Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 124.54 Кб (Скачать)
  • В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза:
  • ●при комплексном использовании всех методов и средств поликультурного воспитания, основанных на диалоге культур, у детей повысится интерес к культурам других народов, населяющих нашу страну, к культуре своего народа, к его языку, обычаям и традициям, возрастет уровень сформированности национальной идентичности и этнической толерантности.
  • ИЛИ
  • ● для формирования этнической толерантности и идентичности у детей старшего дошкольного возраста необходима специально разработанная методика,  основанная на системе принципов: целостное гармоничное восприятие национальной культуры, создание активной национальной языковой среды, этническая самоидентификация, эмоционально-ценностное отношение к своему народу и его культуре, связь национальной культуры с мировой культурой, творческая направленность личности.
  • Такая методика предполагает включение и использование положительных стимулов, содержащихся в арсенале воспитательных средств народной педагогики, которое мы определяем как внешние стимулы (сказки, загадки, песни, игры, национальная кукла, национальная одежда, национальная кухня), и внутренние стимулы (создание ситуации успеха, поощрение, проблемная ситуация и средства развития познавательного интереса).
  • ИЛИ

Общая гипотеза исследования состояла в том, что этническая идентичность детей 5-7 лет - представителей различных этнических групп взаимосвязана с их толерантным- интолерантным отношением к представителям этноконтактных групп. 

ИЛИ
  • Расширение  знаний детей о народах, живущих  в родном крае, даст возможность  формировать взаимную терпимость (этническую толерантность) и естественную готовность дошкольников к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Возросший интерес детей к своей национальной культуре, на наш взгляд, повысит уровень сформированости национальной идентичности у детей 6-7лет.
ИЛИ
  • В основу исследования положена гипотеза, согласно которой предпосылки формирования этнической толерантности и идентичности возникают уже в старшем дошкольном возрасте. Этот процесс формирования окажется успешным, если:
  • - педагогическая организация работы с детьми будет осуществляться по специально разработанной модели, включающей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты с акцентом на первый из них;
  • - началом процесса приобщения к общечеловеческим, нравственным ценностям будет ознакомление с элементами культуры родного народа, а затем - народов ближайшего национального окружения, причем в качестве определяющих средств выступят элементы народной педагогики;
  • - он будет основан на системе взаимодействий "педагог - ребенок -родители".
  • Исходя из цели нашей работы, мы поставили следующие задачи:
  • · Рассмотреть различные подходы к воспитанию поликультурной личности и этнической толерантности в мировой педагогической практике;

· Провести теоретический анализ философской, историко-педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по теме исследования.

  • · Конкретизировать и обосновать основные понятия, показатели, критерии оценки по проблеме исследования.
  • · Рассмотреть особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста
  • · Изучить особенности содержания работы, методов и средств по формированию национальной идентичности и этнической толерантности у старших дошкольников в условиях ДОУ

· Охарактеризовать взаимосвязь этнической идентичности и этнической толерантности в кросс-культурной перспективе.

**************************************************************

  • · Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней этнической толерантности и идентичности детей старшего дошкольного возраста.

· Теоретически обосновать, разработать  методику формирования этнической толерантности у детей 5-7 года жизни.

· провести апробацию данной методики процессе поликультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада и оценить её эффективность использования в практике ДОУ.

Ведущая идея исследования : Мы обращаемся к изучению начал формирования национальной идентичности и этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста, акцентируя, что они будут способствовать формированию чувства собственного достоинства, национальной гордости, интереса и уважения к людям своей и других национальностей.

ИЛИ

  В поликультурном воспитании дошкольников сегодня основным, на наш взгляд, должен стать принцип - через национальное к мировым достижениям культуры и, наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и многообразию национальных культур.

   Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек воспринимается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В основе конкретной методологии исследования лежат принципы диалектического единства национального и общечеловеческого, гармонизации национальных отношений.

   Теоретическую основу исследования составляют положения о самосознании как внутреннем стержне личности, определяющем уровень развития личности (Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, B.C. Мухина, Л.Я. Рубина, С.Л. Рубинштейн); о роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально - педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); о патриотическом воспитании как материальной основе формирования национального самосознания (Л.И. Беляева, М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Н.Ф. Виноградова, A.M. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, С.Н. Султанова); о влиянии социальной среды на формирование личности ребенка (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Н.В. Мельникова, А.В. Суровцева); о развитии национального самосознания детей различных возрастных категорий (Н.М. Гизатуллина, Л.И. Дробижева, Г.Д. Очиров, В.И. Прокопенко, И.А. Снежкова, Ю.С. Тюнников, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанова, В.Ю. Хотинец); о роли стимулов в формировании личности как об эмоционально насыщенных средствах, целенаправленно вызывающих у ребенка потребность в определенном поведении и обусловливающих социально-ценностные мотивы поведения (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Н.Ю. Войтонис, Л.Ю. Гордин).

Степень разработанности  проблемы. Изучению возрастных особенностей становления этнической толерантности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды посвящены работы Л.В.Артемовой, О.А.Богдановой, С.А.Козловой. Проблему поликультурного воспитания дошкольников в различные исторические периоды изучали Н.К.Крупская, А.М.Макаренко, К.Л.Джурицкая, Е.И.Радина, А.П.Усова. Более глубже и всесторонне данную проблему рассматривали М.И.Богомолова, Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова. Изучению средств, используемых в процессе становления различных качеств поликультурности в дошкольном возрасте, посвящены работы, Е.А.Казаевой, Л.В.Коломийченко,. И.Э.Куликовской, Е.Н.Лебеденко, Л.Д.Вавиловой, Э.Ф.Вертямовой, О.В.Леоновой; О.А.Соломенниковой, С.Н.Султановой, Л.Ю.Тихоновой, С.Л.Улановой, Т.В.Черник, Л.С.Ядрихинской. Различные аспекты проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей нашли отражение в трудах Д.Х.Азимовой, Н.Г.Капустиной, Л.А.Мамедовой, М.Р.Оганесян, Р.Ш.Халиковой. В значительной мере ими разработаны и обоснованы содержание, условия, пути и средства воспитания эмоционально-положительного отношения к представителям разных народов. На современном этапе вопросам воспитания поликультурной личности дошкольника и проблеме формирования национальной идентичности уделяют много внимания Э.К. Суслова, В.Д.Ботнарь, Парамонова.

     Среди казахстанских исследователей к  теме поликультурности, к проблемам  формирования этнической толерантности и идентичности у подростков и студентов в последнее десятилетие обращались: П. К. Тлеужанова (диссертация (2004г.) « Формирование субъекта этнокультуры в условиях высшей школы»), С.Б.Елюбаева (диссертация (2005г.) «Психологические особенности этнической идентичности и самооценки современных казахстанских подростков», З.Б.Кабылбекова «Воспитание поликультурной личности студента как педагогическая реальность», А.А. Бухаева (диссертация (2005г.) «проблемы формирования национальной идентичности в РК: политологический анализ»), З.Ж.Кашкимбаева( «Формирование культуры межнационального общения младших подростков средствами двуязычья».

     Структура национальной идентичности рассмотрена  в работах историков-этнографов (А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Л.И. Дробижева, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров), раскрыты разнообразные связи между этнокультурными переменными, в частности национальная идентичность рассматривается как показатель принадлежности людей к определенному этносу. Одним из первых проанализировал и проследил динамику развития национальной идентичности в онтогенезе, выделив этапы ее формирования крупнейший психолог Ж.Пиаже. Глубокому анализу подвергнута проблема формирования национальной идентичности и самосознания в исследованиях педагогов (Н.М. Гизатуллина, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Г.Д. Очиров, В.И. Прокопенко, Ю.С. Юнников, Я.И. Ханбиков, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанова).

  • В работе для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - ретроспективный анализ философской, этнографической и психолого-педагогической литературы и различных подходов к поликультурному воспитанию в мировой практике; методы конкретизации, систематизации и классификации и методы практического анализа (эмпирические) - педагогический эксперимент, анкетирование родителей, тестовые методики для определения уровня этнической толерантности и идентичности детей, индивидуальные беседы, наблюдение взаимоотношений детей разных национальностей, математическая обработка полученных данных, анализ продуктов детской деятельности (изучение детских рисунков, рассказов по теме, составленных по предложению воспитателя).
  • Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем с опорой на данные философии, социологии, психологии и педагогики определено содержание понятий «этническая толерантность» и «национальная идентичность», выявлена целесообразность и возможность их формирования у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов диалога народных культур. Определены уровни сформированности этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников. Теоретически обоснована, разработана и апробирована поэтапная методика формирования этнической толерантности у детей 5-7 лет. Результаты исследования обогащают теорию дошкольной педагогики достоверными сведениями о состоянии работы по формированию у детей этики межнационального общения в условиях семейного воспитания и в практике дошкольного образовательного учреждения Казахстана.

   Научная новизна исследования и теоретическая  значимость исследования состоит: - в конкретизации методологических основ формирования этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников в детском саду; в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса поликультурного воспитания; - в концептуальном обосновании диалога народных культур как средства становления этнической толерантности дошкольников.

   Практическая  значимость исследования состоит в обеспечении педагогического процесса поликультурного воспитания методологическими, содержательными и технологическими аспектами использования диалога различных культуры, диагностическим инструментарием, основанным на особенностях возрастных проявлений этнической толерантности, национальной идентичности; в определении: показателей, критериев оценки уровней этнической толерантности и идентичности применительно к старшему дошкольному возрасту и выявлении особенностей этнической толерантности и национальной идентичности как интегративного личностного образования у детей старшего дошкольного возраста.

                    Или

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены  принципы, основное содержание процесса  поликультурного

 воспитания  его этапы, компоненты;

  • разработаны комплекс занятий и игр, способствующих формированию этнической толерантности и идентичности у старших дошкольников;

- определены  показатели, компоненты, критерии и  уровни сформированности этнической  толерантности и национальной  идентичности дошкольников.

 Практическая значимость исследования состоит:

- в выборе, обосновании, систематизации и  внедрении положительных стимулов  по формированию этнической толерантности  и идентичности дошкольников в педагогическом процессе;

- в апробации  педагогической технологии раннего  пробуждения национального самосознания  у детей старшего дошкольного  возраста и возможности ее  применения в дошкольных образовательных  учреждениях; 

- теоретические  положения и выводы, научно-методический  материал и предложенные рекомендации  способствуют обогащению лекционных, семинарских и практических занятий  по дошкольной педагогике, этнопедагогике, специальным курсам.

Информация о работе Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос