организм человека или животного испытывает противоречивые чувства или импульсы.

     В словаре  по психологии Л.А. Карпенко конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиции, мнении или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

     По психологическому словарю В.В. Давыдова конфликт – трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

     Педагогика Г.М. Кождаспирова трактует такое определение, как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

     В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М.  Бим-бад сказано, что это предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

      В психологическом словаре В.В.Давыдова, А.В.Запорожца конфликтность рассматривается, как враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерб других; одна из реакций живого существа на фрустацию потребностей и конфликта.

Марк  Кодуэлл конфликтность рассматривал, как  проблему вызванная биологической  неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустацией из-за неблагоприятного окружения условий.

         Существуют различные определения  конфликта, но все они подчеркивают  наличие противоречия, которое принимает  форму разногласий,  если речь  идет о взаимодействии  людей.  Конфликт определяется как отсутствие  согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. 

      Отсутствие  согласие обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т.д. Однако отсутствие согласия, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда когда существующие противоречия,   разногласия нарушают нормальное взаимодействия людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким – либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше вариантов при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

       Такие авторы как И.А. Кох, Э.Э. Коломинский, Э.А. Линчевский выделяют следующие формы конфликтов:

       1.внутриличностный конфликт - представляющий собой столкновение между равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями.

         2.межличностный конфликт – который определяется как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которой могут быть достигнута лишь одной из сторон.

         3.межгрупповой конфликт, когда конфликтующими сторонами вступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

    Сигналами конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт.

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста