Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Организация, база и этапы исследования.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении РК г.Караганды «Гульдер». На разных этапах исследованием было охвачено 57 детей 5-7 лет, их родители, 9 педагогов. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в 2006-2008 годах и включало три этапа.
Первый этап исследования (2006-2007 гг.) - поисково-теоретический, представлял изучение и анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, проблема, объект, предмет и цель. Определялось содержание понятий «этническая толерантность» и «национальная идентичность». Была разработана диагностика констатирующего эксперимента. Разрабатывалась методика формирования этнической толерантности и идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап (2007г.) - опытно-экспериментальный, был посвящен проведению констатирующего эксперимента, разработке, организации и проведению опытно-поисковой работы по использованию эффективных методов, средств и стимулов по формированию этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования.
На третьем этапе (2007 –2008 гг.) – заключительно - обобщающем, были проведены контрольный эксперимент, проверка выводов, осуществлялось осмысление результатов исследования, уточнение отдельных теоретических положений, оформлялись результаты эксперимента и материалы диссертационного исследования.
Научная достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов достигались методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, соответствующих объекту; всесторонним анализом данных различных этапов эксперимента, сочетанием качественного и количественного анализа в обработке результатов эксперимента. Достоверность результатов определяется их апробацией и внедрением в практику работы дошкольного учреждения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
1.1.Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой
педагогической практике
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть: понимание и уважение иных народов, культур, жизненных ценностей; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способности межнационального общения; осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных культурных и национальных групп. Поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. Сам термин «поликультурность» стал использоваться лишь с 1977г, в то время, как понятие «интернационализм» возникло еще в самом начале двадцатого века. В настоящее время понятия «поликультурное» и «интернациональное» стали синонимами и приобрели повсеместный характер [1].
Поликультурное (буквально: много культурное) воспитание - это система обучения и воспитания, при которой дети теоретически и практически знакомятся с точно очерченным кругом систематизированных знаний и навыков, выработанных в рамках двух или нескольких типов культур, различающихся по своим особенностям [11].
В
настоящее время насчитывается
около ста определений «
1) абстрактное
обозначение общего процесса
интеллектуального, духовного,
2) абстрактное
указание на особенности
3) абстрактное
обозначение форм и продуктов
интеллектуальной и, прежде
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Та часть культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие [1].
Не всё прошлое культуры выступает как культурное наследие, а лишь та её часть, которая признаётся интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее [13]. Каждая национальная культура является индивидуальной носительницей общечеловеческих черт и ценностей. На современном этапе поликультурное воспитание стали понимать как приобщение ребёнка к миру этих ценностей [14].
А.Я. Флиер [15] особо подчеркивается доминирующая роль СМИ, которые в существенной мере вытеснили из нашего обихода все остальные источники культурного знания. Ребенок теперь воспитывается не столько родителями, сколько телевизором, учится не столько в школе, сколько по тому же телевизору, а теперь еще и посредством компьютерных игр.
На
основании всего этого в
Вопросы воспитания подрастающего поколения решаются с учетом того, что подавляющее число государств мира не является гомогенными, ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. По данным специалистов в области этнической социологии из наличествующих на сегодняшний день государств (около 180) лишь 20 из них этнически гомогенны [17]. Необходимость толерантного сосуществования этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.
В
мировой практике не везде соблюдаются
культурно-образовательные
На Западе этот процесс поликультурного воспитания особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую многонациональность общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940-1950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В1960-1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств. На смену эпизодическим педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходили концептуальные программы образования, направленные против расизма и иных национальных предрассудков [18].
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное (двуязычное) обучение. Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США.
Поликультурное воспитание трактуется в американской педагогике по крайней мере как идея, реформа школы, учебно-воспитательный процесс. Поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Американский педагог Дж. Бэнкс [21] выделяет несколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализации идеи поликультурности: один из них— при воспитании и обучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп. Согласно этой теории, самоценность каждой группы поддерживается и уважается, присущие им различия расцениваются как общественное богатство, культурное и этническое разнообразие, а не рассматривается как объект для устранения.
Как и многие ученые США, значительная часть педагогов Канады тесно связывают вопрос о поликультурном воспитании с достижением национальной идентичности. Полиэтничность и поликультурность — типичная черта США и Канады. В Канаде получила государственную поддержку идея поликультурности (Конституция 1982 г. закрепила за гражданами свободу и право национально-культурного самовыражения) [11]. Официально провозглашался курс на сохранение и развитие субкультур меньшинств («культур наследия»), равенство культур в социальной и культурной жизни. Поликультурализм был определен как «источник силы и будущего Канады». В Канаде особую роль в поликультурном воспитании выполняют так называемые «классы наследия» для иммигрантов, приобщающие к культуре и языку исторической родины. Например, в Эдмонтоне организованны такие классы для украинских канадцев. В них половина учебного времени отведена на украинский язык, литературу, историю, музыку. В США и Канаде задачи поликультурного воспитания решаются во многом посредством билингвального (двуязычного) обучения, помогающего осознать детям культурную и этническую идентичность [21].
Поликультурное воспитание находится в центре внимания и педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с1988г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и «культурного геноцида» этнических меньшинств. Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Здесь, например, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы) [22].
Идеи поликультурного воспитания получили распространение в Австралии с 1970 г. Однако вплоть до 1980 г. они не находили заметного места в теории и практике воспитания и обучения. Педагоги не располагали необходимыми научными разработками. Не было и соответствующих учебных пособий. Более того, высказывались суждения, что поликультурное воспитание ведет к социальному расколу и что следует путем воспитания стремиться исключительно к ассимиляции малых этносов и интеграции общества. В 1990 г. официальный взгляд на Австралию как однородное сообщество был пересмотрен. Поликультурная Австралия именуется теперь «семьей наций». В 1990 гг. в стратегию образования были внесены важные коррективы в духе поликультурного воспитания. Подобная политика должна развивать понимание, терпимость и уважение различных культур в многонациональной Австралии [11].
Проблема поликультурного воспитания коснулась всех крупных стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Однако, состояние поликультурного воспитания, отношение к нему в отдельных странах различно. Лишь в некоторых из них оно является предметом серьезного рассмотрения на уровне педагогики и официальной политики. К числу таких стран, например, относятся Япония. Задачи поликультурного воспитания решаются в Японии прежде всего с учетом необходимости культурного развития коренного этноса и приобщения иных этнических групп к его культуре. Японским детям многое в иностранцах непривычно: слишком отчетливы в суждениях и инициативны. Иностранцев осуждали за отказ от общения, привередливость в еде и пр. Японские педагоги не склонны драматизировать ситуацию. Напротив, они расценивают пребывание иностранцев в учебных заведениях как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как позитивный опыт общения с представителями иных этнических групп [17].