Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
В Советском Союзе не было господствующей нации, им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры. После распада СССР, новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, были поставлены перед нарастающей проблемой педагогических решений поликультурности. В новых государствах при определении отношения к этой проблеме обозначились два диаметрально различных подхода: первый исходит из стремлений учета культурно-образовательных интересов всех этносов, населяющих то или иное государство; второй подпитывается мощным всплеском национализма. Правящие элиты некоторых новых независимых государств проводят очевидно дискриминационный курс в сфере образования в отношении тех групп населения, которые оказались национальными меньшинствами [21].
Власти Латвии формально отказываются от поликультурного воспитания. Они проводят в отношении национальных меньшинств жесткую, фактически дискриминационную культурно-образовательную политику. Официальные власти Латвии справедливо пекутся о развитии латышской культуры посредством воспитания и образования. Но они видят такое развитие не в диалоге латвийской и иных культур, а в дискриминации последних [11].
В
России, поликультурное воспитание —
демократический ответ на потребности
многонационального населения. Как
и в остальных
Н.Д.Никандров в качестве цели российского образования обозначает «воспитание человека - патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать, личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма, терпимого к другим людям и их ценностям...» [23, 26].
Принципы
государственной политики РК в области
образования, провозгласившие
В условиях экономической и политической интеграции Казахстана все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Интерес к поликультурному воспитанию в РК обусловлен расширением международного сотрудничества, расширяющимся полиэтническим составом населения. Нарастает потребность в овладении основами межкультурного общения уже у детей дошкольного возраста [19]. Существенной для Казахстана является проблема организации поликультурного воспитания. Оно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров, семьи, общественных объединений, средств массовой информации. Первого мая в Республике Казахстан отмечается День единства народов Казахстана. Это единство среди разных народов достигается при помощи поликультурного воспитания.
Таким
образом, поликультурное воспитание многонационального
населения приобщает к
В
настоящее время мировая
1.2 Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры. В дальнейшем мы будем употреблять термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем казахский народ есть казахский этнос и казахская нация [27].
Обратимся к рассмотрению следующего понятия – «национальное самосознание». По мнению К.Н. Хабибуллина [29], национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, как социально-этническую общность. Исследуя проблему, К.Н. Хабибуллин подчеркивает, что «самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт» [29,5]. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социально-культурного опыта, включая и оценочное отношение национальных отношений.
В этнопсихологическом словаре [30] национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национальное самосознание является индивидуализированным понятием, то есть, прежде всего оно выражает степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами - членами национальной общности.
Ф.Ф. Харисов [31] национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация (идентичность); внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение. На наш взгляд, такое определение более точно отражает сущность национального самосознания.
Исходя из вышеизложенного, мы
пришли к выводу, что в тесной
связи с понятием национальное
самосознание находится термин
«этническая» или «
Понятие «идентичность», широко вошедшее в последние годы в научный и публицистический оборот, воспринимается как самоочевидное и интуитивно ясное. Этимологически восходящие к позднелатинским identifico (отождествляю) и identicus (тождественный, одинаковый, совпадение двух предметов или понятий), термины «идентификация», «идентичность» в современной научной и обыденной лексике значительно потеснили традиционные понятия «самосознание» и «самоопределение», при этом нередко выступая как их смысловые эквиваленты[32].
В
отечественной научной
В англоязычной литературе слово «этнос» (ethnos) встречается редко. Основа же «этно» используется чаще всего в значении «народный». Чаще всего термин «этничность» в западной науке употребляют политологи, когда речь заходит о «настойчивой и отчетливой самоидентификации, основанной на этнической принадлежности, и о конфликтах на этнической почве». В таких случаях под этничностью понимают, во-первых, групповую идентичность, то есть организацию множества людей в определенную группу, и, во-вторых, солидарность и принятие индивидуального членства в такой группе [33].
По определению Э. Хобсбаума [34] , этничность - это заготовленный способ выражения реального смысла групповой идентичности, который связывает членов (группы), то есть «нас», чтобы подчеркнуть отличие от «них». Причем такого рода определения в основном касаются национальных меньшинств.