Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 124.54 Кб (Скачать)

   Народная  музыка (музыкальный фольклор), как средство воспитания поликультурной личности и формирования этнической толерантности и идентичности отражает музыкальные традиции разных народов [83].

     Основной  вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей. Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется определенным комплексом устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления. Такой комплекс можно назвать музыкальным «языком» этой нации и эпохи [84].

     Музыкальные языки различных культур и  наций необычайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие  принципы организации тонов. Сейчас, как никогда ранее, становится актуальной тема объединения людей, а ничто так не объединяет людей, как музыка. Музыка всегда выражает важнейшие, типичные черты той или иной этнической группы [83].

     В программе «Болбабек» предусмотрены  различные виды музыкальной деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ  народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи [73].

  • Рассмотрим еще одно из важнейших средств формирования этнической толерантности и национальной идентичности – это общение детей с людьми другой национальности. Ребёнок испытывает потребность в общении с людьми, что создает благоприятные условия для поликультурного воспитания и развития в многонациональном коллективе сверстников [85]. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. При таком объединении детей разных национальностей и культур необходимо целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Педагог должен располагать значительным запасом знаний в области поликультурного воспитания, проявлять большой такт и чуткость по отношению к детям любой национальности [19]. Наиболее частыми видами общения в дошкольном учреждении являются совместная игра и трудовая деятельность, укрепляющие дружбу между детьми разных национальностей. В настоящее время возможность межнационального общения велика и организовать его можно в любом детском саду Казахстана.
  • По определению, Э.К. Сусловой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него этнической толерантности и качеств поликультурной личности [8].

   В дошкольные годы, особенно в 6-7 летнем возрасте, идет интенсивный процесс  становления национального самосознания. Важный компонент развития – осознание  себя как представителя определенного  этноса и нации. Усвоение образцов поведения, соответствующих этнической группе, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника, в процесс формирования его национальной идентичности. Этот процесс осуществляется не только через семью, но и через сверстников ребенка [6].

   Сюжетно- ролевая игра является важным средством  поликультурного воспитания. Полученные знания и впечатления о других народах дети отражают в своих  играх. Представления детей о  Родине, особенностях быта, труда разных народов нашей страны не только закрепляются и уточняются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений [86].

   Игрушку можно назвать главным атрибутом  игры. Игрушкой, способствующей воспитанию этнической толерантности и формированию национальной идентичности, является национальная кукла. Педагогическая ценность национальной куклы заключается в том, что с её помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом разных народов, с их природными особенностями. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие педагогические требования: в её облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определённой национальности; выражение лица куклы, одежда и другие её особенности должны пробуждать симпатию и любовь к ней. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность [58]. Игры с национальной куклой углубляют у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игры. Часто на практике национальная кукла находится в группе в виде сувенира, служит украшением. Дети должны знать имена этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какой народ представляют. Р.И.Жуковская [65] считает, что национальная кукла становится средством поликультурного воспитания в том случае, если она оказывается наделённой определёнными чертами характера.

  • Педагоги высоко оценивают значение в поликультурном воспитании подвижных народных игр. Например, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического воспитания [58]. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей [79] Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. В структуре подвижной игры выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры [87].

Народные  игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению  ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, «Считалка» –  это и проявление словесного детского творчества. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением . Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Г.С. Виноградова [65] указывает на игровые песни как содержание народной подвижной игры. В народных играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными для детей. Такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение [58].

   Усиление  роли процессов этнической идентификации  в общественной жизни сегодня  ни у кого не вызывает сомнений. Важную роль в этих процессах играет язык, как средство формирования национальной идентичности. Не случайно он занимает высокое положение на шкале ценностей личности. Главный, или первоначальный, язык - это язык, с которым человек отождествляет себя, считает его своим, пользуется им в личном общении. Обычно главный язык - первый по времени усвоения. Неоспоримо, что между языком и культурой существует связь, и языки являются не только средством общения между человеческими группами, но и формой выражения различных культур [88].

   В настоящее время система образования  РК ориентирована на учет специфических  особенностей (языковое разнообразие) государства и общества [5].

     Конституция РК [89] гарантирует представителям всех национальностей, составляющих народ Казахстана, право на сохранение своих родных языков. Необходимо отметить, что нормативная база в области образования в Казахстане основываться на уважении желаний родителей и культурной самобытности, языка ребенка. В то же время, образование должно ставить целью подготовку ребенка к самостоятельной и ответственной жизни в свободном обществе в духе взаимопонимания, миролюбия, толерантности, независимо от их этнической, национальной принадлежности.

     Родной  язык - это сокровище народа. Равные права на него имеют большие и  малые, старые и молодые, и служит он всем одинаково. К.Д Ушинский утверждал: «В языке одухотворен весь народ  и его родина, вся история духовной жизни» [79,321]. Он писал в статье «Родное Слово», что если дети с самого начала не обучаются на их родном языке, то у них понижается умственная способность, портится характер и не развиваются творческие таланты [79].

  Решающую  роль в выборе языка, а значит, и  культуры, петербургские исследователи Л. Балясникова и Е. Бражник отводят семье, которая практически либо навязывает ребенку идентичность с тем или иным народом, либо растит его двуязычным, а значит поликультурным [18].

  Знание  языка основного этноса, в окружении  которого живет человек, — это  важнейший элемент культуры межнационального общения. Человек должен освоить  язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто  делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Ребенку не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно — необходимость уважительного отношения к другим языкам и культурам [19].

  Решающим  фактором воспитания этнической толерантности  могут являться встречи ребенка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде. Наиболее эффективным средством при этом будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых в детском саду [6].

     При использовании праздников, как средств  формирования этнической толерантности  и национальной идентичности, важно  не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной и игровой форме[90].

     В современном Казахстане наметилась тенденция к самовоспитанию и  воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает: преемственность  между дошкольными, внешкольными, школьными  учреждениями в решении нравственных воспитательных задач. Школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь — родного языка. При этом для истинно поликультурной школы характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.

  • Выводы по 2 главе

   Таким образом, поликультурное воспитание дошкольников на современном этапе включает в себя знания о следующих элементах культуры народов: материальная культура (жилища, предметы быта, одежда, труд), духовная культура (обряды, праздники, язык, искусство), нормативная культура (общечеловеческие нравственные качества, правила межнационального общения ).

  • Можно сделать вывод, что дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Для формирования поликультурных качеств важно, что бы оно происходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности этнической толерантности. Чувства же придают процессу поликультурного воспитания личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Именно знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении [44].
  • Мощным фактором поликультурного воспитания дошкольников является многонациональный состав групп детского сада. В нашей Республике практически нет ни одного детского сада, состав групп, которых не был бы представлен детьми многих культур и национальностей. Все они в совместном обучении, игре, труде, в общении друг другом обретают умение мыслить и действовать в духе интернационализма, ставить общие интересы выше личных.

   Педагог, применяя все методы и средства воспитания этнической толерантности и формирования национальной идентичности, через условия  практической, творческой и коррекционной  работы с детьми способствует присвоению ими ценностного отношения к своему этносу, традициям, обычаям, исконным видам промысловой деятельности.

  • Заключение….
  • Список использованной литературы.

1. Макаев  В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л.  Поликультурное образование –

Информация о работе Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос