Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Народная музыка (музыкальный фольклор), как средство воспитания поликультурной личности и формирования этнической толерантности и идентичности отражает музыкальные традиции разных народов [83].
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей. Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется определенным комплексом устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления. Такой комплекс можно назвать музыкальным «языком» этой нации и эпохи [84].
Музыкальные языки различных культур и наций необычайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие принципы организации тонов. Сейчас, как никогда ранее, становится актуальной тема объединения людей, а ничто так не объединяет людей, как музыка. Музыка всегда выражает важнейшие, типичные черты той или иной этнической группы [83].
В программе «Болбабек» предусмотрены различные виды музыкальной деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи [73].
В
дошкольные годы, особенно в 6-7 летнем
возрасте, идет интенсивный процесс
становления национального
Сюжетно- ролевая игра является важным средством поликультурного воспитания. Полученные знания и впечатления о других народах дети отражают в своих играх. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда разных народов нашей страны не только закрепляются и уточняются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений [86].
Игрушку
можно назвать главным
Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, «Считалка» – это и проявление словесного детского творчества. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением . Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Г.С. Виноградова [65] указывает на игровые песни как содержание народной подвижной игры. В народных играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными для детей. Такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение [58].
Усиление роли процессов этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Важную роль в этих процессах играет язык, как средство формирования национальной идентичности. Не случайно он занимает высокое положение на шкале ценностей личности. Главный, или первоначальный, язык - это язык, с которым человек отождествляет себя, считает его своим, пользуется им в личном общении. Обычно главный язык - первый по времени усвоения. Неоспоримо, что между языком и культурой существует связь, и языки являются не только средством общения между человеческими группами, но и формой выражения различных культур [88].
В
настоящее время система
Конституция РК [89] гарантирует представителям всех национальностей, составляющих народ Казахстана, право на сохранение своих родных языков. Необходимо отметить, что нормативная база в области образования в Казахстане основываться на уважении желаний родителей и культурной самобытности, языка ребенка. В то же время, образование должно ставить целью подготовку ребенка к самостоятельной и ответственной жизни в свободном обществе в духе взаимопонимания, миролюбия, толерантности, независимо от их этнической, национальной принадлежности.
Родной язык - это сокровище народа. Равные права на него имеют большие и малые, старые и молодые, и служит он всем одинаково. К.Д Ушинский утверждал: «В языке одухотворен весь народ и его родина, вся история духовной жизни» [79,321]. Он писал в статье «Родное Слово», что если дети с самого начала не обучаются на их родном языке, то у них понижается умственная способность, портится характер и не развиваются творческие таланты [79].
Решающую роль в выборе языка, а значит, и культуры, петербургские исследователи Л. Балясникова и Е. Бражник отводят семье, которая практически либо навязывает ребенку идентичность с тем или иным народом, либо растит его двуязычным, а значит поликультурным [18].
Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, — это важнейший элемент культуры межнационального общения. Человек должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Ребенку не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно — необходимость уважительного отношения к другим языкам и культурам [19].
Решающим фактором воспитания этнической толерантности могут являться встречи ребенка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде. Наиболее эффективным средством при этом будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых в детском саду [6].
При использовании праздников, как средств формирования этнической толерантности и национальной идентичности, важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной и игровой форме[90].
В современном Казахстане наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает: преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями в решении нравственных воспитательных задач. Школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь — родного языка. При этом для истинно поликультурной школы характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.
Таким образом, поликультурное воспитание дошкольников на современном этапе включает в себя знания о следующих элементах культуры народов: материальная культура (жилища, предметы быта, одежда, труд), духовная культура (обряды, праздники, язык, искусство), нормативная культура (общечеловеческие нравственные качества, правила межнационального общения ).
Педагог, применяя все методы и средства воспитания этнической толерантности и формирования национальной идентичности, через условия практической, творческой и коррекционной работы с детьми способствует присвоению ими ценностного отношения к своему этносу, традициям, обычаям, исконным видам промысловой деятельности.
1. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование –